Найти тему

Огородница

- Танюша, дочка, привет, вы ко мне собираетесь на майские? - звонок матери застал Татьяну в торговом центре, где она пыталась выбрать себе новый купальник.

- Мам, не получится в этом году, Паша путевки взял в Абхазию. Сюрприз на годовщину сделал.

- Как в Абхазию? А картошка как же? - голос в трубке наполнился праведным гневом, - Сами потом весь год ее едите да нахваливаете, а как сажать да убирать, нет никого, не дождешься! Лучше по курортам мотаться, деньги тратить, чем матери родной помочь!

- Мам, ну мы же с тобой осенью договорились вроде, что больше ты картошку сажать не будешь! Да ее проще купить, чем с весны до осени корячиться!

- Как это не сажай?! - голос а трубке аж задохнулся от возмущения, - Это что, я, по-твоему пол огорода пустым должна оставить?! 

- Мам, ну куда нам столько, она ж потом в погребе прорастает, гниёт, все равно выбросим! - Татьяна пыталась воззвать к материнскому благоразумию, - Ты уже не девочка у меня, все же возраст о себе даёт знать, сама же жаловалась, то тут болит, то там. Спина, давление. Купим мы тебе картошки, сколько скажешь, перестань убиваться, как ра_бы на плантациях!

- Знаю я, что вы купите! Одни пестициды да химикаты с удобрениями, а у меня свое, чистенькое, полезное. Не хочешь помогать, так и скажи, справлюсь сама! - с этими словами мать бросила трубку.

Женщина со вздохом убрала телефон и вышла из магазина, купальник покупать резко расхотелось.

Татьяна родилась и выросла в деревне, в большом деревянном доме, к которому прилагался участок в двадцать восемь соток. Сколько себя помнит, она работала в огороде вместе со взрослыми. С февраля мать начинала выращивать рассаду: контейнеры, пластиковые стаканчики, баночки из под селёдки - все подоконники были заставлены разнокалиберными емкостями, в которых прорастал будущий урожай. 

В мае - картошка. Дядя Василий трактором вспахивал половину участка, родители доставали из погреба семенные клубни. Потом они все вместе это "богатство" перебирали, сортировали. Потом сажали. Ни разу до совершеннолетия Татьяне не удавалось отдохнуть в майские праздники. 

 Все лето картошку окучивали, собирали колорадского жука, а в сентябре - выкапывали, сортировали и раскладывали по мешкам, чтобы спустить в погреб. Надо ли говорить, что этот вкусный корнеплод Таня с детства недолюбливала.

А кроме картошки был ещё и огород. Мать всегда сажала всего побольше, с размахом: если помидоры - не меньше ста кустов, кабачки - пятьдесят, тыква - столько же, по пять грядок лука и моркови, а ещё свекла, капуста.... Да всего и не перечислишь! И за всем этим нужно было ухаживать: полоть, прореживать, подвязывать, поливать. Это хорошо, что сейчас у родителей скважина, а раньше воду на полив на себе носили с колодца. 

А ещё с середины июля и до конца сентября урожай собирали и перерабатывали.В этот период в доме постоянно что-то резали, тёрли, варили, солили, мариновали. Из сарая приносили целую батарею разномастных стеклянных банок, все это мыли, стерилизовали над кастрюлей с кипятком, чтобы потом в эти банки отправить, огурцы, помидоры, варенья, салаты, компоты.

Огород очень выручил их семью в голодные девяностые, когда зарплату родителям по полгода не платили. Сваришь картошки, откроешь банку с огурчиками - вот тебе и ужин! А с вареньем чайку попить можно! 

Но потом жизнь постепенно наладилась, трудные времена прошли, а привычка Зинаиды Михайловны сажать всего и побольше никуда не делась. 

После школы, уехав учиться в город, Татьяна все равно каждые выходные приезжала домой, чтобы помочь родителям. Потом познакомилась с Пашей, ездить стали вдвоем. А после свадьбы так тем более - как не помочь тестю с тещей? Паше не нравились эти поездки, в выходные он, как все нормальные люди, хотел отдохнуть после тяжёлой рабочей недели. Татьяна была солидарна с мужем, она с детства нена_видела все эти грядки и спокойно могла прожить без консервации и картошки, лишь бы их больше никогда не видеть. Она неоднократно пыталась достучаться до родителей, убедить сажать всего вполовину меньше. Отец, вроде бы, был не против, но мама! Зинаида Михайловна отстаивала свой огород всеми правдами и неправдами, любой разговор о его ненужности заканчивался скандалом

- Вот ты как заговорила, неблагодарная! - кричала мать, - А вспомни-ка, когда есть нечего было, за обе щеки уплетала салаты да капустку квашеную! Да и сейчас не брезгуешь, банками в город вывозите!

