Найти тему

«Учились в продолжение нескольких лет азбуке, механическому чтению, письму и списыванию...". Первые школы для мордвы

18 век

После завоевания Казанского ханства в середине 16 века российское правительство стремилось христианизировать все местные народы. Образование должно было служить этой цели. Первая школа для детей инородцев появилась в Казани в 1707 году. В ней училось 32 мальчика, взятых из семей нерусских народов и содержавшихся за счет казны. Но организация школы оставляла желать лучшего – лишь 5 из них успешно прошли курс обучения, 20 только выучили часослов (богослужебная книга, содержащая молитвословия для исполнения в церкви), а 7 умерли. Начальство школы плохо заботилось о подопечных и дети, оторванные от родителей стали часто болеть и умирать. Поэтому уже в 1709 году по распоряжению казанского губернатора школа была закрыта, а ученики распущены по домам.

Новая попытка ввести образование для детей из местных народов была предпринята в 1722 году, когда в Казани было собрано 15 мальчиков, для них закуплены учебные книги и началось их обучение. Практически сразу она вошла в состав духовной семинарии, став новокрещенской школой при ней. Первые годы школа вместе с семинарией перемещалась с места на места – побывала в архиерейском доме, Федоровском и Зилантовом монастырях, потом на Воскресенской улице Казани (современная Кремлевская), пока в 1747 году для школы не было построено отдельное здание в Федоровском монастыре (в районе нынешнего НКЦ «Казань»). Проезжавшие через Казань в 1733 году члены Петербургской Академии наук сообщали, что в семинарии, кроме русских учеников, имеются представители чуваш, черемис, мордвы, калмыков и татар. Главной целью школы являлось обучение проповедников христианства среди своих соплеменников. Поэтому в школе заботились, чтобы ученики не забывали собственного языка, но преподавание велось на русском. Это отрицательно сказывалось на качестве обучения, потому что большинство учеников плохо знали русский язык и механически заучивали тексты, не понимая их смысл.

В 1731 году архимандрит Свияжский и управляющий новокрещенскими делами Алексей Раифский открыл еще одну инородческую школу в Свияжске. Но, в отличие от казанской новокрещенской школы, она готовила не миссионеров, а служителей в церкви, помогающих священнику. В это же время архиепископ Казанский и Свияжский Иларион Рогалевский задумывает открыть целую сеть подобных школ – в Казани, Цивильске, Царевококшайске (Йошкар-Ола) и Елабуге. В каждой из них должно было учиться по 10 детей из вотяков, чуваш и мордвы. Однако из-за отсутствия финансирования в этот раз план Илариона Рогалевского реализован не был. Вновь об этом проекте вспомнили в 1740 году, когда указом императрицы Анны Иоанновны повелевалось учредить четыре школы в этих же поселениях «… и обучать оных новокрещеных детей русской грамоте по алфавиту и слогам букваря с десятисловием, часослова, псалтыри и катихизиса и скорописному; однако же при том за ними смотреть, чтоб они и своих природных языков не позабыли». В каждой из них предполагалось иметь по 50 учеников, на которых приходилось 2 учителя и смотритель, который следил за поведением подопечных.

Однако дело затянулось и первое училище было открыто только в 1745 году и вместо Цивильска – в Свияжске – на основе уже имевшейся там школы. Вскоре деятельность учебного заведения стала приносить плоды – за 1748-1750 годы 19 выпускников было посвящено в церковнослужители к церквям в инородческих приходах. Строительство остальных школ затянулось из-за разных трудностей. Например, один из подрядчиков сооружения казанской школы исчез с выданными ему деньгами. В результате ее постройка затянулась до 1747 года, а царевококшайской и елабужской – до 1749. Все здания были выстроены по единому плану. Классы являлись довольно просторными – 5х3 сажени (сажень – 2,13 метров), а вот комнаты для жилья, по современным меркам тесноваты, – 2,5 сажени в длину и ширину. Также при школе имелись баня с предбанником, больничные избы, пекарня с поварней. Обучение в последних трех школах началось в 1750 году.

