Найти тему
Evgeniy Klimkin

Про "оптимизацию"

В прошлом посте про лизинг краем задел тему оптимизации налогов и её последствий. Меня вообще помотало как финдира по разным компаниям, и вот, что имею вам сказать.

В целом, в бизнесе есть три основных конкурентных стратегии:
1) Лидерство по издержкам (делать то же, что и другие, но с более низкой себестоимостью, за счёт чего иметь или более низкие цены при той же доходности или более высокую прибыль при тех же цена, прибыль затем реинвестировать в развитие).
2) Дифференциации (делать товары с уникальными потребительскими свойствами на существующем рынке).
3) Диверсификации (запуск новых направлений для продажи новых продуктов существующим клиентам и/или консолидации прибыли на каждом этапе переработки и/или повышения внутренней эффективности и/или снижения риска убытков).
Стратегий при желании можно нагуглить ещё несколько десятков, и они являются смесью этих трёх видов или применимы к конкретному этапу жизненного цикла компании или ещё какой специфической ситуации. Эти три, на мой взгляд, основные, но вы вправе утереть мне нос в комментах и рассказать, как там на самом деле всё обстоит)

Так вот, то, что обычно понимают под "оптимизацией налогов", по логике относится к лидерству по издержкам. Тем не менее, на мой субъективный взгляд, конкурентным преимуществом в чистом виде не является. Поскольку легко копируется конкурентами, ведь новых инструментов в этом поле практически не появляется, почти все схемы дробления можно свести к одному из двух типов ("подряд" и "рукав"), налоговая медленно и верно усиливает контроль, и дальше уже можно шерстить только в сторону блата в фискальных органах и административного ресурса.

И, окидывая всё, на что удалось за свою жизнь посмотреть, могу сказать, что чем менее оригинальный продукт у компании при высокой конкурентности рынка, тем больше разнообразных "оптимизационных" наворотов я встречал. Все вот эти вереницы юрлиц на УСН, оформленных на родственников и/или номиналов, с кучей ИП-шников на спецрежимах, наросших на этих юрлицах, как полипы, офшорные компании в сомнительных юрисдикциях, бумажный НДС с неминуемым потоком требований от налоговой, косая-кривая растаможка грузов, да всё под соусом из плохо отлаженных финансовых потоков, отсутствия адекватных бизнес-целей для каждого звена в цепочке юрлиц, сложностей администрирования, раздутого штата бухгалтеров и юристов, которым надо бодаться с налоговой, плюс кучи ноутбуков с USB-модемами, чтобы не показывать одинаковые IP-адреса и т.д. и т.п. – добавьте своё, даже интересно, как ещё бывает. Этот чудовищный голем разрастается и разрастается до тех пор, пока собственный вес не сломает его хлипкие ноги, ну и всё с грохотом упадет. А как показывает практика, рано или поздно да упадёт.

"Ну, вот, Климкин опять надушнил и ничего не предлагает," – скажете вы, а вот фигушки. Выходы есть:
1) Искать растущие рынки. Причиной роста могут быть как глобальные процессы (смена технологического уклада или этапа бизнес-цикла), так и в меру локальные (стратегические вливания бабла государством/областью/городом в какую-то сферу).
Как вижу я, в России очень многое завязано на инвестпроекты государства, и чаще всего выстреливает то, что рядом с бюджетными вливаниями. Достаточно взглянуть на то, что происходит последние 2 года в дорожном и жилищном строительство, ВПК и всём, что вокруг этого.
2) Искать незанятые ниши с высоким спросом и потенциалом роста рынка. Это сложнее и выше риски убытков, но и отдача от удачных вложений обычно выше.
Как всё это искать? Развивать себя и свой кругозор, читать книги, анализировать новости и статистику, общаться с клиентами – существующими и потенциальными, выдвигать и проверять гипотезы.
Есть такие книги, как "Бережливый стартап", "Стратегия голубого океана", "Спроси маму" – начните с этого. Может, это всё уже покрылось мхом и неактуально, тут вновь призываю комментаторов поправить меня и рассказать об актуальных трендах в создании продуктов 😉
В общем, надо что-то думать и делать) А не пилить ОООшки с ИПшкой в схеме "купил подешевле-продал подороже"