Найти тему
Кулишов Владимир

Муслим Магомаев о своём дяде, заменившем ему отца, и доброй тёте Муре. Детские шалости и первая мелодия великого артиста СССР.

Оглавление

Дорогие друзья, мы продолжаем цикл статей о жизни великого маэстро, певца, исполнителя, композитора, целителя человеческих душ и сердец - Муслима Магометовича Магомаева. Нет, канал не превращается в фан-клуб, я затрагиваю темы, которые мне интересны.

Напомню тем, кто не читал первую статью👇

Я приобрёл книгу "Живут во мне воспоминания" за авторством самого Муслима Магомаева. Мне было интересно почитать его слог, именно его видение жизни и своего пути, а не чьи то опусы. Очень много за это время вышло грязных материалов и неприятный, тусклый сериал про него.

К слову, я в принципе, из российского не могу ничего смотреть, кроме сериала "Сваты", ведь это лучшее, что вышло в странах СНГ. Потому что сделано интернациональным составом, а одними из создателей являются те, кого мы сейчас денацифицируем и демилитаризируем...

Ну не будем о плохом. Так вот, эта статья, что вы читаете, является продолжением доброго начала, запущенного мной.

И что показал выпуск первой работы?

А то, что люди больше смотрят на заголовок, чем на содержание. И даже не могут различить и точно определить значение этого заголовка. Я написал, что: "Прежде чем сравнивать.... прочти это...", а мне начали писать: "зачем вы сравниваете? Как вы можете сравнивать несравнимое?"

Товарищи, господа и дамы, именно это я и хотел сказать в заголовке, что: ПРЕЖДЕ ЧЕМ сравнивать, прочтите этот материал.

И про использование псевдонима "великого" Шамана. Да, в очередной раз повторю, что он использован был, чтобы привлечь внимание. Пожалуйста-пожалуйста, в этой статье я не использовал его, посмотрим, какой отлик и реакцию получит статья? Интересно ли будет людям ПРОСТО прочесть об отрезке жизни Магомаева, его отношении к своему отцу? Без упоминания нынешних трендов? Ну, давайте продолжим наше путешествие.

"Есть у людей такое обаяние - не напоказ, а в душе..."

Магомет Муслимович Магомаев
Магомет Муслимович Магомаев

"Я вижу отца не картинным красавцем, а привлекательным внутренней красотой..." - именно так выразился Муслим Магомаев о своём отце, которого он совсем не помнил, ведь тот погиб, когда ему было всего три годика.

Отца ему заменил и воспитал его дядя Джамал-эддин Магомаев, брат Магомета. Интересно, что два брата были совершенно не похожи характером друг на друга: по натуре дядя был спокойнее своих отца и брата.

"В отличие от своего отца, я не умею хорошо танцевать и не хочу" - говорит Муслим Магометович.
-3
  • Дядя Муслима был инженером по образованию, и имел склонность к точным наукам, а вот наш любимый певец терпеть их не мог. Человеком дядя был уравновешенным, очень правильным, он шёл вверх по партийно-государственной лестнице. И это единственное, в чём Муслим не похож на своего воспитателя - ни в комсомол, ни в партию он никогда не вступал.
  • Дядя обожал гостей, любил и умел угощать. Унаследовал от отца музыкальность - играл на рояле, не получив при этом специального музыкального образования. Очень любил нажимать на педаль, чтобы было громко, хотя Муслима учил другому: "Играй тихо и с чувством".
"Как оказалось, дядя сумел и рисовать, - рассказывает Муслим Магометович, - хотя я никогда не видел, чтобы он этим баловался. Помнится, сижу я за столом, вымучиваю портрет Рахманинова, злюсь, потому что сразу не получается, вот-вот разорву. Заходит дяд. Он работал в соседней комнате и заинтересовался, почему у меня так подозрительно тихо. Спрашивает: "Что мучаешься? - взял карандаш. - Гляди, глаз у твоего Рахманинова не туда пошёл". И вместе мы очень неплохо поработали".
И ещё было в дяде то, что стало нашей семейной заповедью: все они - и дед, и отец, и дядя Джамал - превыше всего ценили свою честь. Дядя никогда и никому не носил чемоданы - и в прямом, и в переносном смысле...