Однако вскоре выявляется много проблем в отдаленных школах. В Елабугу и Царевококшайск трудно доставлять припасы, одежду и медикаменты, не хватает кадров, а кроме того в Елабуге сгорает учебное здание. Вместо постройки нового было решено перевести все школы в Казань, слить их в одну. Но и в Казани дела шли не лучше. Подполковник Свечин, проводивший ревизию состояния корабельных лесов и положения государственных крестьян Казанской губернии, в 1762 году писал: «Новокрещенской конторы секретари и определенные к оной школе смотрители, якобы между собой соглася, под именами разных людей для пищи оным школьникам ставили от себя гнилую муку, протухлое мясо и вонючую рыбу, за что брали из казенных денег настоящую цену, ученики же от такой нездоровой и худой пищи, быв без презрения, по немалому числу в год умирали». Прослышав про высокую смертность в школе другие родители весьма неохотно отдавали своих детей в обучение. Проводившие набор учеников проповедники использовали и это обстоятельство, забирая детей зажиточных людей. Те платили взятки – лишь бы ребенок остался дома, в итоге в школу попадали беднейшие инородцы, родители которых не имели возможности откупиться. Из-за этих проблем количество учеников постепенно снижалось. И если в первые годы их насчитывалось более 200, то в 80-е годы 18 столетия осталось только 80.

Программа обучения в новокрещенских школах была направлена, прежде всего, на обучение русскому языку. Однако неэффективность педагогической системы, когда главным методом признавалась зубрежка очень тормозила образовательный процесс. Кроме обучения чтению и письму, также преподавали основам христианской религии, пению, рисованию, латыни, старославянскому языку, арифметике. Курс наук длился от 6 до 11 лет, в зависимости от способностей учащегося. Причем требовали не понимания изученного, а повторения. В начальный период учителя не знали местных языков, отчего возникало недопонимание и дополнительные трудности ведения уроков. Но со временем преподавателями становятся выпускники новокрещенской школы, что упрощало коммуникацию между школьниками и учителями.

Такая формальная система обучения приводила к тому, что знания усваивались поверхностно и школы плохо справлялись со своей главной целью – распространение христианства среди местных народов. Распространение болезней, уменьшение количества учеников, неэффективность в исполнении возложенных на школу задач привели к ее закрытию в конце 18 века. Хотя она и обладала рядом недостатков, но все же способствовала распространению русской культуры среди мордвы.

Первая половина 19 века

Начало 19 века совпало с реформами Александра I, в том числе в области образования. Отныне каждый церковный приход или два прихода должны были иметь, по крайней мере, одно приходское училище. В них обучали чтению и письму, арифметике, Закону Божьему. В селениях с инородческим населением, где дети не знали русского языка, предполагалось, что обучение будет вестись на родном языке. Для этого в семинариях должны были готовить священнослужителей из местных уроженцев. Однако это начинание столкнулось с рядом трудностей. Во-первых, дело обучения священнослужителей из инородцев было поставлено из рук вон плохо. Даже до закрытия новокрещенская школа не смогла бы закрыть потребности в массовом производстве учителей для этих училищ. Во-вторых, правительство не выделяло средств для школ, их содержание ложилось на плечи самих жителей. Требовалась сильная тяга к образованию большинства жителей прихода, однако даже среди русских эта идея не получила значительного развития, что уж говорить об инородцах, которые имели негативный опыт новокрещенской школы, в которой массово умирали дети. В 1822 году попечитель Казанского учебного округа Михаил Магницкий предложил Совету Казанского университета учредить ланкастерские школы для поселян мордвы, черемис, чуваш и народов Кавказа и Сибири. Но оказалось, что практически ни одно сельское общество не захотело заводить школу. Открытие училища в инородческой деревне было исключительным фактом, но и в них из-за нехватки учителей, знающих языки, образовательный процесс проходил на русском языке и сводился к механическому заучиванию молитв без объяснения смысла.

В 1840-е годы в местах проживания инородцев постепенно стали появляться удельные и волостные школы. Первые относились к удельным селениям, вторые – к деревням государственных крестьян. Например,в 1841 году школа появилась в селе Седелькино Чистопольского уезд, в котором более половины жителей были мордвой. Но отношение к школам продолжало оставаться негативным. Плохая забота о подопечных и отсутствие практической пользы от такого образования порождали об училищах представления, сходные с представлениями об армии. Матери плакали по детям, которые отправлялись в школу, как по убитым. В 1838 году даже было объявлено, что тем семьям, которые отправят ребенка в школу, будет зачтена рекрутская повинность.

Фрагмент экспозиции на выставке "Время семьи" у Центра семьи "Казан". Фото автора.
Фрагмент экспозиции на выставке "Время семьи" у Центра семьи "Казан". Фото автора.

Таким образом, в первой половине 19 века просвещение нерусских народов Казанской губернии продолжало оставаться на очень низком уровне. Для характеристики этого периода весьма подходят слова из журнала «Нива»: «Учились в продолжение нескольких лет азбуке, механическому чтению, письму и списыванию, заучивали наизусть без всякого понимания Часослов и Псалтирь. Учение носило узко и формально-практически и церковный характер: живое слово, живая мысль и живое доброе чувство были здесь не ведомы…». Для инородческих школ они были справедливы вдвойне.