Найти в Дзене
VK Гид

Экосистемный подход: зачем технологические гиганты идут в музеи

Оглавление
Коллаж © VK Гид. © Freepik, VK / Пушкинский музей
Коллаж © VK Гид. © Freepik, VK / Пушкинский музей

Недавно прогремела новость о стратегическом сотрудничестве Пушкинского музея и «Сбера», что вызвало ажиотаж в музейном сообществе. В рамках партнёрства корпорация обещает помочь музею в полной оцифровке его коллекции, а также в запуске экскурсионных проектов в режиме дополненной реальности. О том, для чего высокие технологии идут на службу высокому искусству, рассуждает Анна Асатурова, искусствовед, продюсер цифровых проектов в культуре.

Коллаборация «Сбера» и ГМИИ — отличный пример того, как технологические инновации проникают в процессы развития музейной экосистемы. И поскольку этот процесс требует значительных финансовых, временных и человеческих ресурсов, поддержку музеям на этом пути оказывают сразу несколько категорий партнёров.

В первую очередь это Министерство культуры, которое задаёт официальный вектор на цифровизацию музеев и готово оказывать финансовую помощь. За государственной поддержкой следует поддержка от крупных технологических компаний, которые обладают необходимой экспертизой для создания того или иного проекта и, что немаловажно, готовы выделять деньги на его реализацию. Существуют и частные коммерческие проекты в культуре, которые создают удобные приложения для работы музеев с посетителями. К примеру, izi.Travel — приложение, которое стало платформой для создания мультимедийных гидов по музеям. У таких проектов нет больших финансовых ресурсов, но они существуют сами по себе, и всё, что нужно музею, — это научиться пользоваться тем или иным готовым решением. Ну и, наконец, существуют фонды, такие как Фонд Потанина, целью которых является поддержка культурных институций.

Зачем технологии нужны музеям?

Вспомните свои последние походы в музеи. Наверняка вы сталкивались с QR-кодами, которые позволяют прослушать аудиогид, посвящённый конкретному экспонату или всей экспозиции, прямо с вашего телефона. Несмотря на то что это может показаться незначительной деталью, подобные медиарасширения — это часть большой внутренней работы музея. Более того, такую работу значительно облегчает перевод всей информации о коллекции музея в цифровое пространство.

© smartify.org
© smartify.org

Технологии в музейных пространствах подразумевают создание целой цифровой экосистемы. Это позволяет оптимизировать процессы внутри музея, улучшить качество обслуживания посетителей и расширить доступ к культурному наследию для посетителей, в частности тех, кто не может посетить музей лично. Кроме того, цифровые технологии могут помочь музеям в сохранении и защите своих коллекций, а также в исследовании и изучении произведений искусства.

Так нужны ли музеям технологичные решения? Однозначно да! Постепенно музейное дело становится более модным, появляются новые кадры, создаются яркие коллаборации с большими брендами. Но хотя современные музейщики и стараются быть более гибкими, некоторая закостенелость, консервативность внутри сферы ещё остаётся. Поэтому на интеграцию современных технологий в музейные пространства нужно заложить время и терпение. Тем более что этому процессу более 20 лет и его уже не остановить.

Эволюция технологий в культурной среде

Лет 20 назад вершиной технологического развития музея была установка экранов в выставочных залах. Российский музейный гигант Эрмитаж одним из первых принял новые правила игры и ещё в 1997 году заключил партнёрство с компанией Samsung, которая до сих пор поставляет экраны и мультимедийные панели для выставок в музее.

© SAMSUNG
© SAMSUNG

Сегодня Samsung также принимает участие в масштабных реставрациях и проектах, направленных на сохранение и развитие культурного наследия при помощи современных технологий. В 2018 году компания Samsung поддержала проект прямых включений в социальную сеть ВКонтакте Hermitage_Online, предоставив музею необходимое для проведения съёмок оборудование (смартфоны и VR-очки). Этот проект до сих пор активно развивается, и, если у вас нет возможности дойти до Эрмитажа, вы можете поискать интересную для вас экскурсию прямо в сервисе VK Видео.

А год спустя музей стал частью проекта виртуального «Магазина Искусства» (Art Store) для интерьерных 4К телевизоров Samsung The Frame. Изображения 52 работ известных российских и европейских художников из коллекции Эрмитажа теперь доступны пользователям The Frame по всему миру.

