Добрейшего времени, друзья!
Вот, наконец, я добрался до книги Быкова*. Вернее, подумал, а что бы нам с вами разобрать? Наконец, этот человек - настоящий талант! Ведь, смотрите, мы в прошлый раз с вами выяснили, что сама Ксения Собчак оценила его литературный гений, сидя в жюри литературного конкурса. Ведь она, бывшая ведущая скандаль-программ, уже попробовала себя в митингах против "нечестных выборов" в думу. Кому, как ни ей быть почётным членом жюри литературного конкурса?
Да и сам Быков*, как мы с вами тоже обсудили в прошлой статье, будучи большим литературным талантом, высоко оценил свои собственные способности, и, сидя в жюри, занял в конкурсе третье место.
Ну, а если серьёзно, то Быкова* считают настоящим мастером от либеральной части литературной оппозиции. Ведь он - он чуть ли не лицо современной литературы, живая легенда. Его книги при жизни стали классикой!.. Ну, это так говорят. Мы с вами, как правило, соглашаемся, что человек талантливый. Либо потому, что читали раньше что-то и не нашли серьёзных ошибок, либо всего лишь исходя из здоровой логики: не могла же оппозиция сделать своим лицом какого-то недоумка?!
В действительности ситуация... ох. Готовы прокатиться по полу от смеха? Готовы ощутить тонкие вибрации, созданные вращением в гробах настоящих классиков? Всё это легко - стоит лишь начать читать Быкова*. Чем мы с вами немедленно и займёмся. Разберём мыслительный труд того, кого оппозиция сделала, можно сказать, своим главным философским портретом. И вы обязательно удивитесь, потому что лично в моём понимании, чтобы написать подобное, нужно быть весьма специфическим человеком. Ещё говорят о таких "бездарность", но обо всём по порядку.
Словом, вашему вниманию предлагается портрет нашей литературной элиты! В лице одного из лидеров этого кружка иноагентов, хе. Так что приятного чтения.
Откуда кровавые корни растут
И, как это часто бывает с оппозицией, мы быстро находим причину болезни, так сказать.
Книгу для разбора я выбрал не самую простую. А первую попавшуюся! Мне попалась "Остромов, или Ученик чародея". Лауреат премии "Национальный бестселлер", ещё и "Большая книга". У. Звучит многообещающе! Так что посмотрим, насколько сие литературное чудо прекрасно!
И в сети я нашёл несколько аннотаций, одна из них начинается так:
В Ленинграде 1926 года истерически смеются, отчаянно голодают, продают душу за котлету, привыкают к власти чекистов - и верят любому, кто может дать надежду в рухнувшем мире.
Знаете... этого уже достаточно. Ну, то есть, разбор мы на этом не закончим, но если бы я был просто читателем, то уже бы на этом месте пытался спрятать от себя спички и средство для розжига. А то мало ли, вдруг эта рукопись как раз из тех, которую не потушить. Ну, та самая рукопись, которую поджигают на пороге неприятеля.
В общем, подумаем. Всего дно... кхм, одно предложение! И в нём мы видим уже отношение Быкова к людям.
Подумаем на минутку. 26 год. Только что большевики изгнали белых, которые опередили фашистов в бесчеловечности и о которых в будущем ещё снимут фильм "Адмирал". Кроме того, не так давно страна пережила ещё и Первую Мировую. А всего через пять-десять лет из государства, которое чуть меньше, чем полностью состоит из крестьян, будет создана одна из сильнейших стран, которая в одиночку победит фашистскую Германию. Я говорю "в одиночку", потому что Запад эту самую фашистскую Германию будет финансировать на протяжение десяти лет и даже чуть больше, и только после того, как СССР пойдёт в наступление, Запад откроет второй фронт.
То есть, понимаете вообще, что написано в аннотации? Мы же знаем, что будет дальше, что происходило в этот период. По сути, получается, что великое, прозорливое руководство СССР тащит страну к величию за волосы, а тупое быдло в этот момент продаёт душу за котлету.
Одно предложение, и такой литературный катарсис! Это как встать, раскинуть руки, глядя в небо, дать ветру обласкать порывами лицо, втянуть его со свежестью утра, прыгнуть вперёд, с закрытыми глазами лететь, изображая птицу, чтобы рылом удариться прямо в грязь лежащей под ногами лужи. Ха-ха-ха. Мы ещё даже до самой книги не дошли, остановись, Быков*! Хотя, аннотацию, конечно, писать мог и кто-то другой, так что... эх.
Но мы с вами уже догадываемся, что слово "чекист" в этой литературной тусовке не воспринимают положительно. Но оно и понятно. Ведь чекисты защищали нашу общую Родину, в отличие от литературно-оппозиционного кружка, члены которого пытаются её развалить.
Ещё одна забавная фраза из аннотации написана в самом её конце:
Содержит нецензурную брань!
