Есть у меня знакомый преподаватель . Он как-то сказал, что самое любимое для него время поста. Первой недели. В эту неделю он всегда, избавившись от ненужной суеты уезжает в свой домик, на природу, в тишину и проводит там эти постовые дни в чтении Священного Писания Ветхого Завета. В этом году, я вняв, его примеру решил сосредоточиться на чтении книги Бытия, благо у меня есть хороший наставник и помощник. святитель Иоанн Златоуст. Это очень простой выбор, так как Церковь выбрала именно книгу Бытия, в первую очередь, для Великого поста. Беседы святителя не слишком точно следуют чтениям на вечерни, но меня интересует не построчное толкование.а мысли высказанные святителем . Так что и в этот день я остановился на второй беседе. Люди погрязшие в науке или уже почти утонувшие, и поглощённые ею Многое из этих бесед воспримут, как давно пройденный материал. но, для меня слова святителя бальзам на раны. Во-первых. чаще всего эти древние тексты составлены так хорошо, что кажется их писал современник, или, по крайней мере человек девятнадцатого века. Во-вторых, они именно не научные, а являются примером высшего богословия. И во вторых все слова святителя подтверждены его жизнью. Хотя церковь сегодня слушала 14-23 стихи первой главы Бытия, Святитель несколько отстал. Он остановился только на словах В начале сотвори Бог небо и землю. Начианает святитель издалека. Он говорит о том, что Бог создал чловека и вначале беседовал сним непосредственно. С Адамом, Каином.Ноем, даже посещал Авраама. Но человеческий родвпал в нечестие и такое общение сделалось невозможным. Но желая возобновить беседы с людьми, Он послал им Писание, которое принес людям пророк Моисей. Таким образом книга Быти, это как бы послание Самого Бога.. И читая эту книгу, мы слушаем не Моисей, а Самого Бога. "С великой благодарностью будем принимать сказанное (Моисеем), не выступая из своих границ и не испытуя того, что выше нас, как поступили враги истины, которые захотели все постигнуть своим умом, не подумав, что природа человеческая не может постигнуть творения Божия. И что говорю – творения Божия? Мы не можем даже постигнуть искусство и подобного нам человека..." Возводит от предметов чувственных к Создателю вселенной, чтобы познав Художника, поклонялись Творцу, и не остановились бы на тварях. В книге Бытия говорится самое простое, но самое главное. В начале Бог сотворил небо и землю и все. Сотворил, как пишет Златоуст из ничего. Не говорится от творении ангельского мира. Как говорит Златоуст, Моисей учил в соответствии с нравами грубых иудеев, а последователи его давали более совершенное учение.Так жне именно нужное для афинян открывал апостол Павел Бог, сотворивый мир и вся, яже в нем, Сей небесе и земли Господь сый, не в рукотворенных храмах живет, ни от рук человеческих угождения приемлет» (Деян, XVII, 24, 25 ). "Пoелику он знал, что такое наставление соответствует им, то и избрал этот путь. Соображаясь с тем, кто были приемлющие от него наставление, он, руководимый Духом Святым, и преподал учение". И) и он же колоссян более нужное для них «Яко Тем создана́ Быша всяческая, яже на небеси́ и яже на земли́, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася» (Кол 1, 16). И Иоанн, сын громов, возглашал так: «вся Тем Быша, и без Него ничтоже бысть» (Ин.1,30). "Но Моисей (учил) не так, и – справедливо, потому что не благоразумно было бы давать твердую пищу тем, которых нужно еще питать молоком". Далее святитель приводит интересную мысть. Как Бог творит? Сначала простирает кровлю (небо(, а потом постилает основание (землю). Если бы также стал человек строить свой дом? Как это Бог создал человека из земли, и в соответствии с тогдашними естественно-научными представлениями., спрашивает как пшеница превращается в красную или темную кровь. Как создать мир из ничего, да ещё создать по неизвестной причине? Зачем совершенному Богу нужен такой проблемный человек? И много подобных вопросов может задать человек, желающий себя поставить на одну не просто лестницу с Богом, но даже и ступеньку. Бог должен делать, что его уму понятно, и им принято, и делать это известными техническими средствами. "Не станем же своим человеческим умом испытывать дела Божия, но, смотря на сотворенное, будем удивляться Художнику. «Невидимая бо Его, – говорит Писание, – от создания мира творенми помышляема видима суть» (Рим 1,20)". Хотел бы выделить здесь и рассуждение о создании земли, и то как это подается в Бытии. "Земля вся, говорит, «бе невидима и неустроена». Почему, скажи мне, (Бог) небо произвел светлым и совершенным, а землю – безобразной? И это сделал Он не напрасно, но для того, чтобы ты, познав Его творчество в лучшей части творения, оставил прочие недоумения и не думал, будто это произошло от недостатка могущества. Кроме того, Он создал землю безообразной и по другой причине. Так как она есть наша и кормилица, и мать; от нее мы и произошли, и питаемся, она для нас и отчизна, и общий гроб, в нее мы опять возвращаемся, и через нее получаем бесчисленные блага, – то, чтобы люди за полезное и необходимое не стали почитать ее сверх надлежащего, показывает тебе ее наперед безобразной и неустроенной, так чтобы получаемые от земли благодеяния ты приписывал не природе земли, но Тому, Кто привел ее из небытия в бытие". Кстати с таким почитанием земли мы сталкивались в недавние годы. Человеку грех искать славы возвеличивания, но не для человеческого ума такое сопоставление с Ним.
И в конце святитель говорит о целях, для которых произносились эти беседы. "Итак, чтобы возбудить в нас больше усердия, покажите точное сохранение уже сказанного и с истинными догматами соедините великое попечение о жизни. «Да просветится, – говорит (Господь), – свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5,16). Пусть жизнь соответствует догматам, и догматы будут глашатаями жизни".