Человеческое безразличие или иными словами, отсутствие внимания и бесчувствие к другим людям, кроме себя самого, тяжелое бремя современного общества. Несмотря на присутствие безразличия в прошлом, в современных реалиях культуры постмодернизма, оно становится визитной карточкой времени, в котором мы живем. О нем говорят, с ним сталкиваются. При этом, всегда возникает вопрос: «как можно оставаться безучастным к человеку, особенно в моменты, когда речь идет о его жизни»? Этот вопрос задает себе каждый, кто сталкивается с безразличием, например, в больнице или школе, где, казалось бы, дОлжно быть больше внимания к людям. Складывается впечатление, безразличие «поселилось» в нашей культуре настолько, что везде, где не был бы человек, оно проявляет себя в той или иной форме.
И вновь возникает вопрос: почему так происходит?
Размышляя над ним, мы можем попытаться обосновать безразличие эгоистичной природой человека, если таковая, по нашему мнению, имеется, можем сослаться на несправедливость общества или же просто, указать на безразличие, как элемент культуры, который присутствовал всегда. При этом, как-то в стороне, остается другая часть нашего бытия, а именно, человечность, то, что делает нас не животными, отделяет от них, наполняя более глубоким смыслом наше существование. Ведь именно человечность, с ее отзывчивостью, участием в судьбах других людей, антипод безразличию. Именно она позволяет формировать систему высших ценностей, которые стоят над ценностями простого физического существования, сводимого к удовлетворению своих базовых потребностей и простому физическому удовольствию.
Но, что такое, человечность? Ответить на этот вопрос очень сложно, например, согласно словарю С.И. Ожегова, это отзывчивость и гуманность [1], то, что формирует особое отношение к людям, выходящее за рамки заботы только о себе. Человечность требует усилий, как сказали бы психологи, работы над собой, она не может быть эгоистичной. Именно наличие ее внутри нас самих, подталкивает нас же к возмущению, по поводу роста безразличия в современном обществе, правда, мы не всегда это осознаем. И, возможно, в этом кроется ответ на вопрос о росте безучастности людей и их индифферентности. Ведь, говоря о безразличии к самому себе, насколько мы сами участливы в жизни других людей? Например, насколько мы готовы снизить градус напряженности в больнице, если считаем отношение к нам врачей халатным, тем самым создавая более благоприятные условия, чтобы врачи оставались врачами, а не просто оказывателями услуг за деньги? Насколько мы готовы поспокойней, без громких заявлений о жалобе, относиться к учителям в школе, даже когда те не выполняют своих прямых обязанностей и т.п.? Ведь, если продолжать размышлять, безразличие – это продукт нас самих и, возможно, распространяется оно, из-за нашей забывчивости о необходимости, в первую очередь, оставаться чутким к другим людям и только потом, когда все средства человечности испробованы, прибегать к крайним формам воздействия. В противном случае, невольно встает еще один вопрос: неужели, все кто нас окружает злобные, невоспитанные и отвратительные?
Впрочем, как знать…
Примечание:
1. Человечность. // Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.// https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/265398