Почему интересная? Да просто забавно, что ни один интеллектуал не может сегодня обойтись без мата! Ха-ха-ха! Ну а мы с вами не будем опускаться до подъездного уровня культуры и обойдёмся без мата. Даже при обзоре произведения Быкова*.
Ну и, честно говоря, вторая аннотация не лучше - там свои недочёты. Тем не менее, её мы разбирать не будем. Иначе времени на книгу не останется, ха. Перейдём к произведению.
На бумаге Лев Толстой
Ну и чего далеко ходить? Нам же нужно найти проблемы в великом произведении "Остромов, или Ученик чародея". Начнём с первого же предложения, пхахах.
Есть дома, в которых никто не был счастлив.
Ах, как много в этом... бессмысленного. Нет-нет, какие шутки? Ну, смотрите, вам не кажется, что вы будто бы уже где-то слышали эту фразу? Есть такое смутное ощущение. А если я скажу, что "все несчастные, несчастливы по-своему"?
Знаете, очень много внимания уделяется первой строке. Если вы как-то связаны с литературным делом (помимо чтения), то знаете об этом. И, похоже, что тут ничего умнее не нашлось, кроме как стыбзить у классика. Чисто по-нашему - по оппозиционному, хе. Я вообще удивляюсь этим противникам власти.
Хорошо. Я думаю, что надо было написать по-другому. Вот так было бы гораздо лучше:
"...все несчастные, несчастливы по-своему... в несчастливых домах". Уахаха.
Слушайте, я понимаю, что выглядит слегка притянуто, но проблема ведь в том, что это не всё. Претензия не сводится к реверансу в сторону Толстого, который, наверное, предпочёл бы с плевком вернуть его обратно (вот мне так кажется почему-то). В самом реверансе ничего ужасного нет. А вот в том, что это полный бред.
Я сейчас докажу. Попробуйте вообразить самую убойную фразу, которую риелтор может произнести, демонстрируя дом. Не можете? А представьте, что он говорит: "дом новый, в нём ещё никто не жил".
Видите ли, новый дом - это по умолчанию что-то, что обещает надежду и счастье. Новый дом всегда строится людьми, у которых на это есть средства! Ёлы-палы, даже если это дом на отшибе, даже если вокруг только лес, то чувство, что он свой, родной, не чей-то там, а именно свой - уже оно делает человека счастливым. Хотя бы не надолго.
Впрочем, дальше становится понятно, что у Быкова* просто какие-то проблемы с тем, как он представляет себе жизнь обычного человека. Вот, например, он пишет дальше (где-то, хех, на первой же странице):
Здесь конец города, начало хаоса. Всякий, кто забрёл сюда, хочет прочь отсюда.
Пхахах! Люди! "Сюда" и "отсюда" - это однокоренные слова! В хорошем, чистом тексте в идеале рядом не должны стоять даже схожие по звучанию слова. Это считается не очень красивым. Повтор - это дилетантская ошибка. Хотя, знаете, если подумать, ну а чем ещё заменить слово "отсюда"? Отсель, из этого места или заменить фразой "скорее уйти/сбежать"? Ой, то есть, я хотел сказать, что нет таких слов, поэтому первое место этому господину в премии "Национальный бестселлер"!
Но это не самое смешное. Гораздо забавнее то, как видит Быков* "конец города". Хаос, всякий, кто забрёл, хочет прочь. Кстати, можно было так и оставить "кто забрёл, хочет прочь" - гораздо лучше звучит. Конец города - хаос и ужас. Угу. Приезжаешь на природу, смотришь на эти деревья, реку, бросаешь мясо и бежишь прочь, зовёшь мамочку, пхахаха. И, поскольку эта мысль принадлежит Быкову, предлагаю его и представлять в роли убегающего в этой юмористической сценке.
Словом, тут уже можно кое-какой вывод сделать. Быков*, как и, кстати, многие из оппозиционно-литературной тусовки, косит под классику. Больше того, они очень любят Толстого по какой-то причине. Может, по причине его популярности? В любом случае, почему-то чаще всего они перенимают всё плохое, что есть в Толстом. Отвлечённые рассуждения, совершенно не нужные для повествования, громоздкие предложения, бесполезный пафос (который есть у Толстого, как следствие времени и его окружения)... алё, можно пару мыслей??? Или это была глубокая мысль о том, что мыслящего человека в глубине души пугает праздный образ жизни, которым наполнена лишённая урбанистической строгости живая природа?..
Тогда возникает вопрос, можно ли засыпать пьяным в публичных местах и задумывать такую глубину?
В общем, хотел быть Толстым. Оно и понятно. А в итоге написал про страх шашлыков, хахах. А представляете, что люди чувствуют, когда по грибы ходят? Быков* же не думает, что именно эти походы и описывал Говард Лавкрафт, уахаха!
Ух, обожаю оппозиционную литературу. Давайте посмотрим, что ещё можно откопать в книге.
Людофобия
Вернее, останемся на первой странице.
