Наш Зеленоградский клуб "Кинематограф" находится в первом микрорайоне и пользуется заслуженной популярностью у местных жителей. Здесь проходят кинопоказы, джемы и различные концерты с живой музыкой. На сегодняшний день он является старейшим клубом в Зеленограде, существует с 2007 года. Приятная атмосфера и интересные мероприятия. Арт-директор Михаил Варламов нам подробно рассказал историю и о своей креативной работе в клубе.
Катерина: Расскажи о себе, пожалуйста.
Михаил: Михаил, арт-директор бара «Кинематограф» и вообще такой зеленоградский чувак, который все время топит за андеграунд.
К: Как давно существует клуб? Как пришла идея назвать это место «Кинематограф»?
М: Я у истоков не стоял, здесь работаю всего лишь четыре года, а бару 16 лет. В прошлом году праздновали юбилей.
К: Это получается самый старый клуб?
М: Да, самый старый в Зеленограде. Это изначально был клубный кинотеатр, в этом помещении был зал человек на 30. Я сюда в студенческие годы приходил смотреть фильмы, тут еще бар как-то по-другому выглядел. С самого начала это было прикольное место, потом я сюда залетел, когда мы стали с группой выступать, играли альтернативную музыку. Тогда еще не было сцены и это все еще был кинозал – ужасно забавно. И потом на закате нашей группы, когда играли концерт здесь, ко мне подошел Леша, владелец этого бара, и говорит: «Ты - креативный парень, многих знаешь, давай попробуем еще кого-нибудь позвать». И так потихонечку-потихонечку, сначала брал один-два концерта в месяц, в какой-то момент я начал делать все концерты, в пятницы, в субботы месяца. Так я начал здесь работать.
К: В чем уникальность клуба «Кинематограф» сейчас?
М: Я не знаю насколько это уникально. Здесь прикольное ощущение формата, тем что он неудобный, для того чтобы сидеть. Приходится все время вставать, идти к бару, очень мало места и все рядом. Ты всегда становишься участником, не по своей воле, какого-то диалога: стоишь и слушаешь, поэтому здесь формируется открытая атмосфера. И этот бар прям нетворкинг – найти каких-то людей, познакомиться… и я считаю это формат именно нашего бара. Если во многих других местах – приходят, садятся за свои столики, то здесь ты обретаешь знакомых, которых можно увидеть снова, вы начинаете общаться, к вам присоединяются то одни, то другие...много людей, с которыми ты общаешься за один вечер. Я сам за вечер успеваю пообщаться со многими посетителями, это ужасно прикольно, ты рассказываешь какие новости у тебя, они в ответ, по сути это соцсети оффлайн. Я очень часто нахожу здесь решения каких-то своих проблем, каких-то своих вопросов.
К: Я заметила, посещая клуб, что здесь не только постоянная публика из местных, но к вам на концерты приезжают и из других районов Москвы.
М: Мы избалованы наличием Москвы рядом. Многие здесь живут, а все концерты, тусовки привыкли посещать в Москве. Это огромная проблема содержать концертную площадку здесь, потому что можно позвать какие-то прикольные интересные группы, но людям на это будет пофиг.
К: Может потому что это мало освещается в местных афишах?
М:. Я пришел к выводу, что людям это просто не интересно. Когда происходят интересные программы где-то в Москве, ты же не сидишь и не думаешь, что происходит в маленьком локальном баре. Ты идешь на «Кассир.ру», смотришь свои любимые группы и едешь в Москву. Ты никогда не пойдешь в андеграундный бар.
К: Просто они не знают, что у нас есть такие крутые места.
М: Ну не знаю, я видел много людей, которые говорили: «я не знал, что в Зеленограде есть такое крутое место» и больше никогда не приходили. Мне кажется, вопрос в другом, здесь должна быть тусовка. Человек, который сюда залетел, должен ощутить, что здесь классно, атмосферно и прикольные люди. Когда мы давали рекламу на зеленоградских порталах, она просто не работала. Тогда я понял - смысл в том, чтобы развивать локальный формат. Как я выстраиваю свою работу? Я пытаюсь развивать какие-то тусовочки, сообщества, какую-то среду, чтобы здесь формировались локальные коллективы, чтобы им было где записываться, выпускаться, чтобы они приходили сюда – играли концерты. В своем роде я пытаюсь создать здесь некую экосистему, где это все будет жить и развиваться.
К: Какой у Вас принцип при выборе групп и какие группы здесь выступают? Городские ли группы или более известные, популярные?
М: В основном да, зеленоградские, потому что не зеленоградские не собираются в Зеленограде. Это факт, потому что по деньгам такая вилка получается, что бар небольшой и из-за этого сюда можно вместить не очень много людей. Соответственно у тебя очень низкий потолок бюджета, если ты делаешь привоз, то получается, что ты все деньги отдаешь группе и сам отрабатываешь в лучшем случае в ноль. Это никак от тебя не зависит. А если плохой день, но ты отрабатываешь на отлично, то по итогу может оказаться, что ты еще должен денег.
К: То есть получается, что когда идет договор с музыкальной группой, вы уже договариваетесь на какую-то определенную сумму, за которую они будут выступать?
М: Ну конечно, если мы говорим о привозных группах. Я привозил группу «Хадн Дадн», там была фиксированная сумма, которую я должен был заплатить и я впритык отбился в ноль. Это было очень рискованно. А когда ты работаешь с локальными коллективами все гораздо проще: люди зовут своих друзей, друзья своих друзей и в итоге у нас полный зал, где происходит домашняя вечериночка. Кайф в том, что ты можешь звать этот же коллектив раз в два месяца и этот результат будет повторяться - будет та же самая тусовка. Можно с ними делать классную музыкальную сетку, они смогут выступать в нашем баре по шесть раз в году, постоянно репетируют и приходят с новым материалом. И люди о них знают. За год-полтора у них прирост аудитории, они становятся местными локальными звездами. Наш бар становится такой прикольной платформой для развития локальных групп и они могут покорять Москву. Я считаю это круто, что у ребят есть возможность играть здесь и развиваться.
