Речь пойдет о сократическом диалоге (Socratic questioning).
Это распространенный мощный инструмент, но о нем не так много пишут. Этот диалог способствует альтернативному пониманию проблемы или появлению нового способа совладания с ней.
Сократический диалог позволяет открывать больше способов взаимодействия с собой, другими людьми и с миром в целом. Сделанные собственноручно в рамках этого диалога открытия клиента могут стать особенно ценными.
Сократический диалог едва ли уместен при наличии суицидальных рисков, при острой реакции горя или при отсутствии у клиента знаний и опыта.
При чем тут Сократ?
Сократ задавал своим ученикам много вопросов, чтобы «включить» их знания. Предполагалось, что ученики уже обладают необходимыми знаниями для решения той или иной проблемы – а благодаря вопросам учителя их нужно лишь реорганизовать, добавив немного поиска.
Подобное делает и психолог – у которого нет готового и однозначного ответа на запрос клиента, а есть лишь готовность помочь клиенту самостоятельно сформулировать ответ. То есть сократический диалог учитывает тот факт, что клиент – эксперт собственной жизни.
Использование сократического диалога вариативно – опираясь на его принципы, психолог может варьировать разные векторы диалога или использовать лишь некоторые из них.
Принципы сократического диалога
✔️Психолог предлагает посмотреть на то, что «ускользнуло» от внимания клиента.
Это связано с максимально широким взглядом на ситуации – который подразумевает не единственную ее интерпретацию, а множество. И множество гипотез.
✔️Психолог задает вопросы от частного (конкретного) к общему и обратно.
То есть на общую фразу клиента «мне плохо» психолог может задать конкретный вопрос «а какие у Вас при этом мысли?», далее спросить общее «в каких ситуациях еще такое возникает и что среди них общего?», далее конкретное «как Вы думаете, когда впервые появились такие чувства?» и так далее. Вопросы на анализ и синтез помогают клиенту и психологу говорить об одном и том же.
✔️Психолог внимательно слушает, запоминая фразы собеседника
✔️Психолог периодически резюмирует информацию, подводит промежуточные итоги
✔️Психолог задает те вопросы, которые связаны с уже имеющимися знаниями клиента или с его зоной ближайшего развития
То есть при сократическом диалоге есть постепенность, а если человек плохо осознает свои эмоции, для него будет более уместным не «что ты чувствуешь», а «чувствуешь ли ты боль»?
Иногда психолог или даже просто человек помогающей профессии использует сократический диалог неосознанно, интуитивно.
Векторы начала сократического диалога
★ Вопросы на сбор информации, исследование ситуации и ее причин
Это вопросы наподобие «правильно ли я понял, что…», «Вы хотите сказать, что…», «Вы могли бы привести пример…?», «могли бы Вы рассказать об этом подробнее?», «верно ли, что Вы воспринимаете это как…», «где/как часто/с кем Вы чувствуете подобное?», «за счет чего Вы думаете так?», «произошло ли что-то, что привело Вас к этому?».
★ Вопросы на реструктуризацию проблемных убеждений
Это вопросы: «были ли исключения, когда происходило по-другому?», «может ли какой-либо Ваш опыт свидетельствовать об обратном?», «в какой мере полезно придерживаться этого убеждения?» и другие.
Векторы завершения сократического диалога
▶ Альтернативный взгляд на проблему
Этот вектор помогает посмотреть на проблему под другим углом. Это вопросы в стиле «действительно ли это приведет к такому результату?», «с чем еще может быть связана проблема?», «что могло бы быть вместо этого?», «что об этом сказал бы Ваш друг?», «что бы Вы сказали себе насчет этого, будь Вам 80?» и другие.
▶ Вопросы на поиск решения
Этот вектор подразумевает вопросы «как бы Вы могли справиться?», «что Вам здесь могло бы помочь?», «что из этого Вы могли бы сделать, несмотря на препятствия?», «что Вам мешает так поступить?», «как это может быть связано с решением проблемы?», «как Вы сможете оценить, что решение повлияло на результат?», «как Вы можете проверить, так ли это?».
▶ Вопросы на исследование глубинных убеждений (стрела)
Сюда относятся вопросы из разряда «что это говорит о Вас?», «что это для Вас означает?», «что плохого в этом взгляде на вещи?».
▶ Поведенческий эксперимент
Этот вектор позволяет проверить родившийся способ решения проблемы – «что случится, когда Вы так поступите?», «что это будет означать для Вас?», «что Вы почувствуете при этом?», «Вы могли бы проверить это на опыте?».
Автор: Загумёнов Иван Александрович
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru