Найти тему

«Мне интересен человек». Беседа с режиссером В. С. Калининым

Виталий Серафимович Калинин — не только режиссер и доцент ВГИКа, но и давний друг «Шередаря», а также член Правления Фонда. К благотворительности Виталий Серафимович пришел через киноискусство. Режиссер рассказал нам историю кинофорума «Шередарь» и поделился впечатляющими планами на будущее.

Виталий Серафимович, я знаю, что вы давно дружите с «Шередарем». Расскажите, пожалуйста, с чего началось ваше знакомство с фондом. Как вы, режиссер, деятель искусства, пришли к благотворительности?

«Шередарь» рождался на моих глазах. История фонда только начиналась, когда я стал снимать фильм о Михаиле Афанасьевиче (Михаил Афанасьевич Бондарев — учредитель фонда «Шередарь»; в 2012 году В. С. Калинин снимает про него документальный фильм «Человек из «Шередаря», первый из цикла «О благотворительности, конфетах и акробатах» — Прим. ред.). Это был грант Министерства культуры. Работая над фильмом «Человек из „Шередаря“», я наблюдал становление фонда буквально по крупицам. Волею судеб я втянулся в это как человек кинематографический и «визуальный». Хотя я обычно стараюсь дистанцироваться от своих героев, мы быстро подружились с Михаилом Афанасьевичем и фонд буквально «вошел в меня», стал неотъемлемой частью моей жизни. Я всё время чувствую, что фонд где-то рядом, я прирос к нему, что называется, и духовно, и физически.

-2

Как зародилась идея кинофорума «Шередарь», к которому вы имеете самое непосредственное отношение?

Инициатива исходила от Михаила Афанасьевича. Как-то он меня так прямо и спросил: «Что бы тебе хотелось в жизни совершить? Есть у тебя какая-то идея?»

Я сначала не понял, о чем речь, а потом ответил, что на самом деле хотел бы создать студенческий кинофестиваль, молодежный. Рассказал свою идею. Обычно на кинофестивали идут за аттракционом, какой-то эксклюзивностью. При этом «за бортом» остаются фильмы очень тонкие, душевные. На них я и предлагал обратить внимание. Я хотел сделать фестиваль позитивного кино (так он у нас в голове назывался), рассказать о важных для общества проблемах, не фокусируясь при этом на страданиях.

Михаил Афанасьевич дал добро, и мы приступили к созданию кинофорума. Почему всё-таки форум, а не фестиваль: форум сразу предполагал диалог. Мы решили, что каждый день будем активно обмениваться опытом, проводить встречи, мастер-классы, чтобы у форума обязательно была какая-то практическая цель. И потом некоторые молодежные фестивали тоже стали так делать. Видимо, просто началось такое время, и мы очень точно это почувствовали.

-3

А в чем вы видите свою основную задачу и даже миссию?

Миссия форума простая: привлечение людей к самой природе благотворительности.

Благотворительность, на мой взгляд, обязательная часть жизни, она, собственно, и выводит нас из животного состояния. Человек должен делать благо, только в этом случае он может называться человеком.

-4

Как менялся форум за время вашего в нем участия, какие планы на будущее?

Форум менялся год от года, развиваясь параллельно с фондом. Сначала это был просто «праздник на полянке». Мы шли на ощупь, постепенно вырабатывали и и ту программу, и те мероприятия, и те варианты участия, которые мы имеем сегодня. Со временем несколько изменилась и задача кинофорума: теперь мы будем принимать на конкурс более широкий круг авторов и в то же время более подготовленные в профессиональном плане работы. Мы рассматриваем благотворительность максимально широко — не только как помощь людям с ограниченными возможностями в любой области, но также как поддержку людей с психологическими травмами, пострадавших от военных действий и др.

-5

Планы у нас самые грандиозные. Мы выходим на более широкий формат, на совершенно другой уровень, — нас поддерживает губернатор Владимирской области, областное министерство культуры... Теперь это будет уже не форум, а кинофестиваль, в рамках которого мы все равно будем проводить всевозможные акции, образовательные встречи с актерами и другими представителями киноиндустрии. К нам присоединяется все больше известных людей в самых разных областях. Мы готовы выйти за пределы «Шередаря» и расширять зону своего присутствия в самом Владимире. Мы хотим сделать Владимир городом благотворительности!

-6

Вы преподаете во ВГИКе и пересмотрели большое количество студенческих фильмов. А что скажете про работы участников кинофорума «Шередарь»? Как вы лично можете оценить работы участников, которые ежегодно смотрите? Действительно встречаются талантливые фильмы?

Мы дали дорогу многим теперь уже известным людям. Ну во-первых, это «Каждый 88-й» (короткометражный фильм 2015 года о людях с расстройствами аутистического спектра, участник ММКФ-2016). У нас начинала автор этого фильма, Дарья Лебедева, теперь уже состоявшийся игровой режиссер. Анастасия Штандке получала у нас призы, и сейчас она признанный социальный документалист. Многие студенты ВГИКа и других учебных заведений у нас начинали. Например, Генрих Немчинов, замечательный этноблогер из Коми. Мы дали ему необходимый старт, и сейчас он известный человек в своей республике и не только.