Такой дом стоит в стороне от жизни, в складке времени, выстроенный хмурым, тёмным человеком, совершившим постыдную ошибку в самый миг рождения и сознающим, что исправить её невозможно.
Мы сейчас продолжим этот фрагмент, но прежде... А вы не подскажете, какую такую ошибку может хмурый "тёмный" человек совершить в самый миг рождения? А тёмный человек виноват, строго говоря, только в том, что рождён холопом.
Опять же, знаете, возможно, что Быков* хотел сказать не это. Возможно, что мысль его благородна... по задумке. Только вот, если я, например, начну всех направо и налево называть идиотами, совершенно искренне веря в то, что это самое уважительное обращение, то уважительным оно от этого не станет. Если украсть у человека, чтобы его спасти, то это всё равно кража, а не спасение, независимо от того, что ты там своим художественным умом навоображал.
То есть, понимаете, да? Тупой, несчастный человек, который навсегда останется тупым и несчастным - это про него пишет Быков*. Этот человек строит дом, который тоже будет несчастным. "Тупое быдло", уже ставшее легендарным образом в оппозиционном отображении. В общем, спасибо, Быков, мы теперь знаем, как ты относишься к простым людям, живущим на окраине и в провинции. Ох уж эти "гении".
И вот тогда вторую часть этой фразы понять становится гораздо проще. Смотрите сами:
...Он строит его для своей семьи, чтобы мучить жену и тиранить отпрысков...
Хахаха! Ну всё, друзья, врубаем воображение и представляем.
Простой русский мужик, обычный работяга строит себе дом. Дом. В 26-ом году (видать, продал уже, гад, душу за котлету, ухахаха). Строит. Кладёт стену. И думает: "Здесь жене сделаю низкий потолок и узкую кухню, чтобы мучилась. А тут детей буду ставить в угол, надо пол кривым сделать, с занозами. А вот тут будет вход в "красную комнату".
Пхахах. Ёлки, уф. Объясните кто-нибудь, почему у неизвестных авторов с АТ меньше ошибок? То есть, нет, там их больше, но орфографических, а что касается логики, то некоторые книги даже вполне хороши. А здесь что? Это издевательство? Нужно воспринимать это как сарказм, иронию, постметатетаинтеллектуальность?
Знаете, что тут говорить? Просто прочтите посвящение, которое Быков расположил в самом начале произведения. Он благодарит некоторых людей, но особенно выделяет одного и даёт ему такое посвящение:
Глупцы, пускаясь в авантюру
С одной лишь низостью в душе,
Себе приписывают сдуру
Всю авантюрность Бомарше.
Естественно, у бомаршистов
Ум изощрён, размах неистов:
Сейчас дракона обкрадут,
Змею вкруг пальца обведут!
Но жертвы их корысти странной,
Как поглядишь со стороны,
То беззащитны, то больны,
То простодушны и несчастны...
Так верят в добрую судьбу,
Столь кротко носят на горбу
Груз незаслуженных мучений,
Что Бомарше - добряк и гений -
Перевернулся бы в гробу.
А вот теперь подумаем. В отрывке два образа - бомаршисты и жертвы их корысти странной. Первые "глупцы... с одной лишь низостью в душе", а вторые беззащитные, больные, простодушные или несчастные. Теперь вопрос, посвящая отрывок человеку, который помог, Быков* изображает его больным и беззащитным или исполненным низостью авантюристом? Ха! Это же надо додуматься такое написать человеку, которого ты не ненавидишь!
Впрочем, я хочу отметить, ни в кого не тыча пальцем, что глупость - скверная помощница. Она любое начинание перекручивает так, что даже свет обратится скверной.
Книгу ругают в основном за то, что в ней много лишнего. Ненужные персонажи, пространные размышления... Слушайте, мы ещё до главного героя не дошли, а уже чепухи начитались, а там ещё и пространные размышления и посторонние персонажи!
И всё-таки, а чего мы хотели? Друзья, ведь это, напомню, именно та книга, которая выиграла "Национальный бестселлер". И эксперт литературы Ксения Собчак это подтвердит, ведь она сидела в жюри, как почётный председатель. Вместе с одним рэпером, который теперь внесён в список иноагентов. Куда нам с вами?..
Друзья, спасибо, что читаете. Спасибо, что поддерживаете. Раньше я не знал, что так много есть умных и начитанных людей, которые тоже, как и я, смотрят и не понимают, как это вообще возможно, чтобы совершенно странные, безграмотные, нелогичные опусы печатались, да ещё и становились чуть ли не главными литературными событиями! И я очень рад видеть, что вас так много.
Подписывайтесь на канал и на соцсети. На комментарии, как обычно, отвечу через несколько дней, чтобы никого не пропустить.
Всем добра, хорошего настроения и до скорого!
Ссылки на мои группы:
Вк -
Ок -
Тг -
*лицо, выполняющее функции иноагента