Найти тему

Отель Метрополь - детище Саввы Мамонтова

Здание отеля, расположенное по адресу: Москва, Театральный проезд, дом 2, было построено в 1899—1905 годах. Эта крупная и уникальная постройка играет исключительно важную роль в формировании облика Театральной площади и площади Революции. Гостиница является самым крупным общественным зданием эпохи модерна и признаётся одним из самых значительных московских историко-архитектурных памятников этого стиля.

Угол отеля Метрополь смотрит через Театральную площадь по диагонали на Большой театр
Угол отеля Метрополь смотрит через Театральную площадь по диагонали на Большой театр

Метрополь был задуман меценатом, владельцем первой в России частной оперы Саввой Мамонтовым, как «театр с гостиницей». Он задумал построить в центре Москвы, напротив Большого театра, дворец искусств — с грандиозным, рассчитанным на три тысячи зрителей, оперным залом, художественными галереями, гранд-отелем и первоклассным рестораном.

Фасад отеля со стороны Театрального проезда
Фасад отеля со стороны Театрального проезда

К созданию проекта Мамонтов привлекает архитектора Вильяма Валькотта, художников Михаила Врубеля, Николая Андреева, Сергея Чехонина, Александра Головина. Сначала Мамонтов объявляет открытый конкурс, который выигрывает проект Николая Шевякова и Льва Кекушева, однако, заказ волей мецената достается англичанину Вильяму Валькотту, занимающему на конкурсе лишь четвертое место. Тем не менее, позже, когда Савва Иванович перестает быть акционером, и сама идея «Метрополя» смещается от «театра с гостиницей» к «гостинице с рестораном», к работе — совместно с Валькоттом — возвращаются Кекушев и Шевяков.

https://ridero.ru/books/catalog/?q=odinmirage&offset=0
https://ridero.ru/books/catalog/?q=odinmirage&offset=0

Возможно, именно такими примерами фундаментальности и художественности подпитывались руководители СССР, архитекторы и художники во времена Сталина, при создании отелей сразу после Великой Отечественной Войны, в том числе известной гостиницы Украина на Кутузовском проспекте.

Савва Мамонтов всю жизнь метался между искусством и коммерцией, он был живой иллюстрацией слов Немировича-Данченко: «Купец не смеет увлекаться. Он должен быть верен своей стихии, стихии выдержки и расчета. Измена неминуемо поведет к трагическому конфликту».

Измена с искусством привела владельца чугунолитейных, горных заводов и железнодорожных концессий к разорению.

С другой стороны, это привело его и к бессмертию. Меценат русской «Частной оперы», в которой пели Федор Шаляпин и Надежда Забела-Врубель и ставились все важнейшие русские оперы, ставшие классикой национальной музыкальной школы, оставил после себя большое культурное наследие, в том числе и в виде великолепной архитектуры и украшений Метрополя.

Театральный проезд и отель Метрополь - перспектива на Театральную площадь и улицу Моховая
Театральный проезд и отель Метрополь - перспектива на Театральную площадь и улицу Моховая

Но Мамонтов оказался связан с искусством не просто деньгами, а кровью и родством. Он женился на двоюродной сестре Станиславского, а на двоюродной сестре Саввы был женат Павел Третьяков, коллекционер и основатель галереи русского искусства. Знаменитая «Девочка с персиками» Серова — это дочь Мамонтова, Вера. Алеша Попович в «Трех богатырях» Васнецова — его сын, Дрюша. Репин начинал свою картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в мамонтовской усадьбе Абрамцево, а Михаил Нестеров прямо с ее крыльца пишет «Видение отроку Варфоломею». Абрамцево, кстати, Мамонтов купил у дочери писателя Сергея Аксакова, приятеля Гоголя.

Расскажем немного о более древней пред истории этого места Москвы.

До XV века местность, на которой расположена современная Театральная площадь, представляла собой изрезанный оврагами заболоченный пустырь с протекавшей по нему рекой Неглинной, которая во время паводков разливалась и затапливала большие участки.

https://ridero.ru/books/catalog/?q=odinmirage&offset=0
https://ridero.ru/books/catalog/?q=odinmirage&offset=0

После пожара 1812 года это место долго пустовало. Затем Театральная площадь была организована по проекту архитектора О. Бове. В 1838 году участок, на котором расположен отель, на льготных условиях покупает купец П.И. Челышев и строит большое здание. Получившуюся постройку, простоявшую до 1898 года, официально называли гостиница «Славянская», но москвичи звали ее просто «Челыши». Согласно описаниям того времени: «Чего-чего не было в этом доме: и трактир, и полпивная, и бани, и закусочная, и мелкие мастерские».

