Помните такого кота? Ну, кота Леопольда, который: «Ребята, давайте жить дружно»?
А давно вы его видели на экране? Думаю, очень давно.
А все потому, что создатели мультика никак не могли договориться насчет авторских прав: образ кота рисовали два художника, каждый из которых считал, что именно он создал настоящего кота Леопольда и может претендовать на использование его образа.
Итогом свары и последующих судов стало то, что мультфильмы с этим персонажем были сняты с трансляций и закинуты в долгий ящик. Кота Леопольда не используют аниматоры, не рисуют художники учебных изданий, и руководители издательств в один голос говорят своим подчиненным: «Если вы пропустите заголовок «С ралли – в тишину музея», «Сказочное Бали» или «Я и бал», – я вас поругаю и прощу, но не дай вам боже воткнуть куда-нибудь картинку этого проклятого кота!!!»
И вот прошло 20 лет, выросло несколько поколений детей, уже не помнящих Леопольда. Они знают, кто такие Хагги-Вагги, а кота Леопольда даже не видели. И никто уже не просит разрешения у создателей на использование его образа. Потому что никому уже не нужен этот Неуловимый Джо!
Анекдот в тему.
Городок в западно-американской степи. Салун. За столом сидят два ковбоя, местный и приезжий, и пьют виски. Вдруг по улице кто-то проносится на огромной скорости, паля во все стороны из пистолетов. В салуне никто и ухом не ведёт. Приезжий местному:
— Билл?
— Да, Гарри?
— Что это было, Билл?
— Это был Неуловимый Джо, Гарри.
— А почему его зовут Неуловимым Джо, Билл?
— Потому что его никто ещё не поймал, Гарри.
— А почему его никто ещё не поймал, Билл?
— Потому что он нафиг никому не нужен, этот Неуловимый Джо.
К чему я веду?
Сегодня разнеслась новость о том, что права на скульптуру «Родина-мать» получил внук скульптора Вучетича, когда-то принимавшего участие в создании архитектурного ансамбля на Мамаевом кургане.
Теперь использовать изображение скульптуры с мечом нельзя без согласования с внуком автора монумента и Ассоциацией правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства «УПРАВИС».
Говорят, что это относится только к коммерческому использованию, но его можно толковать весьма широко. И есть мнение, что его и будут толковать широко. Поместил фото в газете – штраф, попала в объектив во время свадьбы – штраф, издал книгу с рисунком «Родины-матери» на обложке – весь тираж под нож.
Прежде права на «Родину-мать» были у музея-заповедника «Сталинградская битва», и он достаточно лояльно поступал с теми, кто использовал ее изображение. «Родина-мать» размещалась на сувенирах, памятных подарках, копии скульптур до сих пор можно встретить у многих туристов.
Кстати, авторское право распространяется не только на «Родину-мать», но и на все скульптуры Вучетича, которых на Мамаевом кургане достаточно много.
И что теперь делать бедным СМИ, если авторское право будет распространено дальше – на употребление названия скульптуры «Родины-матери» в изданиях и интервью? «Сегодня Тот-кого-нельзя-называть прибыл на курган возложить цветы к подножию Той-кого-нельзя называть. Спустившись по лестнице, он поклонился статуе Той-кто-сидит-в пруду с телом своего сына, а потом обошел вокруг Того-кто-призывал-стоять-насмерть» – так, что ли?
По-моему, это уже перебор. Как бы «Родина-мать» не разделила судьбу «проклятого кота Леопольда».
Любимое учебное издательство "Планета", которое однажды чуть не подорвалось на проклятом коте Леопольде)).