Найти тему

Про трудности гастрольной жизни

Гастроли, так же как и артисты, с которыми мы работаем, бывают разные. Я часто слышу и читаю высказывания от довольно заслуженных артистов и их персонала о тяжести жизни в туре. И, честно говоря, не всегда понимаю их. Да, безусловно, когда ты работаешь в молодом, только начинающем набирать обороты коллективе, это достаточно тяжело. Но в случае успешного, хорошо раскрученного проекта, который уже давно ездит по отработанной схеме, я не могу понять, о чем идет речь.

Когда я был молодым звукорежиссером, или, если быть точнее, в то далекое время, когда я был еще барабанщиком, а звукорежиссером стал немного позже, ездить на гастроли было увлекательно и весело. Мои первые гастроли начались в 19 лет, и тогда эти поездки случались раз или два в месяц.

Потом, постепенно количество поездок увеличилось, и стало уже не так весело. Сегодня ты едешь в Нижний, затем сразу после концерта — поезд, утром ты уже в Москве, а вечером отправляешься в Питер. И так раз десять, а бывало и пятнадцать в месяц.

Но со временем, уже в качестве звукорежиссера, я попал в известный, стабильно работающий туровый коллектив. И все кардинально изменилось.

Что представляет собой туровая работа в таком коллективе? Если говорить упрощенно, то примерно пару недель в месяц ты в туре, а пару недель — дома. Бывает, что тур может длиться и три недели. Вот, к примеру, наш график за февраль-март 2019 года.

Расписание тура февраль-март 2019 года.
Расписание тура февраль-март 2019 года.

Как это происходит, давайте рассмотрим на примере нашего тура по Прибалтике с 15 по 29 марта. Кстати, через два дня после этого начался тур по Израилю с 1 апреля.

Утром из Москвы мы летим в Калининград. Поскольку артисты летят бизнес-классом, нам не приходится стоять в очередях на регистрацию. Директор забирает у всех паспорта и оформляет регистрацию всех одновременно. По прилету сразу отправляемся на место проведения концерта. Саундчек. Концерт. Затем мы отправляемся в гостиницу. На этот день это все.

Калининград.
Калининград.

На следующий день к 12:00 организаторы пригоняют два минивэна: один для артистов, второй для нас с техником, артисты едут бизнес-классом, а мы — обычным. Мы отправляемся в Вильнюс, и так как весь день едем, этот день считается выходным. Следует отметить, что в нашем коллективе всего пять человек: два артиста, директор, звукорежиссер и техник. Артисты с директором едут в одном минивэне, мы с техником — в другом. Прибыв в Вильнюс, мы заселяемся в гостиницу, и после этого каждый может делать, что хочет, потому что на сегодняшний день больше никаких дел не запланировано. Мы с техником решаем прогуляться по городу.

На следующий день к 14:00 нас доставляют на площадку в Вильнюсе, где проходит саундчек, концерт, а затем мы возвращаемся в гостиницу.

Вильнюс.
Вильнюс.

Утром отправляемся в Вентспилс.

Дальше начинается День сурка. Вот как это выглядит.

9:00 - Подъем. Я вставал в 9 утра, так как завтрак в гостиницах обычно до десяти. Но это было необязательно. Техник обычно спал до времени выезда, а артистам завтраки носили в их люксы.

12:00-13:00 - Выезд. Время выезда зависело от расстояния до следующего города. Мы катались весь тур на тех же минивэнах, что привезли нас из Калининграда.

15:00 - Мы на площадке. Проводим проверку оборудования, настраиваем звук, готовимся к приезду артистов.

17:00 - Приезжают артисты. Проводим саундчек. Так как звук в основном уже настроен, проверка обычно сводилась к подстройке мониторов согласно пожеланиям артистов.

19.00 - Концерт: Обычно все штатно.

20:45 - Сворачиваем оборудование.

21:30 - Едем в гостиницу. На этом все. После этого каждый может заниматься чем хочет, у каждого свой отдельный номер.

Вот и всё. Так проходит весь тур. В Таллине один день выходной. 30 марта мы вылетаем из Риги в Москву, чтобы подготовиться к туру по Израилю.

Вентспилс.
Вентспилс.
Елгава.
Елгава.
Даугавпилс.
Даугавпилс.
Паланга.
Паланга.
Рига.
Рига.
Таллин.
Таллин.
Йыхви.
Йыхви.
Нарва.
Нарва.
Рига аэропорт.
Рига аэропорт.

Теперь, что я хотел сказать всем этим. Я не вижу никаких сложностей в туровой жизни при условии, что тур хорошо спланирован и организован. Я сейчас не говорю о тех артистах, которые возят с собой весь звук и свет. Технической группе такого артиста не позавидуешь. Там демонтаж может закончиться в два ночи, а к шести утра надо быть уже на следующей площадке. Но я часто слышу жалобы на жизнь от людей, которые катаются в таком же режиме, как и мы. И не могу этого понять. В чем трудность гастрольной жизни? До аэропорта довезет такси, а дальше весь тур транспорт будут подавать прямо к гостинице. Из аэропорта домой такси.

Если кто-то имеет свою точку зрения по данному вопросу, пишите в комментарии. Обсудим.