Найти тему

На сверхзвуковых скоростях. Зачем небу нужны испытатели и когда полетят электросамолеты

 Почетным гостем выставки «Наш Гагарин», посвящённой 90-летию первого советского космонавта, стал летчик-испытатель филиала ПАО «Ил» - «Авиастар», 35-летний Николай Кораблев.

Почетным гостем выставки «Наш Гагарин», посвящённой 90-летию первого советского космонавта, стал летчик-испытатель филиала ПАО «Ил» - «Авиастар», 35-летний Николай Кораблев. Как в профессии «подняться до небес», могут ли женщины показать высший пилотаж и какие они – лайнеры будущего, узнала корреспондент ulpravda.ru.

Путь в авиацию Коля Кораблев начал с девятого класса. Пришел в аэроклуб и после года теории сел за штурвал Як-52.

«Первый раз я полетел в 14 лет. Конечно, не один, а с инструктором. Было не страшно. Наоборот, очень захватывающе. Потом потихоньку начал самостоятельно летать. Стать летчиком-испытателем – была моя мечта. И я шел к ней. Мне нравилось и нравится по сей день поднимать в небо новые и неизведанные машины в небо. Летчик-испытатель -  это не просто человек, который поднимает самолет в воздух. Нет. Это человек, который занимается еще и научными работами. Потому что прежде чем поднять машину в небо, нужно перелопатить много литературы по нему.  Построить массу графиков. Поэтому мы очень много изучаем на земле. Это интересно, захватывающе. Особенно когда смотришь, как летает самолет, который когда-то испытывал ты. Гордость берет», – улыбается Николай Кораблев.
«Первый раз я полетел в 14 лет. Конечно, не один, а с инструктором. Было не страшно. Наоборот, очень захватывающе. Потом потихоньку начал самостоятельно летать. Стать летчиком-испытателем – была моя мечта. И я шел к ней. Мне нравилось и нравится по сей день поднимать в небо новые и неизведанные машины в небо. Летчик-испытатель -  это не просто человек, который поднимает самолет в воздух. Нет. Это человек, который занимается еще и научными работами. Потому что прежде чем поднять машину в небо, нужно перелопатить много литературы по нему.  Построить массу графиков. Поэтому мы очень много изучаем на земле. Это интересно, захватывающе. Особенно когда смотришь, как летает самолет, который когда-то испытывал ты. Гордость берет», – улыбается Николай Кораблев.
 Почетным гостем выставки «Наш Гагарин», посвящённой 90-летию первого советского космонавта, стал летчик-испытатель филиала ПАО «Ил» - «Авиастар», 35-летний Николай Кораблев.-3

200 человек на всю страну

Но прежде чем стать профессионалом, Коле предстояло пройти тернистый путь. И для начала – получить образование. А учебных заведений, где готовят летчиков-испытателей, в стране всего-то два. Одна из них ­– школа летчиков-испытателей имени А.В. Федотова в Жуковском, там готовят тех, кто будет тестировать самолеты. Вторая – государственный летно-испытательный центр в городе Ахтубинске, тут обучают военных. Кораблев прошел испытания в Жуковском.

«Выбирают только лучших. В моей группе училось всего десять человек. На секундочку, это ребята со всей страны! В России вообще всего 200 летчиков-испытателей. Поэтому сами можете понять, что отбор в школу очень строгий. Выбирают высококлассных летчиков, которые имеют большой опыт в пилотировании различных самолетов и авиационной техники. Когда я поступал, были такие требования: налет не менее полутора тысячи часов, военный летчик первого класса, знания аэродинамики и т. д.», – рассказал наш герой.
Но чтобы стать летчиком-испытателем, одного диплома мало.
Но чтобы стать летчиком-испытателем, одного диплома мало.
«Сначала я окончил Краснодарское высшее военное авиационное училище. Служил в гарнизонных военно-транспортных авиациях. Летал на самолете Ил-76.Отслужился от помощника командира корабля до заместителя командира полка», – уточнил мужчина.

