Найти тему

"28 дней спустя" - сказ про то, как Дэнни Бойл зомби-тему перезапускал

Постер фильма. Источник фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/4303601/6bf708ad-08af-4636-95db-13fd239a53e2/orig
Постер фильма. Источник фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/4303601/6bf708ad-08af-4636-95db-13fd239a53e2/orig

Замечательный британский режиссер Дэнни Бойл у нас известен в основном как создатель культового фильма о нелегкой житухе нескольких шотландских наркоманов - "На игле". Любители кино вспомнят еще фильм "Пляж" с Ди Каприо и комедийную криминальную мелодраму "Жизнь хуже обычной" с Юэном МакГрегором и Кэмерон Диас. Ну а потом Бойл выстрелил еще до кучи "Миллионером из трущоб".

Надо сказать, все эти фильмы я нежно люблю, особенно, легендарный Trainspotting. Но среди творческой биографии режиссера есть еще одна лента, которая является не только его очевидным режиссерским успехом, но и определенной вехой в развитии жанра зомби-апокалипсиса. Речь идет о фильме 2002 года "28 дней спустя".

Кадры на пустынных улицах съемочная группа снимала рано утром, когда не было людей. Панорамы безлюдного Лондона впечатляли. Плюс, место действия было перенесено из привычной американской глухомани в Туманный Альбион. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1946459/d667a017-5b84-43a9-82d3-8f357dbbf5d0/orig
Кадры на пустынных улицах съемочная группа снимала рано утром, когда не было людей. Панорамы безлюдного Лондона впечатляли. Плюс, место действия было перенесено из привычной американской глухомани в Туманный Альбион. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1946459/d667a017-5b84-43a9-82d3-8f357dbbf5d0/orig

Сам жанр до этого был консервативен донельзя. Как заложил еще в 60-70 -х года прошлого века первопроходец жанра Джордж Ромеро концепцию вялых, неэнергичных самоходных кадавров, так она до сих пор и живет, вот хоть "Ходячих мертвецов" посмотрите. Зомби в этих фильмах не интересные. В смысле, никакого особого чувства опасности не вызывают. Ходят медленно, стонут, шипят, испускают газы. Убежать от таких - как два пальца. И лишь выдающаяся тупизна героев классических фильмов про зомби позволяла передвижным покойникам наносить хоть какой-то ущерб. Если кто не знаком с такими классическими лентами, как, например, "Рассвет мертвецов" 1978 года (или с его римейком авторства Зака Снайдера), свое представление об особенностях жанра можете составить по современному сериалу про ходячих.

В сабже же Бойли и сценарист фильма Алекс Гарленд сию концепцию пересмотрели. Зомби теперь - не оживший по непонятным причинам труп, а вполне живой человек, одержимый особо опасным вирусом ярости.

Собственно, фильм начинается с того, что в научную лабораторию проникает кучка идиотов - борцов за права животных. Как и положено борцам за все хорошее против всего плохого, на месте головы у нарушителей карантинного режима - задница, а посему они, не послушав предупреждений появившегося ученого, открывают клетку с приматом. Примат и до открытия клетки вел себя агрессивно, а в момент обретения долгожданной свободы первое, что он сделал - вцепился тупой борцухе за права в ее тупую рожу. Тут то до идиотов доходит, что в крови у обезьян - вирус, за считанные секунды превращающий человека в кровожадного нелюдя. Но уже поздно.

28 дней спустя в больнице очухивается главный герой фильма - молодой человек по имени Джим в исполнении Киллиана Мерфи. До всей этой котовасии с приматами Джим, работавший курьером, умудрился попасть в ДТП и угодил прямиком в кому. Времечко очнуться он выбрал то еще - на улицах стольного града Лондона ни души, зато полно мусора. Попытавшись привести водно-солевой баланс организма в порядок при помощи газировки, наш герой прямо в больничной робе принимается за поиски людишек.

Он находит их в ближайшей церкви, да только это оказываются злобные зомбари! Зомбари тут же показывают нужный градус накала - в отличии от неповоротливых ходячих пердунов Ромеро, бойловские зомби носятся как угорелые. От неминуемого заражения Джима спасают двое выживших - Селина и Марк. Выжившие ставят Джима в курс дела - в двух словах, парень, лучше бы ты не просыпался. После краткого курса противоэпидемиологических мер Джим решает добраться до дома родного. Новоиспеченные знакомые ему в этом помогают.

Зараженные отжигают! Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1946459/efda8a90-5206-4f98-8f35-a56a3e2fc596/orig
Зараженные отжигают! Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1946459/efda8a90-5206-4f98-8f35-a56a3e2fc596/orig

Дома облегчение не ждет. Решив не дожидаться неминуемого, родители Джима проглотили смертельную дозу снотворного. Троица решает заночевать в доме, но ночью сентиментального Джима потянуло пересмотреть кассету с семейной хроникой. Свет от экрана телевизора привлекает бывших соседей Джима, и Марк, отбившись от зомбарей сам оказывается укушенным, потому Селина без тени сомнения шинкует его мачете.

Дальнейших планов у парочки нет, но тут они замечают световой сигнал на верхних этажах жилой многоэтажки. Оказывается, наверху забаррикадировались в своей квартире пара выживших - таксист Фрэнк и его дочь-подросток Ханна. У Фрэнка как раз таки план есть - он поймал сигнал некой группы военных, призывающих выживших пробираться к их аванпосту близ Манчестера. Выжившим обещается безопасность и вакцина от вируса. Вместе с Фрэнком и Ханной Джим и Селина едут на таксомоторе до Манчестера. Только добравшись до места назначения Фрэнк самым глупым образом заражается и его пристреливают появившиеся военные.