И ещё один абзац со строками от Муслима Магомаева, которые, я думаю, вам очень понравятся, так от них веет теплом. Да и когда читаешь его слог, как будто общаешься с ним наяву. Кстати, поэтому я пишу, что Муслим Магометович "говорит", "рассказывает", потому что он здесь, с нами, благодаря своей автобиографической книге.

Автобиография от артиста - это, всё-таки, огромный подарок для поклонников, удивительная возможность для тех, кто не застал его воочию, встретиться с ним на страницах этой книги. Он такой живой в своих строках...

"Говорят, люди впечатлительные помнят себя рано. Не знаю, сентиментален ли я настолько, чтобы об этом говорить, но помню себя рано... Вот одно из первых ощущений: улица, мягкая теплота руки няни - тёти Груни. С няней хорошо, уютно. Мы вышли гулять. Воспользовавшись тем, что её отпустили из дома, старушка ведёт меня в церковь. До сих пор помню запах ладана, мерцание свечей, пышность православного храма. Потом я увижу ритуалы всевозможных конфессий. Но русская церковь оставит навсегда ощущение сказочного терема, где, по тому моему наивному представлению, Боженька не строгий, а добрый..."
Город Баку, открытка.
Город Баку, открытка.
  • На ночь няня Груня рассказывала Муслиму сказки, добрые народные сказки. Позже, научившись читать, он прочёл сам сказки Пушкина, потом узнал про его няню Арину Родионовну. Любовь к сказкам у Магомаева продлилась до конца жизни, у него были в коллекции все фильмы Диснея. Детское улвечение уже в зрелом возрасте переросло в увлечение фантастикой - это ведь тоже сказки.
  • После деда Муслиму остались кларнет и скрипка.
"Скрипка - не рояль: это там нажал на клавишу - вот тебе и звук. А чтобы извлечь звук из скрипки, нужно уметь делать что-то особенное. Просто пиликанье смычком по струнам хуже царапанья гвоздём по стеклу" - рассказывает Магомаев.
  • Как многие дети, он был любопытен: ломал механические игрушки, чтобы посмотреть, как они устроены внутри.
  • Став постарше, увлёкся книгами Жюля Верна.
"Почему-то меня очень интересовало всё, что было связано с водой, - капитан Немо, его "Наутилус". Дома я даже устроил себе собственный "Наутилус" - целый уголок в комнате. Долго занимался тем, что мастерил какие-то корабли, и молоток почему-то норовил ударить обязательно по пальцам.

Часто Муслима Магомаева ругали за всякие технические затеи, связанные с электричеством. Однажды, прикоснувшись к металлической кровати, бабушку Муслима ударило током, потому что он что-то не туда подсоединил.

-5
"То моё "техническое творчество" не забылось - я и сейчас многое умею делать по дому. В свободное время тешу себя современными электронными "игрушками", и когда близкие, глядя на меня, играющего на компьютере, говорят: "Как мальчишка!.." - я и не обижаюсь. Наоборот.
Если в тебе исчезает что-то детское, наивное, когда ты сам отпускаешь это из души, становится ясно - ты начинаешь стареть..."
-6
Вот от моего детсткого любопытства и пострадала скрипка, из которой я пытался извлекать звуки: я решил посмотреть, что же находится внутри и почему скрипка не желает петь.

Скрипку деда у Муслима отняли, склеили. Сейчас она находится в музее в Баку. Детское любопытство Магомаева затрагивало и старый бабушкин сундук, в котором он потом хранил письма от своих поклонников и поклонниц. А также бабушкин шкаф, который он смог отпереть, когда его бабушка попала в больницу. В шкафу он обнаружил дядин личный пистолет, положенный ему по должности.