- Да потому что ты силком впихиваешь, мама! Обидеть тебя не хотим, вот и берём! 

- Ах вон как! Совсем обленились в своем городе! Нет, чтобы помочь матери! Я же для вас стараюсь, чтобы вы свое кушали, с любовью выращенное, без всякой химии!

- Мама, ну не едим мы столько! Да ты и сама же видишь, что остаётся много, сама потом раздаешь, не жаль тебе своего труда?

- Лучше пусть будет много, чем не будет совсем! - Зинаида Михайловна была непреклонна.

А год назад не стало Татьяниного отца. Одной матери стало совсем тяжело справляться с хозяйством, и Таня с мужем проводили у нее практически все выходные. Они даже прошлым летом не поехали в отпуск, чтобы помочь Зинаиде Михайловне с огородом. Осенью им вроде бы удалось убедить пожилую женщину больше не сажать хотя бы картофель, но наступила весна, и она снова изменила свое решение.

Вечером Татьяна рассказала мужу о сегодняшнем разговоре с матерью.

- Знаешь, вот ведь вроде все правильно я ей сказала, а на душе так плохо. Она обиделась очень.

- Пусть обижается, мы осенью ещё договорились насчёт картошки! - Павел был рассержен поведением тещи, - Что теперь прикажешь делать? Поездку из-за ее прихоти отменять?

- Нет, конечно, мы же так давно хотели побывать в Абхазии - Татьяна подошла к мужу и нежно обняла его.

Поездка прошла просто идеально, супруги наслаждались морем, солнцем и друг другом, отдыхали от городской суеты. Только одно омрачало отдых: Татьяна пыталась несколько раз поговорить с матерью, но та не брала трубку. 

" Обиделась!" - грустно думала молодая женщина. Зная сложный характер Зинаиды Михайловны, она решила, что мать просто не хочет с ней разговаривать. Мысль о том, что с ней могло что-то случиться, даже не приходила ей в голову.

Вернувшись из Абхазии, Татьяна с Пашей в первые же выходные решили навестить Зинаиду Михайловну и помириться с ней. Приехав, они обнаружили женщину в постели, правая нога у нее от ступни и до бедра была закована в гипс.

- Мама, что случилось? - бросилась к ней Татьяна.

- Да вот, в погреб полезла тогда, после нашего разговора, хотела семенную картошку достать, да оступилась на лестнице, упала, и вот - открытый перелом. И телефон, как назло, дома оставила, ладно тетя Маша ко мне зашла, нашла меня.

- Ты почему не позвонила? Почему ничего не сказала? 

- Не хотела беспокоить вас во время поездки, - грустно сказала Зинаида Михайловна, - Я же помню, как вы мечтали побывать в Абхазии. Ты прости меня, дочка, ты права была, ну ее, эту картошку!

- Мама, а как же ты тут одна? Кто за тобой ухаживал?

- Так тетя Маша заходит несколько раз за день, а скоро мне и вставать разрешат.

- Так, все, собирайтесь! - Павел, до сих пор хранивший молчание, хлопнул ладонью по столу, - Поживаете пока у нас, пока гипс не снимут!

Зинаида Михайловна прожила в городе у дочери два месяца. Домой вернулась в середине июля, когда сажать что-либо было уже поздно. Так вынужденно она целый сезон прожила без своего обожаемого огорода. За это время она поняла, что помимо рассады и грядок в жизни есть ещё много всего интересного. На следующий год она, конечно, посадила кое-что, но совсем немного, чтобы хватило ей на салат да на несколько банок закруток. Действительно, зачем тратить драгоценное время, силы и здоровье на то, что потом выбрасывается или раздается? А картошку ей в сентябре Татьяна привезла, четыре мешка разных сортов.

******************************************

Друзья, если вам понравился рассказ, подписывайтесь на мой канал, не забывайте ставить лайки и делитесь своим мнением в комментариях!

Копирование и любое использование материалов , опубликованных на канале, без согласования с автором строго запрещено. Все статьи защищены авторским правом