К: Какие музыкальные направления в основном выбирает Ваш клуб?
М: Это мультижанрово. Я делал и рэп-тусовки, но это очень редко на самом деле, панк- и рок-тусовки, инди-тусовки.
К: Были ли случаи, когда какие-то локальные группы выставляли вам райдер?
М: Ну, это каждый раз происходит. Перед каждым концертом мне присылают райдер, как правило, они все очень кучерявые, потому что музыканты просят всегда с огромным запасом. По сути мне могут выдвинуть любой райдер, но я могу ответить: «Чуваки, у меня есть то-то и то-то», и все. Потом принимается решение - они готовы с этим играть или нет. Получается, на самом деле, что райдер скидываю им я. Есть такое негласное правило, что должно быть в клубе. У нас по сути это все есть. У нас есть: басовый комбик, линия с сабами, мы обновились, они мощные, два монитора, ударная установка со всеми стойками, небольшой парк микрофонов и стоек. Я считаю, у нас неплохой такой набор на самом деле. Вообще я скажу: какие мы условия даем артистам, по тому как это все проходит, по звуку, по количеству аппарата… Да может быть лучше, согласен, но в андеграунде, учитывая средний чек, бюджет и вообще общую финансовую историю - это очень неплохо. У нас реально очень уютно по сравнению со многими московскими барами. Я не скажу, что мы прям очень заморачиваемся здесь. Ты можешь поставить супер топовый звук, но если будет плохая акустика, это не будет иметь значения. У нас аппаратура средненькая, но хорошо звучит.
К: Я знаю, что в клубе «Блэкаут» есть проблема с местными жителями, которые жалуются на шум.
М: Мне кажется, это проблема любого бара, который находится в жилом районе. Я, положив руку на сердце, прекрасно понимаю этих людей. Зимой это еще терпимо, а летом все стоят возле бара, курят, пьют пиво, говорят на повышенных тонах, громко смеются. Меня самого ужасно бесит, когда у меня под окном орут поздно вечером. Но когда у людей это происходит каждые выходные: пятницу, субботу, воскресенье, когда ты устал после рабочей недели, а под окном орут люди пьяными голосами, я и сам написал бы все кляузы в мире. Но мы стараемся с этим бороться и в целом находим какие-то компромиссы, простое человеческое лавирование между тем, чтобы все как-то уживались. А так мне кажется это проблема любой площадки, где есть алкоголь и тусовки.
К: Я знаю, что у вас была недавно ситуация с каким-то посетителем, который сообщил о заложенной бомбе.
М: Нет, это давняя история, просто недавно его осудили.
К: Часто у вас подобные случаи происходят?
М: Ну какие-то прикольные пассажиры бывают, да. Но опять же это проблема любого клуба. Бывало к нам заходили такие неадекваты, которых я сам выводил или был свидетелем жестких историй.
К: А у вас охрана на входе не стоит?
М: Иногда стоят, иногда нет, иногда я выполняю функции секьюрити, чего мне, конечно, не хочется. Не очень я это умею. Но когда ты понимаешь, что у тебя идет концерт, а тут стоит чувак, который пришел пьяный и просит внимания к себе, не просто просит, а требует любым доступным способом. Ну ладно, давай выйдем и я тебе его дам, но снаружи.
К: Вы чувствуете конкуренцию с другими клубами в Зеленограде?
М: Сейчас я заметил, что у нас сцена снова начинает обретать популярность. «Блэкаут» появился не так давно, но только недавно я стал замечать, что группы, которые сегодня играли у нас, завтра играют там. Я стараюсь к этому относиться как-то по-философски.
К: То есть у каждого клуба своя аудитория. Люди ходят на какие-то определенные концерты, если они идут у вас - то идут к вам, если у них - то к ним.
М: Мне кажется в этом нет никакой конкуренции. Чем больше площадок в городе, тем лучше сама по себе музыкальная тусовка, тем больше народу вливается в эту струю. Чем больше вовлечено в это народу, тем лучше для всех: лучше для популярных групп, лучше для непопулярных групп, лучше для репетиционных точек, для баров, для звукозаписывающих студий, и это все начинает разрастаться. Я ощущаю, как люди начинают в себе копить творческую энергию и выплескивать ее. Конкуренция - отличный способ выразить какие-то свои чувства, рассказать о своих переживаниях, происходит взлет живой музыки в целом. По крайней мере, в Зеленограде начинает формироваться андеграунд. Потому что за последний год сюда начало приходить 3-4 новых коллектива и выступать на постоянке. И они собирают полный зал.
К: Какие у клуба дальнейшие планы развития?
М: У нас будет открываться новая площадка возле ДК, там будет новая сцена, там будет больше места.
К: Это будет «Кинематограф 2.0»?
М: Нет, это будет совершенно другая музыкальная площадка. Как она будет называться, я не знаю, мы еще думаем над названием. Если здесь что-то такое типа панковское, то там будет почище, посветлее и культурнее. Но клуб тоже направленный на какие-то музыкальные форматы. Я пока еще прописываю примерный план работы, но все фантазии проверяются действительностью.
К: Когда планируется открытие?
М: Мы планировали его еще до Нового года, но жизнь внесла свои коррективы. Я надеюсь, что летом мы точно будем.
Видео-версию интервью можно посмотреть на нашем канале в Телеграм.
Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, впереди много интересного:)