Найти тему
СВОЛО

В России некий праздник получился – выборы, да какие!.. А простая жизнь продолжается, как ни в чём не бывало

В этой простой жизни касательно меня, как всегда, стоит задача, о чём писать. – Ну что поделаешь… Люди – разные. И я оказался вот такой, что считаю день прожитым зря, если своему предполагаемому отзывчивому читателю не открою глаза на какой-нибудь нюанс в искусстве.

Политическая поляризация в России, которая резко отделяет меньшинство от большинства не должна прекращаться, потому что за меньшинством – сила обычности, а жребий России – противоположный. Поэтому я считаю себя вправе, как злой-презлой пёс, и в праздник рвать на куски даже полуфразы либерала-искусствоведа, если они мне попались в такой день. Даже те, в которых, кажется, нет ничего опасного России.

«Его [Коровина] парижские ночи

Коровин. Ночной Париж. 1890-е гг. Холст, масло. Донецкий республиканский художественный музей, ДНР.
Коровин. Ночной Париж. 1890-е гг. Холст, масло. Донецкий республиканский художественный музей, ДНР.

сродни не светлому Моне или Писсарро,

Моне. Бульвар Капуцинок. 1973.
Моне. Бульвар Капуцинок. 1973.
Писсарро. Бульвар Монмартр зимним утром. 1897.
Писсарро. Бульвар Монмартр зимним утром. 1897.

а любящему броские спецэффекты Куинджи. [Спецэффекты – это образы метафизического иномирия, в котором сама физика не такая, как в проклятом Этом мире, который наиболее проклятый – цивилизованный; поэтому при изображении цивилизации у Куинджи рука не подымалась делать спецэффекты.]

Куинджи. Крыши. Зима. 1876.
Куинджи. Крыши. Зима. 1876.

У него [Коровина] есть такие вкусовые провалы (вроде «Онегина в постели»), что даже смотреть стыдно» (http://loveread.me/read_book.php?id=100990&p=61).

Коровин. Евгений Онегин в постели. 1901.
Коровин. Евгений Онегин в постели. 1901.

Так раз первые слова процитированной авторессы не достойны даже критики за их неверность при предъявлении вам примеров, которыми она оперирует, то можно себе позволить усомниться в верности и последних её процитированных слов.

Коровин ведь верен импрессионизму и в «Онегине».

Какова формула идеостиля импрессионизма – «Хвала абы какой жизни». И вот у всех: и у Моне, и у Писсарро, и у Коровина она выдерживается. «Абы какая» это та фигня, которая взята для изображения. Например, слякоть и толпа людей-ничтожеств, недостойных индивидуализации. А в чём «хвала»? – Это шибающая по глазам светоносность этой слякоти.

От достаточно плохой жизни при начавшемся тогда империализме такому мизеру радуются импрессионисты. Моне, например, голодал.

Цитируемой либеральной авторессе ни в коем случае нельзя, чтоб об этом её читатель догадался. - Вот для неё и не существует «абы какая жизнь». Внимание – только «светлому Моне или Писсарро».

А Куинджи – в чём-то противоположность импрессионистам. Те хоть жалкие, но оптимисты. А он – наикрайнейший пессимист. Он, может, для того и взял тоже изображать «абы какую жизнь» – хаос крыш. Но, взяв их зимой и заснеженными, он лишил себя возможности выразить «хвалу» – белилами снега и неба не выразишь сияния на фоне бело-жёлтой штукатурки домов.

С «Онегиным» же всё в порядке.

«Абы какая жизнь» это и всклоченность постели и ночной рубашки, и мелочность выбора…

XV

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Все равно:

Везде поспеть немудрено.

«Все равно» – это ж и есть «абы какая жизнь» по Коровину. А «хвала» – это сияние белой рубашки и одного глаза.

Но это – совсем не иллюстрация того сокровенного у Пушкина при сочинении «Онегина».

Признаю`, это прочти безумие: по случайно взятому крошечному отрывку романа доказать, каким подсознательным идеалом был вдохновлён Пушкин ТОГДА (это – начало романа, т.е. ещё не было восстания декабристов, оно только готовилось), А Пушкин почти открыл для себя, что предчувствуемое им восстание лопнет, ибо не то время. Время – царствования империй (протестантской – Англии, католической – Австрии и православной – России). То есть несвободы. То есть жизнь гораздо хуже, чем думали декабристы. Но! Можно и в ней урвать кусочек радости.

Это не «хвала абы какой жизни», а «ХВАЛА абы какой жизни». Это не импрессионизм, а реализм, ещё никем не угадываемый, что его время наступило. Мудрое соединение несоединимого.

И это выражено в тоне слова «проказник».

Это ироничный взгляд автора на своего пустого героя. То есть автор не так пуст, как герой. И это более оптимистично, чем через полвека возникнущий импрессионизм.

Но может ли либеральная авторесса в 2011 году, пусть и на пике белоленточного движения, дать себе спуск и обнаружить перед читателем пессимистическую (из-за империализма) ноту в импрессионизме? – Нет. Не может. Поэтому «хвалу» в «Ночном Париже» она нивелирует противопоставлением Моне (чтоб не вспомнил кто-то про голодание Моне). А «Онегина» вообще дискредитирует как искусство.

Всё – для пристраивания к реставрированному в России капитализму.

18 марта 2024 г.