«Технологии ради технологий» не работают — у любой инновации всегда должна быть зримая цель, она должна работать с определённой болью музейщиков и их аудитории.
Именно в такой парадигме 29 января 2024 года «Сбер» и ГМИИ им. Пушкина подписали соглашение о стратегическом партнёрстве. Во-первых, будет произведена полная оцифровка музейной коллекции, а это ещё не удалось сделать ни одному крупному мировому музею, по словам директора ГМИИ Елизаветы Лихачёвой. Кроме того, обещается создать экскурсионные проекты в режиме дополненной реальности, что позволит найти подход к новой, молодой аудитории.

Директор ГМИИ А.С. Пушкина Елизавета Лихачева и председатель правления ПАО «Сбербанк России» Герман Греф © АГН «Москва» / Пелагия Тихонова
Директор ГМИИ А.С. Пушкина Елизавета Лихачева и председатель правления ПАО «Сбербанк России» Герман Греф © АГН «Москва» / Пелагия Тихонова

С похожей болью — сохранением культурного наследия — недавно начал работу Государственный исторический музей в союзе с технологическим университетом Сколтех и Институтом искусственного интеллекта AIRI. Совместно учёные планируют создать 3D — цифровую копию храма Василия Блаженного (он является одним из филиалов ГИМа), а также копию его интерьеров и отдельных объектов храмового комплекса. Полученные 3D-модели станут основой для разработки виртуальной экскурсии и других музейных проектов: игр, квестов. В своё время похожий проект по оцифровке храма для компьютерной игры позволил разработать план реконструкции собора Парижской Богоматери после пожара 2019 года.

© Сколтех
© Сколтех

С помощью искусственного интеллекта сегодня можно восстанавливать даже объекты культурного наследия, утраченные несколько десятилетий назад. Именно в этом состоит миссия проекта «Возрождённая коллекция», который был организован Сбербанком и агентством Mosaic. Компании способствовали воссозданию произведений искусства, утраченных во время Великой Отечественной войны.

ВКонтакте | ВКонтакте

Зачем в эту игру вступило государство?

Безусловно, важно, чтобы музеи получали поддержку не только от крупных компаний, но и от государства. В этом отношении ситуация неоднозначна, однако уже предпринимаются верные шаги: с прошлого года разрабатывается стратегия цифровой трансформации культуры на ближайшие десять лет. Инициаторами проекта выступают АНО «Цифровая экономика» и Министерство культуры Российской Федерации.

Какими проектами Минкульт поддерживает цифровую трансформацию музеев? Например, в настоящее время по инициативе министерства ведётся разработка VR-приложения с адаптивным сценарием для Государственного исторического музея. В качестве подрядчика выступает российский digital-интегратор Garpix. Внедрение VR-приложений представляет собой перспективный опыт, который может стать дополнительным стимулом для развития VR-экскурсий и в других учреждениях, находящихся в ведении Министерства культуры.

Зачем всё-таки технологические гиганты идут в музеи?

Участие в культурных проектах улучшает имидж больших корпораций и демонстрирует их вклад в общество. Партнёрство Пушкинского музея и «Сбера» является отличным примером. Оно также доказывает, что такие проекты не остаются незамеченными в медиа и приносят дополнительный PR-эффект, к чему стремятся все, даже большие корпорации. И речь не только о широком охвате в классических медиа вроде агентства ТАСС, но и о крупных телеграм-каналах по профильным темам.

© Сбербанк
© Сбербанк

Было бы здорово, если бы участие в жизни музеев приносило корпорациям какие-то бонусы в виде налоговых вычетов, но, увы, пока это не так. В России уже есть закон «О меценатской деятельности» (N 327-ФЗ), но едва ли он распространяется на партнёрские соглашения технологических корпораций и музеев. А ведь подобный закон мог бы стимулировать вовлечённость больших компаний в деятельность культурных институций.

Что же дальше? Хочется верить, что дальше — больше: больше музеев получат технологическую поддержку, больше компаний захотят эту поддержку оказать, в конце концов, больше людей сможет приобщиться к культуре через технологии. Конечно, это не всегда просто. Поэтому рекомендация от всего сердца для тех, кто планирует провести ближайшие выходные культурно и со смыслом: изучите, какие цифровые расширения есть в вашем любимом музее, вооружитесь своим телефоном и наушниками и приходите в храм культуры и искусства за новыми впечатлениями.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.