За последние пару месяцев вышло сразу несколько сериалов про моду и тех, кто её творил – сериалы Disney о Кристобале Баленсиаге и драма Apple TV "The New Look" про жизнь Кристиана Диора и Габриэль Шанель. Disney еще работает над сериалом о жизни Карла Лагерфельда.
Почему вдруг проснулся интерес к этой теме? Разбираемся вместе с Guardian.
О высоком
Вообще тема моды всегда была популярна на телевидение. Думаю, многие девочки смотрели «America's Next Top Model» с Тайрой Бэнкс (и учились улыбаться глазами), сейчас на российских экранах все еще очень популярен Модный приговор, а у Рогова выходят все новые и новые шоу. Но это все как будто не про моду, не о высоком, грубо говоря, а про очень житейское, про то, как одеваться обычным людям. Такой формат популярен по всему миру, не только в России.
Новые сериалы про известных дизайнеров как будто открывают дверь в какой-то другой мир той самой высокой моды: красивый, сказочный, волшебный.
Новые имена 20-го века
Интересно, что для иллюстрации этого мира взяли конкретный исторический период – 20-й век. Именно это время показано во всех трех сериалах. Считается, что оно было выбрано не зря – если раньше, например, в 19-м веке моду определяло высшее общество, элиты, были четкие правила и стандарты, то в 20-м веке модой стали заниматься конкретные дизайнеры, которые в начале своей карьеры не были теми Шанель и Диор, которых мы знаем сейчас. Их жизнь овеяна вуалью тайн, секретов и мифов. Поэтому зрителям интересно заглянуть внутрь их судеб и узнать про них подробнее.
Шанель и Диор выбраны еще и потому, что это уже имена нарицательные. Например, автор биографии Коко Шанель пишет в своей книге, что она "одна из самых известных фигур в мире, когда дело касается женщин”. Кристиан Диор в свою очередь "был не только самым известным французом в мире", но после Второй мировой войны "его имя было более узнаваемым, чем имена Шарль Де Голль или Жан-Поль Сартр, потому что он стал одной из причин экономического возрождения Франции".
История и мода
Эти личности еще очень противоречивые и играют на контрастах друг с другом. Например, Шанель – великий дизайнер, но сотрудничала с нацистами. Она создает одежду для женщин в противопоставление тем образам, которые делал для них Диор. Хотя считается, что именно Кристиан Диор своей первой коллекцией New Look произвел революцию в мире моды. Но это не отменяет того, что силуэты Габриэль Шанель были совершенно чем-то новым после Первой мировой войны и полностью отражали новый образ женщины, которые пошли на полноценную работу, начали курить больше мужчин и в целом очень активно отвоевывали свое место под солнцем.
Это отражает следующую причину интереса именно к этим персонажам и этому времени – это период интенсивного развития истории, смена режимов, войны, появление новых течений в искусстве, стремительное развитие прав женщин, отход от всего старого. Всё это отражается в моде того времени. И наоборот – через жизни людей мы можем узнать, какие исторические события тогда происходили и что они проживали.
Но важно помнить, что это все-таки художественные произведения и не нужно ждать от них идеальной исторической достоверности. Что было правдой, а что нет, можно почитать тут.
Стимулирование продаж и репутация
Есть еще одно объяснение всплеска интереса к сериалам про дизайнеров и высокую моду – экономика. Люди смотрят на всю эту красоту, узнают лучше дизайнеров, начинают даже считать себя причастными к бренду и вот уже более охотно готовы покупать новую сумку Dior или Chanel. Это стимулирует экономику за счет увеличения масштабов производства и занятости населения.
Следующий фактор – это имидж и популярность брендов. Красивая сериальная картинка со всей роскошью и лоском всемирно известных домов моды положительно отражается на их репутации (хотя про Chanel в «The New Look» можно поспорить). Считается, что сейчас это особенно важно, потому что все fashion-гиганты знатно вредят окружающей среде своими производствами, чем вызывают недовольство. А такие сериалы всё затмевают своей красивой картинкой, и уже можно подумать, что это всё того стоит.
Но, с другой стороны, это и ответ на обвинения экоактивистов. Сравните условный Shein, который производит просто тонны одежды на один раз и делает это в режиме безостановочного комбайна (там нарушения и экологического, и трудового права). И кутюр – один наряд делают месяцами, это кропотливая работа мастеров высочайшего класса. Кто-то скажет, что это ведь тоже на один раз. Но сейчас кутюрные платья, костюмы часто носятся не единожды, они перепродаются, их образ может переосмысляться с течением времени, они передаются по наследству. Это даже можно назвать своеобразной инвестицией (посмотрите, как росли в цене сумки Chanel за последнее десятилетие). Ну и объемы тут, конечно, совсем другие.
Финал
Ну и финальная причина. Мода – это всегда красивый сюжет со своими интригами и тайнами, который можно красиво снять и показать. Это интересно смотреть зрителям, и это хорошо продается)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал. Там рассказала, как появилась фраза, которую мы будем видеть в начале каждой серии этих сериалов - "Все события и персонажи вымышленные, а сходство с реальными лицами случайно". Небольшой спойлер - это всё русские эмигранты)