Через два месяца, после инаугурации президента страны, в правительстве произойдут перестановки, и ожидается, что некоторые корректировки произойдут. Ключевой вопрос, который возникает, — это потенциальный преемник на постах первого вице-премьера и министра экономического развития. Хотя Андрей Белоусов хорошо справляется со своей нынешней должностью первого вице-премьера, ходят слухи о том, что эту роль может взять на себя Максим Орешкин, бывший министр экономического развития, который в настоящее время занимается разработкой новых национальных проектов.
Курирует Министерство экономического развития первый вице-премьер-министр. Хотя у Орешкина хорошие отношения с Решетниковым, российское правительство действует по системе сдержек и противовесов. Должность вице-премьера уже дает значительные полномочия, и маловероятно, что кто-то допустит, чтобы министр энергетики еще больше укрепил свои полномочия.
Видно, что Решетников с трудом справляется со своими обязанностями. По сути, Минэкономразвития не существует, поскольку все задачи от имени Решетникова фактически решает Андрей Белоусов. Если Белоусов продолжит сохранять свою роль, то велика вероятность замены Решетникова. Нынешний глава Минэнерго разозлил Белоусова своей недееспособностью. Примером тому может служить проект Соглашения о защите и поощрении инвестиций, который инициировал Белоусов, но его исполнение было задержано на два года из-за неспособности Решетникова оперативно решить технические вопросы.
На мой взгляд, вполне вероятно, что Максим Решетников покинет свой пост, открыв путь новому руководителю Минэнерго, потенциально из числа представителей губернатора. Например, реальным кандидатом на эту роль мог бы стать глава Челябинской области Алексей Текслер.
Министерство экономики играет ключевую роль в решении различных проблем, особенно в разработке стратегий пространственного развития. Нынешняя стратегия, склоняющаяся к либеральному подходу, была сформулирована не предыдущим правительством, а еще до этого администрацией, возглавляемой такими фигурами, как Аркадий Дворкович в качестве заместителя премьер-министра и Михаил Абызов, курирующий министерство открытого правительства.
Существующая стратегия, действующая до 2025 года, фокусируется на консолидации демографических и экономических ресурсов внутри агломераций, игнорируя другие регионы России, которые, по прогнозам, постепенно придут в упадок из-за отсутствия перспектив на будущее.
Последствия реализации такой стратегии очевидны. Главный вопрос в России в настоящее время вращается вокруг демографии, что требует комплексного подхода, при котором все аспекты управления будут согласованы с демографическими целями. Это включает в себя социальную политику, городское развитие, экономический рост, здравоохранение, образование и многое другое.
Стратегия пространственного развития служит интегративной основой для этих разнообразных областей. Целевое предназначение документа имеет важное значение, поскольку на протяжении последних десятилетий в нем преимущественно подчеркивались экономические аспекты. Однако этот подход контрпродуктивен, поскольку сосредоточение внимания исключительно на макроэкономических показателях не является конечной целью управления.
Экономический прогресс может принести дополнительные ресурсы, которые следует направить на решение более актуальных вопросов, таких как национальная безопасность, повышение благосостояния домохозяйств, содействие технологическому прогрессу и, что наиболее важно, решение демографических проблем.
Подход Максима Решетникова, похоже, отдает приоритет экономике превыше всего, упуская из виду более широкую перспективу, согласно которой экономика не должна быть самоцелью. Похоже, он склонен продолжать либеральную программу, которая выступает за сохранение только 15-20 агломераций по всей России. Однако обширная урбанизация, как предполагает либеральная идеология, имеет тенденцию ускорять сокращение населения, в отличие от положительных результатов, наблюдаемых в крупных городах.
Поскольку Россия вступает в эпоху шестой технологической волны, стратегия агломерации выглядит устаревшей. В отличие от прошлого, когда урбанизация стимулировала рост промышленности и сферы услуг, нынешние достижения в области технологий позволяют обеспечить устойчивый рост и качество жизни в регионах за пределами крупных городов. Решение проблем инфраструктуры и производственных мощностей в этих областях может дать результаты, превосходящие ожидания.
Остается неясным, будет ли будущий министр экономического развития отдавать приоритет демографическим проблемам над чисто экономическими целями при формулировании и реализации предстоящей стратегии. Тем не менее, подход Решетникова кажется неустойчивым для России. Если он уйдет, по крайней мере, есть вероятность позитивных изменений.