Найти тему

Забирайте подборку речевых игр для детей 3-7 лет

Оглавление

Для каждого возрастного периода есть ведущий тип деятельности. Именно он определяет вид занятий, которые помогают психике развиваться. У младенцев это эмоциональное общение со взрослыми, а у дошкольников — игры. Поэтому с ребенком важно разговаривать и играть в период с 3 до 7 лет.

Как игры помогают развивать речь ребенка

Для формирования связной речи нужно правильно произносить звуки, владеть большим словарным запасом и уметь использовать грамматический строй. Все это развивают речевые игры для детей. Через них можно научить выражать свои мысли и научить составлять рассказы об определенных явлениях в жизни.

Игры помогают детям усваивать грамматические конструкции, увеличивать количество антонимов и синонимов в речи. В процессе они понимают, как можно описывать предметы или отвечать на вопросы.

Речевые игры и упражнения для детей важны для формирования эмоционального интеллекта. Особенно, если они предполагают командное взаимодействие. Дети учатся следовать правилам, договариваться между собой и решать конфликты.

Речевые игры для детей 2 лет

В этом возрасте ребенок только осваивает фразы из нескольких слов. Его нужно знакомить с окружающим миром. Для этого речевые игры для детей 2-3 лет проводят с применением разных игрушек и красочных книг. Примеры игр:

  1. Животный мир. Понадобятся игрушки в виде домашних животных. Ребенку показывают каждую и называют ее. Можно коротко описать игрушку. Например: это кошка. Она говорит «Мяу-мяу-мяу», любит молоко и мясо. Позвать кошку можно сказав «Кис-кис-кис». Потом знакомят с дикими животными.
  2. Продукты питания. Можно использовать настоящие. Ребенка знакомят с каждым, дают попробовать и описывают. Например, молоко сладковатое и прохладное.
  3. Характеристики объектов. Понадобятся любые вещи. Например, шарф, шапка, обувь. Шарф мягкий, теплый, длинный. Шапка маленькая, теплая, с пушистым помпоном. Обязательно указывают назначение предмета.

Речевые игры для детей 2-3 лет проводят ежедневно. Можно учить с ребенком короткие четверостишия, чистоговорки и потешки. Родителям полезно петь песни и колыбельные для малыша.

Полезно включать в речевые игры для детей 2 лет упражнения для развития дыхания. Это важно для формирования правильного звукопроизношения. Можно надувать мыльные пузыри, задувать свечи и сдувать маленькие бумажные или ватные шарики. Это помогает формировать правильный выдох.

Речевые игры для детей 3-4 лет

В этом возрасте нужно развивать навык управления речью. Взрослый предлагает ребенку взять два флажка в руки. Один поднимают, если слово будет сказано тихо, другой — громко. Начинать лучше с музыкальных инструментов. Взрослый то громко, то тихо стучит в бубен или дует в дудку. Потом переходят к словам.

Речевые игры для детей 3-4 лет включают в себя знакомство со звуками окружающего мира. Можно взять капсулы из-под киндер-сюрпризов и заполнить их крупами, бусинами, монетками. Сначала ребенку показывают содержимое и демонстрируют звучанием. Потом капсулы смешивают и предлагают угадать, что внутри.

Речевые игры для детей 3 лет могут проводиться с использованием классической музыки. Сначала дошкольника знакомят со звучанием каждого инструмента. Потом учат различать их в общей композиции.

Речевые игры для детей 3-4 лет могут быть направлены на развитие речевого дыхания. Для этого делают вертушки. Из бумаги вырезают цветочки. Каждый прикрепляют на палочку с помощью иголки. Цветочек должен свободно вращаться. Ребенок дует на цветок и он крутится.

Если речевая игра для детей 4-5 лет направлена на развитие целенаправленного выдоха, то можно вырезать из цветной бумаги листья и положить их на стол. Ребенок должен сдувать отдельные листочки или все вместе. Можно имитировать дуновение слабого ветерка и постепенно сдвигать листву.

Речевые игры для детей 5-6 лет

Развитие устной речи постепенно завершается. Ребенок произносит все звуки, использует разные части речи и умеет говорить сложными предложениями. Речевые игры для детей 5 лет могут быть направлены на знакомство с буквами. Их выкладывают из пластилина, фасоли, счетных палочек и проговаривают разные слова с ними. Важно сформировать связь между звуком и зрительным образом буквы.