Сцена в туннеле - одна из самых напряженных в фильме. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1898899/9e523412-2b08-4a3b-80d3-328abb3fc15b/orig
Сцена в туннеле - одна из самых напряженных в фильме. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1898899/9e523412-2b08-4a3b-80d3-328abb3fc15b/orig

Троицу конвоируют к командиру вояк - майору Весту. Тут открывается, что никакой вакцины нет. Майор засел в особняке с группой своих солдат, обложился минами и держит круговую оборону от зараженных. Военные просто ждут, когда зараженные передохнут от голода. Вест специально даже держит одного из них на цепи - засекает время. Что до нашей троицы, у вояк на них есть свои планы, особенно - на девушек...

По мерзкой харе майора сразу определяется главный плохиш. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1900788/2947eb51-9b5d-40ec-bdca-8289f6f0c56a/orig
По мерзкой харе майора сразу определяется главный плохиш. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1900788/2947eb51-9b5d-40ec-bdca-8289f6f0c56a/orig

Конец рассказывать не буду, сами смотрите. Скажу только, что демонизация военных в частности и исполнительной власти вообще в подобных фильмах про эпидемии если и не началась с этого произведения, то уж точно весьма ярко отображена режиссером именно здесь.

Что по итогу? При довольно скромном бюджете, у товарища Бойла получилось весьма оригинальное и яркое жанровое высказывание. Творческое наследие гражданина Ромеро здесь проявляется только в самой идее существования зомбарей. Сама же идея создателей фильма заставить зомби бегать - на грани гениальности. Яростные зараженные давали совсем другой градус напряжения, чем неспешные самоходы Ромеро. При этом, премьера была громкой. Лента при мизерном бюджете порвала кассу. Фильм буквально перезапустил жанр, вновь сделав его популярным и за одним запустил карьеру Киллиана Мерфи. Прижились и некоторые идеи фильма, которые до сих пор находят отражение у последователей. Например, поклонники "Ходячих мертвецов" могут вспомнить, что Рик Граймс точно так же попал в мир зомби-апокалипсиса - вынырнув из комы на больничной койке. Стремительные зомбари наиболее ярко представлены в "Мировой войне Z". Концепцию злых силовиков отрабатывает куча произведений - от игры и сериала "Одни из нас", до недавних спин-оффов "Ходячих".

В свое время этот фильм я посмотрел аж на VHS. Тогда он произвел впечатление. Ну, сейчас-то я вижу, что сценарий фильма как всегда держится на массе идиотских допущений - иначе в фильмах про зомби и не бывает.

Сама концепция заражения живого человека вирусом бешенства оригинальна, но то, что вирус способен взять под контроль человеческую особь за считанные секунды - откровенно бредовая. Ясно, что это сделано для пущей зрелищности и динамики происходящего, но до идиотизма-то опускаться не стоит. У нас все же есть какой-никакой иммунитет.

Идея майора Веста дождаться того, когда зараженные подохнут от голода кажется вполне логичной, но если зомби сохраняют физиологию живого человека, то они скорее гораздо раньше умрут от обезвоживания. Человек без воды живет около трех суток. В фильме что-то не замечено зараженных, кучкующихся у водопоя, так что они давным давно уже должны были бы закончится. Впрочем, и сам герой Киллиана Мерфи не протянул бы 28 дней в коме без введения физрастворов.

Главгерои в массе своей ведут себя как незамутненные идиоты - это откровенно бесит. Они бесцельно плутают по Лондону, в котором потенциально должны бродить миллионы зараженных. Попыток найти изолированное убежище с запасами воды и еды - ноль. Раздобыть оружие получше мачете герои даже не помышляют. Попыток слинять прямо из эпицентра эпидемии в местность, до которой вирус мог не добраться, они тоже не предпринимают вплоть до момента знакомства с Фрэнком. Передвигаются они исключительно пешком, хотят вокруг должно быть до фига брошенных автомобилей. На авто как-то сподручнее от зомби убегать, мне так кажется.

Да и военные похожи здесь на малоадекватных пациентов дурдома, подверженных приступам немотивированной агрессии. По мерзкой роже майора уже сразу видно, что он замыслил что-то нехорошее. Странно все это, ведь военных-то как раз готовят к действиям в условиях применения биологического оружия. Мне лично сложно поверить, что за неполный месяц они так дружно дошли до такой степени массового спермотоксикоза.

Да, в 2002 году еще можно было снять на западе фильм, где герои держали бы на цепи зомби африканского происхождения. Сейчас создателей фильма разнообразные "борцы с угнетением" засудили по самое не балуйся. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1900788/9c52d26b-510b-4015-8fb4-6fe4fc91ecf2/orig
Да, в 2002 году еще можно было снять на западе фильм, где герои держали бы на цепи зомби африканского происхождения. Сейчас создателей фильма разнообразные "борцы с угнетением" засудили по самое не балуйся. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1900788/9c52d26b-510b-4015-8fb4-6fe4fc91ecf2/orig

Впрочем, может, я слишком строг к фильму? В конце концов, определенный этап в жанре, заложивший фундамент нового, более динамичного и реалистичного зомби-хоррора, да и просто профессионально поставленная лента с отличными актерскими работами. На волне успеха фильма тот же Денни Бойл заснял продолжение - "28 недель спустя", который также имел как зрительский, так и кассовый успех, но об этом уже будет отдельный рассказ.

Предупреждение: все объекты авторского права (изображения, фото, цитаты, скриншоты, ролики, отрывки из произведений художественной и документальной литературы и проч.) размещены здесь в соответствии с положениями ст. 1274 ГК РФ исключительно в полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования.

#зомби-хоррор #28 дней спустя #Денни Бойл #Киллиан Мерфи