Медвежонок встречает отца

1K прочитали
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Ко времени созревания черники гон у медведей закончился. Медведица, которая провела это время с крупным взрослым самцом-резидентом, хозяином всех окрестных лесов, покинула его и ушла на свою территорию. Почти три недели самец был с ней неразлучен. Они бродили вдвоем по окрестным лесам, и даже на отдых устраивались неподалёку друг от друга. Всё это время он почти ничего не ел, и теперь, когда самка его покинула, отправился отъедаться в черничники, выискивая наиболее урожайные участки. Впереди у него, также как и у всех медведей, был наиболее ответственный, нажировочный период, за который им надо накопить необходимое количество жира для зимнего сна в берлоге и полуголодной жизни после выхода из неё. А для того, чтобы жир копился, надо потреблять еды больше, чем необходимо организму для обеспечения его ежедневных потребностей. Поэтому медведи вечно голодны и заняты постоянными поисками пищи, они готовы есть дни и ночи напролёт. В нашей зоне, где нет таких калорийных кормов, как кедровые орехи или красная рыба, черника для них – один из основных нажировочных кормов, потому что содержащийся в ней сахар при избыточном потреблении в организме медведя превращается в необходимый для зимовки жир.

Медведица с медвежонком, как и другие обитавшие здесь медведи, сейчас тоже питались черникой, потребляя её килограммами. Черники в этом году было много, некоторые кустики стояли сплошь усыпанные крупными темно-синими, чуть подёрнутыми легким сизоватым налётом ягодами.

Если в первые дни медведица бродила, выискивая места с отдельными созревшими ягодами, срывая их по одной-две с куста, то теперь спелые ягоды были всюду. Обнаружив куртину с обильным урожаем, она садилась и начинала объедать ягоды вокруг себя, докуда могла дотянуться не сходя с места. Ягоды она обрывала вместе с листьями и тонкими веточками, захватывая их пастью и пропуская между полусжатыми зубами. Там, где она сидела, оставались характерные следы, медвежьи кормовые точки. Примятый её телом черничник окружали лишенные ягод, с редкими, измочаленными листьями кустики. Медвежонок ел чернику сначала на ходу, скусывая ягоды слева и справа от себя, а потом сидя, как мать, и даже лёжа, переползая от одного кустика к другому. Наконец, набив полный живот черникой, заглоченной вместе с листьями, он утомился и решил найти себе новое развлечение.

Молодой организм требовал движения и игр. Медвежонок уже не боялся отходить от матери на несколько десятков, а то и на сотню метров, а потому, оставив её, отправился обследовать ближайшие окрестности. Выйдя на опушку лесной поляны, он обнаружил здесь сломанную ветром сосну, лежащую не на земле, а на некоторой высоте от неё. Упавшее дерево застряло в развилке раздвоенной берёзы, и место слома ствола оказалось примерно на высоте роста вставшего на задние лапы медвежонка. Целый букет запахов, исходящий от этого места, привлек его внимание. Подойдя ближе, он обнаружил вокруг множество пёстрых перьев, а под самим стволом расклёванную острым клювом грудину тетёрки, соединённую с крыльями, на концах которых остались маховые перья. Кости были довольно свежими, кусочки мяса на них ещё не утратили красноватый цвет. Медвежонок с хрустом разгрыз и проглотил эту находку, оставив только перья. Обнюхав внимательно землю и траву под зависшим стволом, он нашёл заднюю часть водяной полёвки с куском шкуры, и тоже съел её. Встав на задние лапы, медвежонок обследовал дерево сверху. Помимо перьев тетёрки, он обнаружил там не совсем свежую голову певчего дрозда. Специфический запах тухлого мяса не испугал медвежонка, и он с удовольствием проглотил эту находку, пару раз сжав её до хруста зубами.

Здесь был пункт разделки добычи ястреба-тетеревятника, на котором самка ощипывала и разделывала добытых птиц и зверьков. Неподалёку находилось гнездо ястреба на сосне. В нём сидели два почти полностью оперенных птенца. Самец ястреба обычно охотился далеко от гнезда. Он улетел на охоту ещё на рассвете, а самка охотилась неподалёку, контролируя и охраняя гнездо. Сегодня она уже принесла птенцам селезня чирка-свистунка, пойманного на берегу залива и снова улетела охотиться. Увидев медвежонка, птенцы в гнезда зашевелились и улеглись в гнезде, опустив головы. Но устраиваясь поудобнее, один из них задел и уронил наполовину расклёванную тушку чирка, лежавшую на краю гнезда. Медвежонок услышал звук падения птицы и подошёл к гнездовому дереву. Быстро справившись с маленькой уточкой, он поднял голову, прислушиваясь и принюхиваясь. Легкий шорох птенцов, запах помёта, крови, и не всегда свежих остатков пищи, исходящий из гнезда, заинтересовал его, и медвежонок решил проверить, что скрывается в этой массивной куче веток, расположенной примерно на середине высоты дерева. Взобраться вверх по прямому, почти не имевшему боковых веток стволу сосны не составило для него труда.

Птенцы ястреба-тетеревятника. Фото Николая Санина.
Птенцы ястреба-тетеревятника. Фото Николая Санина.