Практически каждый год мы открываем новые имена, после чего ребята «выходят на широкую дорогу», начинают развиваться в профессии. И в этом наша миссия в том числе.

-7

Кто может стать участником кинофорума «Шередарь» и как подать заявку, чтобы ее одобрили?

Сегодня мы работаем с НКО, кинообъединениями всех уровней и студентами вузов. Тематика работ определена Регламентом и номинациями, которые мы публикуем накануне отбора.

Нужно просто зайти на сайт форума и оставить заявку. Потом специальная комиссия (как на всех кинофестивалях) отбирает работы и передает их жюри. И потом уже жюри решает, кто станет очным участником, и затем определяет победителей. Всё серьезно) И соревновательность у нас всё-таки тоже есть.

А что вообще вы можете посоветовать режиссерам, только начинающим свой путь?

Режиссеры не должны ничего бояться. Нужно делать, идти вперед. Если у вас есть какая-то идея, ее нужно осуществлять. Но конечно, режиссер, как любой человек в киноиндустрии, должен быть еще и подкован. Одних планов недостаточно — надо уметь их реализовывать. Наши мастер-классы тоже этому учат.

Режиссер — это не замысел, это воплощение. Нужно, прежде всего, развивать себя, пополнять свою сокровищницу, свой тезаурус, как я люблю говорить. Это значит накапливать теоретические и практические знания в области искусств вообще и кино в частности и, конечно, развиваться как личность. Потому что режиссер — это в первую очередь личность. И если ты умеешь снимать, монтировать и т. д., но из себя ничего не представляешь, ты еще не режиссер.

Режиссер — это душа, а также (про что многие забывают) умение этой душой управлять. Это сложная профессия.

-8

Я понимаю, что у вас огромный зрительский и режиссерский опыт и вы профессионально работаете с разного рода фильмами… Но если поставить вопрос максимально прямо и «топорно» и ответить, не долго думая: что для вас хорошее кино? Можете привести пару хороших фильмов последних лет, которые вам понравились.

Ответ банален и прост: хорошее кино для меня то, которое оставляет какой-то эмоциональный след. Не умственный. Умом можно всё понимать. Но если ты этого не чувствуешь, если фильм не трогает тебя как зрителя, остальное неважно. Вообще, это очень сложный момент — понять своего зрителя. Потому что фильм, например, может нравиться съемочной группе, а аудитории он оказывается неинтересен.

Еще у хорошего фильма должна быть хорошая форма, не только содержание. Сегодняшнего зрителя надо «держать», удерживать его внимание. Это предполагает владение всеми доступными инструментами — монтажом, операторским мастерством, звуком.

Там, где все эти качества соединяются, и получается хорошее кино.

Если говорить про игровое отечественное кино последних лет, я бы отметил «Воздух» Алексея Германа-младшего, «Снегиря» Бориса Хлебникова и «Чувства Анны» Анны Меликян. Что общего у этих фильмов, помимо всего прочего? Они рассказывают о человеке. Это то, что мне интересно.

фото: Компания "Метрафильмс"
фото: Компания "Метрафильмс"

Что лично вам дает участие в кинофоруме и в деятельности «Шередаря» в целом? С недавних пор, как я знаю, вы также являетесь членом Правления Фонда!

Да, меня пригласили, утвердили на эту должность, чем я горжусь!

Это дает другую жизнь и очень бодрит. Это переключение. Я убежден, что современный человек должен переключаться, и делать это профессионально. Должен идти широко, сохраняя себя и в то же время помогая какой-то деятельности. Пока ты ей занимаешься, ты ее постигаешь и становишься профессионалом. Это непросто. Недостаточно просто хотеть и слепо идти туда, куда зовет сердце… Надо делать. Благотворительность — это деятельность.

Почему нужно и важно поддерживать «Шередарь», рассказывать о Фонде тем, кто с нами еще не знаком?

Потому что у «Шередаря» всегда неоднозначные и непростые задачи. Не хочу обидеть ни один из фондов, но, как правило, их деятельность ограничивается поиском помощи и сбором средств. Я уверен, «Шередарь» уникален своей конкретной, материально воплощенной деятельностью. Мы не только собираем детей и даем им ориентир на счастливое будущее, но и буквально строим новую жизнь.

-10

Благотворительность остается в памяти людей особенно долго, когда она материализована в конкретных объектах, в строительстве домиков для жилья, в посадке деревьев... Это реальное воплощение того, что делает фонд.

Люди приезжают в «ВКС-Кантри» отдохнуть, проезжают мимо реабилитационного центра и спрашивают: «А что это?» А им отвечают: «Это наш фонд. Часть тех денег, которые вы отдаете для собственного отдыха, пойдет на поддержание того, что уже построено, и на то, что потребует еще вложений...» («ВКС-Кантри» — экоотель во Владимирской области, который поддерживает Фонд).

Я имею в виду новый центр, «ШереШередарь», строительство которого уже началось («ШереШередарь — новый центр во Владимирской области, который будет принимать детей с тяжелыми заболеваниями широкого спектра, а также пострадавших от военных действий). Михаил Афанасьевич очень четко понимает, насколько эта деятельность важна. Благотворительность — это дело, а не только слова.

-11