Можно перебрасывать с ребенком мяч и просить его подбирать слова. Например, взрослый говорит:

  • огурец;
  • помидор;
  • кошка;
  • автомобиль;
  • белка.

Ребенок должен ответить: овощ, домашнее животное, транспорт, дикое животное. В речевые игры для детей 5-6 лет добавляют сложные задания по подбору антонимов: слов с противоположным значением. Например: кислое-сладкое. тупое-острое, мягкое-твердое и т. п. Взрослый бросает мячик, называет слово и ребенок отбивает его, проговаривая антоним.

Можно составлять рассказы. Для этого обязательно используют опорные картинки. Словесный рассказ может состоять из 4-5 предложений. Речевые игры для детей 5-6 лет должны быть направлены на формирование базы для развития навыков чтения и письма.

Речевые игры для детей 7 лет

В этом возрасте речевые игры направлены на несколько целей. Нужно продолжать знакомить со связью звуков и букв, развивать способность различать разные звуки, улучшать навык связной речи. Особое внимание уделяют формированию речевого слуха. Он нужен для точного различения звуков. Без этого ребенку будет сложно правильно писать.

Звуковые игры

Для закрепления правильного произношения проговаривают чистоговорки и короткие рифмованные стишки. Можно упражняться в составлении рифм. Например, взрослый проговаривает слоговую цепочку, а ребенок завершает: СА-СА-СА — Вот летит оса!

Другие игры:

  1. Замена слов. Взрослый называет слово, ребенок меняет первый звук и называет то, что у него получилось. Например: кот-рот, кошка-Сашка, Машка-кашка и т. п. По такому же принципу можно менять последний звук.
  2. Убери лишнее. Взрослый обозначает звук и называет слова. Задача ребенка определить слово, в котором нет указанного звука.
  3. Определи дом для звука. Ребенку показывают несколько домиков выставленных в ряд. Ему называют звук и слово. Задача определить положение слова: в начале, середине или конце. Потом нужно выбрать соответствующий домик.

Играть можно с игрушками или тематическими картинками.

Игры на грамматику

Взрослый называет слово, а ребенок — уменьшительно-ласкательную форму. Можно использовать тему «Животные и их детеныши» для развития словарного запаса. Если есть сложности, то выделяют две группы: домашние и дикие животные. Это сужает количество слов в одной игровой сессии.

Научить правильно связывать слова помогает игра «Чья вещь?». Для нее используют любые предметы из дома. Например, косметику мамы, одежду брата или отца. Ребенку показывают предмет и спрашивают, чей он. Ответ должен быть полным: помада мамина, ботинки папины, планшет брата и т. п.

Развить представления о множественном числе помогает игра «Один-много». Взрослый называет предмет в единичном числе, дошкольник во множественном. В процессе перекидывают мяч.

Игры на развитие связной речи

Подойдут любые наборы сюжетных картинок. Перед ребенком раскладывают один комплект и предлагают составить рассказ. После освоения 2-3 комплектов, карточки смешивают и выкладывают в случайном порядке. Потом предлагают найти ошибочные картинки и правильно рассказать историю.

Подойдут сюжетные картинки. По ним ребенка учат оценивать поступки. Например, на картинке мальчик дергает кота за хвост. Ребенок описывает увиденное и говорит хороший это поступок или нет.

Можно загадывать загадки. Взрослый описывает родственника, а дошкольник должен угадать, о ком идет речь. В качестве подсказки задают наводящие вопросы.

Необычные речевые игры

Поддерживать интерес можно нестандартными методами. Например, используя нестандартные материалы/: скорлупы от разных видов орехов, крышечки от бутылок, зубные щетки, губки, каштаны и т. п. Мелкие предметы катают в руках и читают разные стишки.

Можно использовать нестандартные приемы. Например, рассказывать сказки от лиц главных героев. Другой вариант — придумать продолжение рассказа, либо написать собственный.

В речевых играх самой главное — контакт родителей и ребенка. Именно он способствует гармоничному развитию психики. Бонусом остаются приятные воспоминания.