Когда стали задумываться о том, что женщинам тоже нужно высшее образование? Почему дамам в Москве всё-таки позволили обучаться хотя бы одной профессии в 1860-х годах? Как был устроен процесс получения знаний, и сколько это стоило? Кто из профессоров Московского университета сыграл важнейшую роль в развитии женского высшего образования в первопрестольной? А также - когда девушки получили более-менее массовый доступ к знаниям? И удалось ли хоть какому-то дореволюционному учебному заведению получить такой же статус, как и университету? Об этом и не только расскажу сегодня.
Внимание: тема очень объёмная, поэтому моей задачей было дать вам лишь общее представление о том, как женщины получали знания в Москве, начиная со второй половины 19 века. Возможно, какие-то образовательные учреждения не упомянул, а про некоторые сказал только пару слов. Материал итак получился довольно большим.
Женщина тоже человек
Вопрос о возможности получения женщинами высшего образования начал возникать у российской интеллигенции примерно в 1840-1850-х годах. Правда большинство сторонников таких изменений всё-таки желали увеличения интеллектуального потенциала дам для потребностей семьи и воспитания детей. Но были и те, кто считал, что женщина должна стать полноценным членом общества. То есть иметь возможность изучать науку и работать наравне с мужчинами. Надо сказать, что к тому моменту девушки уже получили право посещать публичные лекции. Самыми популярными были те, которые читал историк Тимофей Грановский. Он специализировался на периоде Средневековья в Западной Европе.
Вскоре Москва стала первым городом в стране, где возникли высшие женские школы. В основном это было связано с расположением первопрестольной. Сюда было проще добраться из множества окрестных губерний. В основном дамы тогда приезжали, чтобы предложить педагогические услуги. Но с мужчинами на репетиторском рынке труда конкурировать оказалось трудно: зачастую не хватало знаний. Восполнить пробелы было негде. В Москве в середине 1850-х уже работала частная учительская семинария. Однако женщин туда не принимали. В 1867 году в первопрестольной начали открывать городские школы. А значит потребность в педагогических кадрах возросла.
Уже в 1868-м открыли первую частную учительскую семинарию для женщин. Через год появилось ещё одно похожее учебное заведение. Там за 12 месяцев готовили педагогов для школ. Правда уже в 1870-м семинарию решили закрывать, потому что выпустили достаточное количество специалистов. Но тут женщины взяли дело в свои руки. Они решили сами управлять учебным заведением. Так в Москве появились подготовительные педагогические курсы. Там преподавали несколько дисциплин: звуковой метод (как учить читать); объяснительное чтение (как во время процесса учительница должна доносить до детей смысл текста); грамматику; мироведение и арифметику.
Спрос рождает предложение
Организационными вопросами занималось общество воспитательниц и учительниц. Изначально они помогали находить работу гувернанткам, но потом решили заняться и повышением их квалификации. По инициативе общества в 1872-м открыли новые 12-месячные женские курсы для будущих педагогов. Только вот подтверждать их необходимость нужно было каждый год. В том числе предоставлять учебные программы, данные о сотрудниках и др. Такой порядок сохранялся на протяжении 40 лет. Лекции там читали три раза в неделю по вечерам. Стоили занятия недорого: 3 рубля для членов вышеупомянутого общества и 5 рублей для всех остальных. После окончания курса и сдачи экзамена в форме проведения пробного урока, женщины получали свидетельство. Оно давало право работать в городской школе.
Неудивительно, что в первый же набор на курсы записались 260 человек. Сначала учебное заведение существовало только на взносы и полученные на благотворительных вечерах пожертвования. Но со временем к финансированию иногда подключались и московские власти. Они поняли, что дело для города полезное. С годами количество необходимых для учительниц знаний возросло. Поэтому программы пересматривали. Так уже в 1893-м время обучения увеличилось до 24 месяцев. Предметов стало намного больше. А в 1906-м повысилась и годовая плата - до 62 рублей. К 1912 году некогда маленькие курсы уже находились в приличном здании в районе Большой Грузинской улицы и по сути больше походили на высшее учебное заведение. Тут преподавали около 50 дисциплин. Однако специальность, к которой готовили девушек, всё равно оставалась прежней: учительница.
Конечно, открытие курсов было важным событием для доступа женщин к высшему образованию. Но что насчёт университетов? Формально дамы уже в начале 1860-х годов могли посещать занятия, как вольные слушательницы. Однако вскоре доступ им туда закрыли. Официальная причина была такой: недостаточный уровень подготовки, чтобы осваивать университетскую программу. После этого женщины (хотя мужчины там тоже были) организовали кружок, члены которого хотели создать высшее учебное заведение для девушек. Сначала они обратились за помощью в совет Московского университета. Но там им отказали.
Университет вам не положен
Тогда женщины решили действовать по-другому. От них начал хлопотать директор 2-й мужской гимназии Ф.Н. Королёв. Он должен был убедить министерство образования, что в Москве нужны подготовительные курсы. После их окончания знания позволяли бы поступать в университет. В итоге всё получилось. Хотя историки пишут, что немалую роль в этом сыграл тот факт, что российские женщины начали активно уезжать за границу, чтобы получить высшее образование. Например, в университете Цюриха в 1865 году обучалось 145 русских девушек. При том, что всего иностранных студенток там было 152. Чиновники поняли, что лучше всё-таки дать возможность дамам получить знания в своём государстве.
Располагались новые курсы в районе площади Разгуляй. Окончившие их дамы получали такие же знания, как и выпускники 8 классов мужской гимназии. Естественно управление и поиск денег на содержание курсов ложились на плечи тех, кто так хотел их создать. Сначала учебное заведение возглавлял Ф.Н. Королёв. Вскоре он покинул пост. Дамам пришлось решать проблемы самостоятельно. Буквально за пару лет курсы по сути превратились в университет. Дисциплины становились всё объёмнее, а их изучение - более углублённым. Занятия вели настоящие профессора. У них было время, потому что лекции проводили вечером.
Но к середине 1870-х годов тут остались лишь те, кто желал осваивать математику и естественные науки (химию, ботанику, зоологию). Остальные девушки ушли на курсы, которые в 1872-м открыл В.И. Герье. Там большее внимание уделяли гуманитарным дисциплинам. Правда для поступления туда имелись требования. Нужно было свидетельство, которое уже подтверждало уровень знаний женщины. Например, бумажка об окончании гимназии. Те, кто предоставлять документы не хотели, могли стать вольными слушательницами. Преподавали там, как и на других курсах, университетские профессора.
В.И. Герье получил разрешение создать курсы на 4 года. Когда этот срок закончился, он подал повторное заявление. К тому моменту среди дисциплин остались только гуманитарные науки, а срок обучения составлял 3 года. Во время перерегистрации заведению присвоили новое название: "Высшие женские курсы при Московском университете". Совет последнего одобрил упоминание своего имени. Но такого же статуса курсам не присвоили. По сути это учебное заведение оставалось частным, а держалось за счёт энтузиазма создателя и преподавателей. Хотя программа ничем не уступала университетской. В итоге эти курсы просуществовали до 1889 года и закрылись. Герье пытался снова получить разрешение, но его ждал отказ.
Цель достигнута
Вообще в 1890-х годах в Москве женских курсов почти не осталось. Разве что педагогические, о которых я писал в начале статьи. Но энтузиасты пытались сохранить хоть что-то. Так возникли "коллективные уроки", которые проходили в виде лекций. Однако такой же популярностью они не пользовались. Да и организовывать их было невероятно сложно. Проблемы возникали, в первую очередь, с помещением. Ситуация начала меняться только на рубеже 20 века. Тогда общество снова подняло вопрос о высшем образовании для женщин.
В 1900 году начала работать профессиональная земледельческая академия для женщин с уставом и правами Петровской (ныне Тимирязевской) академии. Вскоре разрешили открыть и новые Высшие женские курсы. На этот раз московские власти дали на это денег, а к 1906 году и вовсе предоставили участок на Девичьем поле. Возродили учебное заведение благодаря всё тому же В.И. Герье. Но попасть туда стало сложнее: требовался аттестат об окончании среднего образования, а иногда и разрешение отца (такие документы есть в открытом доступе). Обучение было платным. Да и количество мест не очень-то большим. Зато с 1903 года курсы получили права. То есть их выпускницы могли преподавать в старших классах женских гимназий и прогимназий (это 4 или 6 классов).
В 1915 году Высшие женские курсы получили право выдавать дипломы. Таким образом их наконец-то приравняли к университетам. Проработало учебное заведение до 1918 года. Потом его преобразовали в институт. Сейчас там находится МПГУ им. Ленина. Ну а с наступлением советских времён получение женщинами вывшего образования уже стало не привилегией, а возможностью, которую имела каждая девушка.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!