Добрый день, товарищи. Сегодня поговорим о воспоминаниях одного известного журналиста Альберта Риса Вильямса, а точнее, про его книгу «Путешествие в Революцию». Данное произведение является плодом непосредственного участия автора в события Великой Октябрьской Социалистической Революции. Прежде чем перейти к самому произведению, стоит сначала дать небольшую краткую справку, кто же такой Альберт Рис Вильямс.
Родился он 28 сентября 1883 года в США. Был сыном проповедника, что напрочь сказалось на воззрениях всей семьи (все дети в итоге стали проповедниками, как и отец). Несмотря на религиозную деятельность, Альберт всё же пришёл к левым идеям. Поддерживал забастовку рабочих в 1912 году в Лоуренсе, участвовал в предвыборной кампании кандидата Юджина Дебса. Примерно в это же время, познакомился с известным левым журналистом Джоном Ридом и также стал журналистом. Освещал огромное количество событий: первая мировая война, октябрьская революция, дальнейшие путешествия по СССР и т.д. Был знаком с такими личностями, как Ленин, Троцкий, Бухарин, Ильф и Петров, и др. С самого начала поддержал идеи Великой Октябрьской Социалистической Революции и до конца жизни выступал за них. Участвовал во взятии Зимнего Дворца, был назначен первым посланцем от большевиков в США. В общем, очень интересный человек, который до конца своей жизни поддерживал коммунистические идеи. Теперь же, стоит перейти непосредственно к его творению. Полностью описывать все события, перечисленные в книге, мы не будем, нам важно перехватить определённые факты, которые актуальны и по сей день. Приступим.
1) «Февральская революция, судя по всему, застала всех врасплох: ни одна партия не могла назвать её своим детищем. Она разразилась стихийно. Женщины-домохозяйки, ежедневно простаивавшие долгие часы в очереди за хлебом, однажды утром вообще ничего не получили. Им сказали, что в городе кончились запасы муки; кое-где начали громить хлебные лавки. Домохозяек поддержали фабричные работницы, возникли стихийные демонстрации, к которым присоединились мужчины. Демонстрации становились всё более массовыми и не прекращались ни на один день. Солдаты, которым было приказано открыть по толпе огонь, опускали винтовки, слыша призывы рабочих, и в особенности женщин, не стрелять в своих братьев и сестёр.»
Хоть, здесь и описана февральская революция очень поверхностно, но всё же, момент очень показательный. Историю вершат массы, классы. Никакая политическая структура не может привести к качественным изменениям общество, если такого запроса нет у самих народных масс. Поэтому, нам сейчас очень трудно донести до многих катастрофическое положение вещей – людям есть, что терять. А вот тогда, доведённые до отчаяния рабочие, потеряли практически всё. Немалую роль сыграло и чрезмерно маниакальное закручивание гаек со стороны правящего класса. В итоге, чаша народного гнева была переполнена и её потоки вылились на эксплуататоров. Говоря простым языком «вконец достали!!!». Факт очень примечательный для наших либерашек и охранителей, которые привыкли держать рабочие массы за простодушных глупцов. По ходу книги мы ещё не раз столкнемся с данным фактом.
2) «Кроме того, Рид принимал непосредственное участие в забастовке ткачей города Лоуренса, штат Массачусетс, закончившейся кровавой расправой над рабочими.»
Небольшая заметка, но очень показательная. Дело в том, что наши либерашки безумно любят отсылаться к опыту западных капиталистических стран, которые, якобы, без борьбы трудящихся сами дали им все те блага, которые дал и СССР (и которые даст будущий социализм). Дак вот, перед нами пример о кровавой забастовке над рабочими в 1912 году в США.
«Рабочие в Лоуренсе жили в многолюдных и многолюдных местах. опасные многоквартирные дома, часто в каждой квартире живет много семей. Многие семьи выживали на хлебе, патоке и бобах; как свидетельствовал один рабочий перед проведенным в марте 1912 года расследованием забастовки Лоуренса Конгрессом: «Когда мы едим мясо, это похоже на праздник, особенно для детей». Половина детей умерла в возрасте до шести лет, а 36% взрослых, работавших на комбинате, умерли в возрасте до 25 лет. Средняя продолжительность жизни составила 39 лет.» (https://ru.wikibrief.org/wiki/1912_Lawrence_textile_strike)
Как интересно. То есть, в США рабочие на текстильной фабрике выживали как могли. И мясо ели как на праздник. Удивительное дело.