И в самом деле там были меблированные комнаты, которые любили провинциальные актеры, трактир, закусочная, пара десятков лавок, мастерские и даже баня. За десять лет до Мамонтова «Челыши» сменили вывеску и стали «Метрополем» еще до того, как появилось то здание, которое мы знаем.

https://ridero.ru/books/catalog/?q=odinmirage&offset=0
https://ridero.ru/books/catalog/?q=odinmirage&offset=0

Вернемся к описанию самого «Метрополя». Это грандиозное сооружение: крыша перекрыта стеклянным куполом, плоские светлые стены чередуются со стеклянными эркерами, по первому этажу идут арки, отделанные гранитом. На первый взгляд, отель выбивается из ансамбля площади, но арочные своды фасада продолжаются на здании Малого театра, а башенки на крыше продолжают линию, начатую Третьяковским проездом, и подхватываются Китай-городом и Историческим музеем. По двум главным фасадам тянется лента изумительных по пластике барельефов Андреева «Времена года». Над окнами третьего этажа — мозаичная цитата из Ницше: «Опять старая история: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». Фасады украшают 23 мозаичных панно. Самое большое — «Принцесса Греза» Врубеля — находится по фасаду Театрального проезда. Пять больших панно Головина расположены по углам здания, авторство маленьких панно не установлено. Решетку балкона проектировал М.М. Перетяткович.

Справа в середине знаменитая стеклянная крыша Метрополя
Справа в середине знаменитая стеклянная крыша Метрополя

Главное украшение «Метрополя» — панно «Принцесса Грёза», повторенная в керамике картина Михаила Врубеля на сюжет пьесы Эдмона Ростана. Картина была написана для Нижегородской ярмарки, выставлена там в специально построенном Саввой Мамонтовым павильоне, плохо принята публикой и, в назидание невеждам, переведена в Абрамцевских мастерских в майолику и выставлена на всеобщее обозрение на фасаде отеля.

В 1901 году, когда внешняя отделка подходила к концу, в «Метрополе» вспыхнул пожар. Барельефы и панно не пострадали, но Мамонтов, бывший тогда под следствием, не мог позволить себе роскошного строительства. «Метрополь» спас Кекушев, составивший более дешевый проект. К 1903 году тут разместился отель, 10 магазинов, 11 залов ресторана под танцевальные вечера, выставки и маскарады, а также двухзальный кинотеатр «Модерн».

Новый проект главного ресторана, заменившего театральный зал, разрабатывал А.Э. Эрихсон. В центре был фонтан из новомодного цемента.

https://ridero.ru/books/catalog/?q=odinmirage&offset=0
https://ridero.ru/books/catalog/?q=odinmirage&offset=0

Построенный в начале XX века «Метрополь» задает новые стандарты современного отеля, по которым впоследствии будут строиться и другие старейшие отели (например, «Националь» и «Савой»). Уже в те времена гостиница предлагает к услугам постояльца рестораны и кафе, просторные фойе, холлы с удобными креслами, библиотеку и бильярд.

Передовой характер здания для того времени, чем-то напоминает другой знаменитый московский дом Страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре, описанный во второй книге серии odinmirage.

На момент открытия комплекс Метрополя включает в себя 400 номеров, каждый из которых уникален. В номерах есть холодильники, наполняемые льдом, телефоны и горячая вода. По тем временам это считалось настоящей диковинкой.

https://ridero.ru/books/catalog/?q=odinmirage&offset=0
https://ridero.ru/books/catalog/?q=odinmirage&offset=0
https://ridero.ru/books/catalog/?q=odinmirage&offset=0
https://ridero.ru/books/catalog/?q=odinmirage&offset=0

К январю 1905 года отделочные работы заканчиваются, и оснащенная по высшему разряду гостиница начинает принимать гостей. Публика от «Метрополя» была в неистовом восторге, поражаясь художественности отделки и обстановки. Особой популярностью пользуется ресторан, кухней которого заведует француз Эдуард Ниньон. Метрополь сразу сделался местом банкетов на широкую ногу. Один из первых закатил издатель журнала «Золотое руно», миллионер Николай Рябушинский: «Посредине, в длину огромного стола шла широкая густая гряда ландышей. Знаю, что ландышей было 40 тысяч штук, и знаю, что в садоводстве Ноева было уплачено 4 тысячи золотых рублей за гряду. Январь ведь был и каждый ландыш стоил гривенник», — вспоминал художник Сергей Виноградов. На закусочном столе в ледяных глыбах с вмонтированными в них лампочками стояли ведра с икрой, подавались разукрашенные аршинные стерляди, фазаны и прочие изыски, лилось шампанское. Считается, что свое знаменитое стихотворение «Увертюра. Ананасы в шампанском» Игорь Северянин написал именно здесь, в «Метрополе».

Кроме Рябушинских здесь гуляют на широкую ногу Морозовы, Стахеевы; отмечаются отъезд Дягилева заграницу и другие события - в «Зимнем саду» отеля ставятся столы для сотен гостей и устраиваются самые шумные праздники в городе, о которых долго говорит вся Москва.

