В Казахстане налоговое и таможенное администрирование проходит активную цифровизацию, и вместе с тем оптимизируются многие уже оцифрованные процессы.
За последние 5 лет в т.ч. и благодаря цифровизации налогового и таможенного администрирования бюджет страны пополнился на 4 трлн.тг. Из них 23% приходится на 2023 г. В 2024 году доходы от администрирования планово принесут 1,6 трлн тенге, что на 73% больше уровня предыдущего года.
Чтобы достичь запланированных показателей предпринимается ряд мер:
- пересмотрены критерии СУР при назначении налоговых проверок, теперь проверки проводятся методом точечного отбора, что увеличивает взыскание налогов при снижении общего количества самих проверок;
- начат независимый IT-аудит всех информационных систем КГД МФ РК, по результатам которого будет сформирована новая информационная архитектура;
- интеграция налоговых и таможенных информационных систем (вместо 14 систем будут функционировать только 5), что упростит администрирование и расширит налогооблагаемую базу;
- разработка нового Налогового кодекса, в котором акцент будет сделан на сервисную модель администрирования.
Минфин РК намерен создать принципиально новую единую цифровую систему, которая будет сопровождать бизнес на всех этапах жизненного цикла и существенно сократит административную нагрузку на предпринимателей.
Повышение эффективности налогового и таможенного администрирования возможно посредством максимальной цифровизации всех процессов. Планируется максимально исключить прямой контакт сотрудников органов госдоходов с налогоплательщиками и участниками внешнеэкономической деятельности.
Разрабатывается новый Налоговый кодекс, который должен быть прозрачным, простым для понимания и сбалансированным. Также важно обеспечить полноту уплаты таможенных платежей и налогов в бюджет.
Будут проработаны механизмы реинвестирования сумм возмещенного НДС в модернизацию и расширение деятельности.