Фанфики по мотивам произведений Толстого – это не попытка посягнуть на святое, а способ переосмыслить творчество автора. Фестиваль “Толстой без бороды” объявил победителей в направлении фанфикшн. Какие результаты удалось получить после двух месяцев работы, рассказала координатор проекта Ольга Глазунова.
Были ли у участников ограничения по формату?
“Мы рекомендовали ребятам брать малые формы толстовских произведений, и они выбрали нехрестоматийные. Например, рассказ “Нечаянно” или “Как чертёнок
краюшку хлеба добывал”. Ограничений по жанру не было. Они имели право перенестись в другую эпоху. Если им хотелось, они имели право остаться в эпохе Толстого. Также было условие по объему – не больше 7 страниц. Ребятам предлагали сделать альтернативное окончание, предисловие или новую сюжетную линию”, – комментирует Ольга.
Чем удивили участники проекта?
“Тульские участники брали краткие пересказы эпизодов из выбранного рассказа и дальше весь фанфик был их текстом. Студенты школы театральной школы Константина Райкина, который является нашим партнером в этом году, пошли по другому пути. Они довольно объемно цитировали Льва Николаевича, а потом шла их дописка, и склейка была настолько тонкой, что невозможно было понять, где закончился Толстой, где началась, например, Полина Ручкина или Николай Борисов. Я брала текст и по тексту следила, чтобы понять, кто автор выбранного фрагмента. Настолько они попали в стилистику”, – делится впечатлениями от работ участников координатор проекта.
Что будет дальше?
“Мы готовим публикации текстов участников уже сейчас. Их проверяет корректор, и они будут размещены на сайте ридеро.ру. Но я думаю, что не менее приятным бонусом будет то, что тексты победителей примут участие в марафоне читки, то есть прозвучат со сцены, уже разыгранные режиссером. Более того, тексты уже переданы хореографам и участникам танцевального номера для постановки. Если танцевальный номер победит, автор увидит и услышит свой текст со сцены. Кроме того, он сможет увидеть пластическое воплощение своего литературного материала. Сейчас идет связка между направлениями фанфикшн и контемпорари, и мы пригласили мастера из театральной школы Константина Райкина, танцовщика-постановщика Рената Мамина. Он провел один мастер-класс с нашими хореографами и поставил им задачу. В этом году мы немного скорректировали задачу, чтобы они создавали не абстрактные полотна, а более фигуративные и активные произведения искусства. Хореографы должны не пересказывать и не иллюстрировать текст, а наполнять каждую свою эмоцию и жест таким образом, чтобы зритель, не читавший текст Толстого или фанфика по Толстому, мог понять, что происходит на сцене. Они покажут эскизы 6 апреля, 21 апреля будет конкурс, а 27 – начитки”, – делится планами Ольга Глазунова.