Рабочий лист по теме "Частицы. Правописание частиц"

1,1K прочитали
В рабочем листе содержится теория о частицах, их разрядах, о правилах раздельного и дефисного написания. Для закрепления всех теоретических сведений предложена система упражнений.

В рабочем листе содержится теория о частицах, их разрядах, о правилах раздельного и дефисного написания. Для закрепления всех теоретических сведений предложена система упражнений.

В этой статье я опубликую только упражнения из рабочего листа, так как формат статьи не позволяет вставлять таблицы, а многие теоретические сведения в РЛ представлены как раз в такой форме.

Но вы можете найти полную версию рабочего листа с теорией, заданиями и ответами здесь.

Упражнение 1

Найдите в тексте частицы, определите их разряды.

Пришёл Игорь к Лёше, а тот лежит на диване и мечтает. Такое едва ли спутаешь: когда человек мечтает, а когда просто о чём-нибудь думает.

– Хватит глядеть в потолок, давай поднимайся, – сказал Игорь, – мечтатель!

Лёша поморщился, вздохнул, но всё-таки поднялся.

– А как ты догадался, что я именно мечтал? - спросил он и, не дождавшись ответа, продолжил. – Я друга себе выбирал. Вот послушай. Сначала я выбрал Борьку. У него ведь, сам знаешь, какая овчарка Найда. Вот я лежу и мечтаю, как мы втроём - я, Борька и Найда – ходим допоздна по скверу, и ни один хулиган не смеет к нам приблизиться. А потом решаю: нет, хоть у Борьки и овчарка, но всё-таки с Костей, дружить будет поинтересней. Костя мямля, зато какой у него пудель Ролик. Забавный – прямо обхохочешься.

Игорь слушал, слушал и загрустил. Потом сказал:

– Ты не о друге мечтал. О собаке. А друг-то у тебя был.

– Кто же это?

Для урока по теме "Частицы. Разряды частиц" пригодится презентация, построенная как детективное расследование (скриншоты некоторых слайдов смотрите ниже в "карусели").

Упражнение 2

Определите, чем является в данных предложениях И (союзом или частицей). Распределите номера предложений по группам.

1. И почему ты мне не звонишь?

2. Я нашёл и сорвал этот цветок.

3. Ты и сам хорошо учишься.

4. Солнце село, и стало прохладно.

5. Я и сам не поеду, и ее не пущу.

6. Вдоль дороги растут ели и березы.

7. Не хочу и слышать это!

8. Наступила весна, и прилетели с юга птицы.

9. Травы и цветы благоухали.

10. Ты и делать-то ничего не умеешь.

11. Друзья ушли, и я загрустил.

12. И чего там только не было!

  • Частица И: _____________________
  • Союз И связывает части сложного предложения: _____________________
  • Союз И связывает однородные члены предложения: ____________________

Упражнение 3

Определите, чем является в данных предложениях КАК (союзом или частицей). Распределите предложения по группам.

1. Как тебе не стыдно?

2. Я слышал, как до дворе пели птицы.

3. Ручей извивался в траве, как голубая змея.

4. Как прекрасен этот мир!

5. Я заключён в эту темницу, как ворон в клетку.

6. Как хорош этот вечер!

7. Как же я люблю лето!

8. Мы видели, как приехали соседи.

9. Её кожа была белой, как снег.

10. Как трудно быть ребёнком!

  • Частица КАК: ______________
  • Союз КАК связывает части сложного предложения: _____________
  • Союз КАК присоединяет сравнительный оборот: _____________

К уроку по теме "Правописание частиц" у нас также есть презентация с теорией, заданиями, ответами для проверки (скриншоты слайдов ниже в "карусели").

Упражнение 4

Слитно, раздельно или через дефис? Раскройте скобки.

Частица БЫ

1. Замечательная музыка, без нее фильм был (бы) уже не тот.

2. И как (бы) ни ругали его критики, как (бы) ни низводили до ранга «мыльных опер», фильм продолжает нравиться и вызывать положительные эмоции.

3. Если (бы) мне пришлось составить список параметров, необходимый нормальному человеку для этой жизни, то я воспользовался (бы) той же подборкой.

4. Я считаю, что если (бы) каждый из нас задумывался о вреде синтетических моющих средств, то проблем с экологией было (бы) гораздо меньше!

5. Я (бы) тоже не отказалась сходить с такой цирк, мне друг рассказывал как это здорово.

6. Если (б) не последняя часть, то вышла (бы) отличная история, но только с двумя фильмами.

7. Сегодня молодые режиссеры так уже не снимают. А как (бы) этого хотелось!

8. Боялся того, что вот, если (бы) немцы пришли, как в кино, и всех (бы) стали убивать, то я (бы) притворился мёртвым и ни за что (бы) не шелохнулся, лежал (бы), как мёртвый.

9. Да (бы) не быть заподозренной в злословии, приведу некоторые примеры.