«1 января 1912 года в Массачусетсе вступил в силу новый закон о труде, сокращающий рабочую неделю с 56 часов до 54 часов для женщин и детей. Рабочие выступили против сокращения, если оно снизило их еженедельную домашнюю заработную плату. Первые две недели 1912 года профсоюзы пытались узнать, как владельцы заводов отреагируют на новый закон. 11 января группа польских женщин-текстильщиков в Лоуренсе обнаружила, что их работодатель на фабрике Эверетт сократила их общую зарплату примерно на 0,32 доллара, и ушла.» (https://ru.wikibrief.org/wiki/1912_Lawrence_textile_strike)
И без того обделённых рабочих начинают обделять ещё больше, забирая у них последнее. Данный факт и приведёт к забастовке, которая продлится с января по март. Как на забастовку отреагировали праващие классы?
«Город отреагировал на забастовку, впервые в своей истории позвонив в городской колокол тревоги; Мэр приказал роте местной милиции патрулировать улицы. Когда владельцы мельниц направили пожарные шланги на пикетчиков, собравшихся перед мельницами, они в ответ забросали растения льдом и разбили несколько окон. Суд приговорил 24 рабочих к году тюрьмы за кидание льда; как заявил судья, «единственный способ научить их - выносить самые суровые приговоры». Губернатор Юджин Фосс затем приказал вывести милицию и полицию штата. Последовали массовые аресты.» (https://ru.wikibrief.org/wiki/1912_Lawrence_textile_strike)
Очень гуманно. Я бы даже сказал, всё в пределах демократического общества. И правящие классы решили выкрутить демократические инструменты на полную
«Позднее власти предъявили обвинения. Эттор и Джованнитти как соучастники убийства в связи с гибелью нападающей Анны ЛоПиццо, которая, вероятно, была застреляна полицией. Эттор и Джованнитти были в 3 милях (4,8 км) от дома, где они разговаривали с другой группой рабочих. Они и третий подсудимый, который даже не слышал ни об Этторе, ни о Джованнитти во время его ареста, содержались в тюрьме на время забастовки и несколько месяцев после этого. Власти объявили военное положение, запретили все публичные собрания и вызвали еще 22 роты милиции для патрулирования улиц. Студентам Гарварда даже давали освобождение от выпускных экзаменов, если они соглашались пойти и попытаться разогнать забастовку.» (https://ru.wikibrief.org/wiki/1912_Lawrence_textile_strike)
Посадили всех, до кого руки дотянулись, ужесточили городское положение, попытались привлечь студентов…. Я даже и незнаю, как ко всему этому относится. Но, не это самое ужасное.
«IWW ответила отправкой Билла Хейвуда, Элизабет Герли Флинн и ряда других организаторов Лоуренсу. Хейвуд мало участвовал в повседневных делах забастовки. Вместо этого он отправился в другие текстильные города Новой Англии, чтобы собрать средства для забастовщиков в Лоуренсе, что оказалось очень успешным. Другой принятой тактикой была эффективная система комитетов по оказанию помощи, бесплатных столовых и пунктов раздачи еды, а врачи-добровольцы оказывали медицинскую помощь. IWW собирал средства по всей стране для предоставления еженедельных пособий забастовщикам и инсценировал нужды забастовщиков, организовав для нескольких сотен детей поездки в дома сторонников в Нью-Йорке на время забастовки. Когда 24 февраля городские власти попытались не допустить выезда еще 100 детей в Филадельфию, отправив в участок полицию и милицию для задержания детей и ареста их родителей, полиция начала избивать детей и их матерей дубинками и увезли их на грузовике; у одной беременной матери случился выкидыш. Пресса, сфотографировавшая это событие, подробно рассказала о нападении. Более того, когда женщин и детей доставили в полицейский суд, большинство из них отказались платить наложенные штрафы и выбрали тюремные камеры, некоторые с младенцами на руках.» (https://ru.wikibrief.org/wiki/1912_Lawrence_textile_strike)
В общем, вот в таком состоянии находились рабочие в 1912 году в самом главном оплоте свободы и демократии (как же похоже на нашу Великую Антифашисткую Империю Добра). Своими действиями бастовавшие всё-таки добились определённых экономических требований. Более подробно предлагаю ознакомится с этим делом по приведённым выше ссылкам. Каждый раз, вступая в дискуссию с либерашками и охранителями, стоит им приводить в пример такие случаи.