Однако заглянуть в гнездо, козырьком нависающее над ним, медвежонок не смог. Тогда он стал разбирать гнездо над своей головой, захватывая материал гнезда зубами и сбрасывая вниз. Сначала он выдергивал из гнезда отдельные крупные ветки, а те, что не мог вытащить, обкусывал. Более мелкие он захватывал целыми пучками, иногда помогая себе одной лапой. Держась передними лапами за ствол, он разламывал нависшую над ним постройку и постепенно сделал в ней выемку. Когда в этой выемке над поверхностью гнезда показалась голова медвежонка, оба птенца в ужасе прижались к стволу сосны. От страха птенцы тяжело дышали, широко раскрыв клювы. Младший птенец привалился спиной к стволу сосны, выставив навстречу медвежонку одну когтистую лапу, а старший перепрыгнул на одну из соседних веток. Прыгая с ветки на ветку, и балансируя крыльями, он удалился от гнезда. Сделав последнее усилие, медвежонок приподнялся ещё немного, и вплотную приблизил свою морду к оставшемуся птенцу. В тот же миг птенец вонзил ему в нос все четыре когтя, крепко сжав пальцы. Медвежонок обиженно рявкнул, но не отступил. Раззадоренный неожиданным нападением и болью, он еще больше подался вперед, повернул голову вбок и схватил птенца поперек туловища зубами. Когтистая лапа бессильно разжалась, а медвежонок, держа во рту свою добычу, начал спускаться задом вниз. В это время к гнезду подлетела самка ястреба, держа в лапах тетеревёнка. С криком она кружила вокруг гнезда, но напасть на медвежонка не решилась.

Ступив на землю, медвежонок занялся своей добычей, пытаясь добраться зубами до мяса через слой перьев и пуха. Приподняв голову, чтобы отряхнуть прилипший к губам пух, краем глаза в конце поляны он увидел силуэт приближающегося медведя. Сперва он решил, что к нему подходит мать, но обоняние это не подтвердило. Его нос ощутил волну незнакомого тяжёлого запаха. Никогда ранее медвежонок с таким не сталкивался, но почему-то этот запах вызывал у него сильное чувство страха и ощущение приближения смертельной опасности, переходящее в ужас. Вероятно, панический страх, охвативший всё его существо, был заложен в наследственных программах медвежьих детёнышей, обеспечивая их выживание.

К медвежонку приближался огромный самец. Именно его запах так напугал медвежонка. Опустив широкую лобастую голову, взрослый медведь не мигая смотрел на малыша маленькими злыми глазками. Медвежонок сразу понял, что этот немигающий взгляд не сулит ему ничего хорошего. Шерсть на спине у него встала дыбом. Забыв о своей добыче, он рывками взлетел по дереву вверх, вновь взобравшись под самое гнездо.

Медведь подошёл к дереву и, подняв голову, уставился на медвежонка. А затем он встал на задние лапы, опершись передними на ствол сосны. Глядя на него сверху и ощущая страшную опасность, медвежонок в отчаянии закричал, зовя мать. Он не знал, сможет ли этот огромный зверь до него добраться, но окутавший всё вокруг страшный запах буквально лишал его разума. Медвежонок не понимал, что ему делать, и единственной надеждой на спасение было заступничество матери.

И она его услышала! Медведица бежала по поляне смешным медвежьим галопом, переваливаясь с боку на бок. Но вид её не был смешным. Шерсть на её загривке стояла дыбом, при каждом прыжке перекатываясь по спине волнами, а из полуоткрытой пасти вырывалось злобное рычание.

Медведица была почти вдвое меньше самца, силы явно были неравны, но она была готова сражаться за своего детёныша до последней капли крови. Её оскаленная пасть и вздыбленная на спине шерсть не оставляли в этом сомнений.

Медведица остановилась напротив самца, широко расставив лапы. Медведь сразу узнал её, поскольку они были знакомы далеко не первый год. Вступать с ней в драку он не хотел, а потому, угрожающе рыкнув, опустился на землю, а затем отошёл от дерева. Медведица, наоборот, немного приблизилась к дереву с замершим под гнездом медвежонком, обходя самца сбоку и не спуская с него глаз. Ей важно было занять позицию как можно ближе к детёнышу, закрыв его собой. Самец повернулся, и не спеша пошёл прочь, пару раз оглянувшись через плечо, всем видом показывая, что не очень-то ему всё это было надо.

Это новый рассказ о Медвежонке с заповедного острова. Медведь один из самых интересных, умных, но и опасных обитателей природы нашей страны. Рассказы о жизни Медвежонка продолжаются.

В основе этих рассказов - реальные знания о медведях, собранные отечественными специалистами-зоологами и охотоведами. Предыдущие рассказы можете найти здесь:

Где бродит медвежья семья

Медвежье лакомство из муравейников

Охота медведицы

Как медвежонок корягу победил. Ночные игры летяг

Как муравьи весной свой дом греют, а медведи их грабят

Медвежонок продолжает обучение

Как медведица с медвежонком человека встретили

Первая охота медвежонка

Уроки медвежьей школы

Медвежонок с заповедного острова

Продолжение следует!

Читайте старые статьи на канале, ведь информация о природе не стареет!

Если вам понравился рассказ, ставьте лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии, распространяйте через соцсети, задавайте вопросы. Я с удовольствием на них отвечу!