10. В двери энергетических контор области стали стучаться судебные приставы, да (бы) арестовать находящееся там имущество.

11. Ка (бы) по дороге, я (бы) сказал правильно.

12. Она (бы) и не приносила портрет, ка (бы) не подошло ей время отчитываться о своей жизни совсем в другом месте…

Частица ЖЕ

1. Колбаску нарезаем полосками, кладем в тарелку, туда (же) фасоль и сухарики.

2. А количество бедных в России за тот (же) период так (же) практически удвоился.

3. И, конечно (же), спасибо надо сказать сценаристу, оператору, монтажеру и композитору.

4. Коля (же) остался там (же): так (же), как и вся общага, он не знает, что хочет и нет и не было у него мечты.

5. Людям нужен активный отдых, к тому (же) финансово мотивированный, чтобы не отвлекало ощущение праздности.

6. В целом (же) вторая картина мне понравилась меньше первой.

7. Думаю, так (же), как и многие из вас.

8. А его зрители и отчасти антигерои этой (же) пьесы.

9. Такие (же) записи велись в группе продлённого дня.

10. Кто (ж) с собакой теперь гулять будет?

11. Да (же) определение «классика» не подходит в полной мере, потому что то (же) отражает лишь часть истинного величия произведения.

12. И да (же) в форс-мажорных ситуациях на лице его нет и тени паники, оно похо (же) на каменный лик статуи.

Частица ЛИ

1. Ездили (ли) вы в языковые поездки с учениками? Несут (ли) они пользу?

2. И вряд (ли) (бы) я когда-то посмотрел его, если (бы) это не был любимый фильм моей мамы.

3. То (ли) школа у меня такая была, то (ли) универ такой…

4. Бюджетный процесс ― едва (ли) не центральное звено в государственном управлении.

5. Не лучше (ли) определить конкретные сроки проведения саммита?

6. То (ли) на самом деле не задали, то (ли) он просто-напросто не записал ― такое с ним то (же) бывало.

7. Обсуждали (ли) вы возможное снижение мировых цен на нефть, а так (же) не могли (бы) вы рассказать немножко больше о возможном экспорте природного газа в Мексику?

8. Но, скорее всего, и эти ребята вряд (ли) все вернутся обратно.

9. Едва (ли) это решение будет опротестовано.

10. Ко (ли) так, и без вашего разрешения обойдусь.

11. Матрос и офицер, еже (ли) не успевали назад, то выпрыгивали и спасались вплавь.

12. А моя бабушка навряд (ли) поняла (бы), что гречневую кашу можно есть взятой из холодильника и с майонезом.

Частицы -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, -КОЕ, -ТАКИ, -КА

1. Да (же) если их кто (то) когда (то) назначил руководителями, то всё равно остались только те, кто эффективен.

2. Мы любим остановиться где (нибудь) в тени, на возвышенности, пить гранатовый сок и слушать звуки ночного города.

3. Едва (ли) кто (либо) из читателей сомневается в том, что окружающий его мир трехмерный.

4. Трибуну (кое) как поставили на велосипедные колёса и вывезли (таки) на берег, прямёхонько к разбитой шхуне.

5. В декабре, как (то) было поручено президентом, проекты внесли (таки) в Думу.

6. Забегая вперёд, скажу, что ревизоры (таки) докопались.

7. Всё (ж) (таки) не забывай, где ты находишься.

8. И (кое) с кем начинал о чём (то) заговаривать, причём, сколько я понимаю, в тумане и дыму получал твёрдые отказы.

9. (Кое) что (кое) о ком он знает.

10. (Кое) о ком из них я не стал (бы) всем рассказывать, но и здесь все (таки) совсем другое дело.

11. Как (бы) (нибудь), сударь, ладком дело (то) сделать!

12. Но сделал (ли) он что (нибудь), что было (бы) интересно такому количеству людей?

13. Таких шагов для получения сколь (нибудь) адекватных результатов требуется несколько миллиардов.

14. За неисполнение (либо) ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несёт ответственность.

15. Тот (же) брат сказал тому (же): ес (ли) я получаю откуда (либо) нужное мне, в таком случае велишь (ли) мне заниматься рукоделием?

16. Моросил дождь, машину (кое) где заносило на мокрой листве.

17. Неуже (ли) так (таки) и нельзя было прокормить? Пошёл (бы) на службу, получил (бы) паёк…

18. Но опять (таки), она ― мать и если она чувствует, что что (то) явно неладно с ребёнком, (то) надо разобраться.

19. К вечеру в лесу комары прямо (таки) зверели…

20. Он мог подкрадываться к прибору прямо (таки) на цыпочках, включать его со всей осторожностью, и тем не менее что (то) там обязательно фукало, трескалось, заклинивало.

21. Поглядите (ка), сколько тут луговых цветов (то)!

22. Ну отец (то) ладно ― он был слишком взбудоражен, но мы (то) куда смотрели?! ― Глянь (ка), Оля, ― сказал я. ― Ведь это подделка.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.