3) «В листовках, которые выпускало наше бюро, мы призывали немецких и австрийских солдат прекратить братоубийственную войну и свергнуть кайзера и императора, как русские свергли своего царя. Эти листовки сбрасывались с самолётов, хотя самолётов, было очень мало, прямо в окопы или передавались из рук в руки в моменты «братания» - до и после заключения Бресткого договора, - когда рушились заграждения из колючей проволоки и разрывалась линия фронта. Листовки отправлялись также в лагерь военнопленных.»
К слову о том, что большевики «немецкие шпионы». Удивительное дело, но всё время, с момента прихода к власти, большевики умудрялись пропагандировать и агитировать на свою сторону не только русский пролетариат, но и любой другой. Поэтому и создавались такие листовки Джоном Ридом и Альбертом Вильямсом. Идеи коммунистов предполагают объединения всех трудящихся масс всего мира. Что нам при этом говорят охранители? Мы самая великая нация, а остальные ни о чем. Что говорят либералы? Рыночная экономика лучше всех, а экономическое неравенство — это неплохо. По сути дела, простым языком, охранители разъединяют народы, либералы защищают их хозяев. И только коммунисты говорят трудовым народам, что хозяева только они.
4) «Впоследствии, когда мне приходилось слышать от некоторых американцев горькие упрёки в адрес Советского Союза – причём самые гневные исходили обычно от людей, которые в своё время считали, что Советский союз вообще непогрешим, - я представлял себе Воскова и как бы слышал его сухой, резкий ответ: «А кто вам сказал, что через тридцать-сорок лет мы представим на ваше одобрение готовенькое социалистическое общество? Мы этого никому не обещали. У нас ведь не было схем и образцов, и мы не устанавливали никаких сроков. Разве у Ленина где-нибудь сказано, что новое общество будет построено тогда-то и тогда-то? Он никогда ничего подобного не говорил. Мы совершили революцию и удержали её завоевания. А что за это время сделали вы? Вы, с вашей высокоразвитой промышленностью и революционными возможностями? Ведь вам было бы гораздо легче построить социалистическое общество. Да, мы ещё не создали идеального человека, а разве можно это сделать за два-три поколения? Вы же до сих пор стараетесь приспособиться к капитализму.»
И действительно, СССР был первым масштабным опытом построения социализма. Вдобавок ко всему, строили его в далеко не самой развитой стране, которая только недавно избавилась от феодализма. Идеальным государством он не был, имея в своей основе большое количество противоречий, которые и сыграли свою роковую роль в разрушении СССР. Однако, все те критикующие, кто сейчас в 2024 году общим строем бредёт на буржуазные выборы и пилит донаты на ютубе, почему-то вполне себе смирились с ролью коврика для либералов и послушно следуют за их программой. И Ленин, и Сталин, и Троцкий, и другие большевики были в первую очередь марксистами-революционерами, а не марксистами- хвостистами наподобие Рудого и Садонина. Они совершали множество ошибок, которые доводили и до ужасных вещей. Но это не компьютерная игра, где ты можешь сохранится и перезагрузится, в случае провала. История, порою, пишется вслепую. А результаты становятся понятны потом, через время.
Вот такая статья получилась. В книге огромное количество описаний и фактов, свидетельств Альберта Вильямса. Где-то, всё же, присутствует довольно субъективная оценка автора, которая немного расходится с общеизвестными фактами. Но в этом нет ничего страшного, для их оценки достаточно обладать критическим мышлением. Гораздо большую проблему я заметил, когда начал искать электронную версию, чтобы поделиться ей с вами. И здесь вскрылась некая проблема. Книга, которая у меня, была выпущена в 1972 году. И по содержанию, она очень сильно отличается от того, что я нашёл в интернете. Где-то, смещаются акценты. Где-то, отсутствуют целые абзацы. В общем, если решите прочитать её, то советую издание именно 1972 года.