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война изменила жизнь Москвы. Меняется и «Метрополь»: один из этажей отеля отдается под госпиталь, в ресторане вместе со счетом теперь приносят кружку для сбора средств в помощь армии. Впрочем, «Метрополь» не перестает быть светским центром Москвы: розничная торговля алкоголем находится под запретом, а в ресторане отеля, к тому времени ставшего собственностью консорциума виноторговцев, шампанское и коньяк не переводятся.

В дни Октябрьской революции юнкера, верные Временному правительству, превращают «Метрополь» в настоящую крепость. Забаррикадировавшиеся в отеле юнкера почти неделю обороняют подходы к городской думе и Красной площади от наступающих отрядов Красной гвардии, и лишь применение артиллерии заставляет верные Временному правительству войска покинуть здание. Оставив гостиницу с выбитыми окнами и пробоинами от прямых попаданий орудийных снарядов, юнкера отступают.

Оставленная гостиница кажется погибшей — большинство стекол выбито, майолики повреждены, стены испещрены отметинами от пуль, однако, «Метрополь» продолжает жить — номера, окна которых забиты досками, по-прежнему заняты постояльцами, кухня каким-то чудом все еще работает, в ресторане подают ужин.

Обстрел здания гостиницы артиллерией произвел огромное впечатление на очевидцев. Один из участников событий вспоминал: «Картина была ужасающая. Снаряды то и дело ударялись о стены гостиницы, рвались с неимоверным треском. Со стен на тротуар летел кирпич, железо, стекло. Точно в какой-то гигантской ступе кто-то дробил сильно звенящий предмет».

Крыша Метрополя со смотровой площадки Центрального Детского Мира
Крыша Метрополя со смотровой площадки Центрального Детского Мира

В 1918 году «Метрополь» из гостиницы превратился во Второй Дом Советов (Первым Домом Советов стала гостиница «Националь»). Здесь разместились правительственные учреждения и важные чиновники. В теперешнем президентском номере жил и работал нарком иностранных дел Георгий Чичерин, в номере с видом на Большой театр была приемная председателя ВЦИК Якова Свердлова. Часть номеров превратили в коммуналки.

Ресторан продолжал жить, пусть эта жизнь и была совсем задушенной, примитивной. Воровали и тащили все — фарфор, чашки, приборы. Композитор Сергей Прокофьев в 1927 году жаловался, что кофе ему принесли в стакане с подстаканником вместо кофейной чашки. Забегая вперед скажем, что расхитили не все. Поступивший в 1969 году на работу будущий директор ресторана Роман Халилов был потрясен: «Было ощущение, что попал в музей. Ведь раньше даже приборы были серебряные и золотые. А такого хрусталя я вообще никогда не видел!»

В конце 20-х годов отель возродился. Нужно было где-то принимать гостей, в том числе видных и состоятельных – советская власть это понимала. Учреждения из Метрополя убрали, видных большевиков расселили по квартирам. В вымытый и вычищенный «Метрополь» вернулись постояльцы, он ожил, задвигался, захлопал дверьми, заскрежетал ключами, заговорил на разных языках.

Закончим рассказ о знаменитом отеле его новейшей историей.

Мозаичные панно
Мозаичные панно
Мозаичные панно
Мозаичные панно

В августе 2012 года «Метрополь» после почти столетнего перерыва вновь стал частным. В 2013 году новая команда во главе с генеральным менеджером Домиником Года начинает глобальное обновление отеля, чтобы сделать его одним из самых современных отелей мира, сохранив историческое наследие.

В 2013 году кухню отеля возглавляется Андрей Шмаков, и в 2015 году в отеле на месте исторического американского бара открывается ресторан современной русской кухни SAVVA. В 2021 году ресторан одним из первых в России заслуженно получает звезду Michelin.

https://ridero.ru/books/catalog/?q=odinmirage&offset=0
https://ridero.ru/books/catalog/?q=odinmirage&offset=0

В 2017 году «Метрополь» объявляет о завершении первого из трех этапов масштабного обновления и представляет 28 обновленных номеров. В 2019 году количество обновлённых номеров в отеле достигает 70. Интерьеры номеров воссоздаются по оригинальным проектам начала XX века. Годом спустя вновь распахиваются двери исторического главного входа в отель: как и в 1905 году, при открытии, подъехать к «Метрополю» и войти в него можно со стороны площади Революции (бывшей Воскресенской).

В 2023 году бар «Шаляпин» в отеле «Метрополь» вновь готов ко встрече с гостями после реновации. Атмосфера обновленного бара искусно переплетает эпохи: изысканный отель начала XX века и современный коктейльный бар. Основой коктейльной карты стали яркие события из жизни Федора Шаляпина, оказавшие влияние на его творчество и успех.