Общий налет у Николая сейчас составляет более 2500 часов, из которых более 2000 часов - в качестве командира воздушного судна. Освоил такие ВС, как Як-52, Л-410, Ил-76 всех модификаций, Ил-76МД-90А, Ан-2, Tecnam P2002, Ikarus C42, Cessna 172, 182.

– Авиация богата мировыми рекордами. Например, американский летчик Чарльз Линдберг совершил первый одиночный перелет через Атлантический океан, Валерий Чкалов - первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Америку... А сейчас продолжают устанавливать рекорды? И кто это делает? Летчики-испытатели?

– Да. Именно мы ставим подобные рекорды. Поставить какой-либо рекорд на машине строевому летчику недопустимо. Это выход за пределы всех ограничений. И это скорее наша работа и наш профиль.

Например, Ан-124 «Руслан», который побил мировые рекорды. Он совершил кругосветный перелет через два полюса. Этот рейс попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый длительный и протяженный - за 72 часа и 16 минут летного времени самолет преодолел 50 005 километров.

– В наше время все чаще говорят об авиационных тренажерах. Какова сейчас роль электронных систем для подготовки пилотов? Их стало больше или количество принципиально не меняется, а они просто сами усложняются и совершенствуются?
– В наше время все чаще говорят об авиационных тренажерах. Какова сейчас роль электронных систем для подготовки пилотов? Их стало больше или количество принципиально не меняется, а они просто сами усложняются и совершенствуются?

– Роль авиационного тренажера (симулятор полета, предназначенный для наземной подготовки пилотов – прим. автора)  очень важна. Это один из первых этапов подготовки. На тренажере можно отработать множество различных действий и особых случаев в полете. Человек привыкает к расположению приборов, и потом в реальном самолете ему становится легче.

Конечно же, перед тем как поднять машину в небо в первый раз, нужно много часов провести на тренажере. Инженерами создается фактически аналог тестируемого самолета. Поэтому тренажеры не теряют актуальность в наше время и их количество увеличивается.

– Какое защитное снаряжение летчик-испытатель использует?
– Какое защитное снаряжение летчик-испытатель использует?

– Наша профессия очень опасна. Когда выпускается самолет и мы тестируем его, мы не знаем, как он поведет себя в небе и что с ним и с нами будет. И снаряжение, которое кому-то может показаться красивым, обычно спасает нам жизнь. Потому что если, например, придется экстренно покидать воздушное судно, боевой защитный шлем защитит голову. Кроме того, в экипировке у нас есть спасательные парашюты, костюм.

– На ваш взгляд, как скоро появятся электронные самолеты для перевозки пассажиров?

–  Честно скажу, я не тестировал электронные самолеты. Их тестируют мои коллеги, в частности, в Новосибирске. Но я лично присутствовал на тестировании электронного самолета «МАКС» в 2021 году и смог побывать в салоне первого в мире трехдвигательного турбореактивного пассажирского самолета Як-40. Спереди у него поставлен электродвигатель. И сейчас его активно испытывают. Пока результаты неплохие. И будущее за этим есть. Только необходимо предусмотреть, где размещать аккумулятор либо дополнительную генерацию. Как раз над этим сейчас и работают. Думаю, в скором времени такие самолеты появятся.

– А есть ли женщины летчицы-испытательницы?
– А есть ли женщины летчицы-испытательницы?

– Светлана Савицкая – российская летчица и даже советский космонавт, которая совершала полет на борту самолета «Союз Т-7» в 1982 году. И стала второй женщиной в космосе. И одна из немногих женщин летчиц-испытательниц. Сейчас их нет. Видимо, был период, когда женщин не брали или они не шли. А теперь военные училища снова начали активно набирать летчиц. Они снова служат в армии, на истребителях летают. Знаете, что я скажу: если у человека есть желание, он может стать, кем захочет!