Скрипка "Амати"
Скрипка "Амати"
"Естественно, что я не мог не взять его и не принести в школу, - говорит Муслим Магометович. - Я стал пугать им из под парты своих одноклассников, а пистолет был заряжен. Хорошо ещё, что у меня хватило ума не спускать предохранитель и не нажимать на курок. Потом я, вдоволь насладившись произведённым впечатлением, решил спрятать пистолет в портфель, но он выскользнул из рук и с грохотом упал на пол. Тут-то всё и обнаружилось."

Похоже, что песня "В каждом маленьком ребёнке, и в мальчишке и в девчёнке есть по двести грамм взрывчатки или даже полкило..." - как раз про маленького Муслима Магомаева. Вот такие забавные истории из его детства. А судьба кларнета оказалась более счастливой - его от будущего великого артиста уберегли.

А путь по дороге деда-композитора начался с рояля.

"Рояль был большой, я маленький, но мы с ним ладили: лет с трёх-четырёх я уже подбирал мелодии. Мне взяли педагога. Помню её звали Валентина Купцова и от неё постоянно несло водкой. В её сумке всегда лежала бутылка.

"Муслимчик, - начинала говорить он почти стихами, - принеси мне клавирчик Баха". Я шёл за Бахом, а она в это время прикладывалась. Могу сказать, что я её не любил. Во-первых, потому что от неё несло водкой (мне тогда это не нравилось); во-вторых, она всё время торопилась домой. А я всё ждал, что она мне всё-таки толком покажет, как и куда пальцы ставить."

Но однажды, маленький Муслим стащил бутылку из сумки тётеньки Купцовой и спрятал. Она вернулась, и, как всегда, послала его за очередным клавирчиком. Он принёс ноты и... увидел у Купцовой другое лицо - его как будто вывернули наизнанку, "перелицевали".

Сделав вид, что ничего такого не заметил, Магомаев сел за рояль, и стараясь не сутулиться, стал играть.

"Сначала из-за спины я услышал как бы шипеньие, а потом на мои пальцы налетел карандаш и стал колотить по ним что есть силы: "Не воруй, не воруй, Муслимчик!..." Было больно и обидно. Я понял, что номер не удался, и отдал водку. Но потом пожаловался тёте Муре..."

Её Магомаев называл: "Незабвенная моя тётушка Мария Ивановна. Бескопромиссная тётя Мура, женщина несгибаемой воли и дипломатической проницательности. Она очень хорошо знала, что надо в жизни делать, а что не надо. Светоч нашей семейной культуры, прочитавшая столько книг!"

У тёти Муры от первого брака был сын Лев, которого дядя Джамал усыновил. Мария Ивановна слушала радио, у семьи тогда был мощный приёмник "Мир", большая редкость в те времена. Приёмник ловил западную музыку, чужую речь, то, что тогда у нас заглушали, что нельзя было слушать.

"Почему нельзя? Если нельзя, значит нужно и можно слушать - это был её принцип. Со временем я понял, что это и мой принцип."

Тётя Мура была очень добрым человеком и любила животных. К недовольствию жильцов во дворе кормила бездомных кошех, которых собиралось со всей округи несметное количество. А у самих, в семье Магомаева, жил кот по имени Рыжик...

Первая мелодия

Была сочинена Муслимом Магометовичем в пять лет. Он запомнил её на всю жизнь. Впоследствии Магомаев с поэтом Анатолием Гороховым сделали из неё песню "Соловьиный час".

"Самому подбирать красивые созвучия мне было интересно - это лучше, чем играть чужую музыку. Но увлечение сочинительством вредит каждодневным упражнениям, а я сразу невзлюбил их, особенно Баха - эти его постоянные секундные интервалы, механику мелизмов, молоточковые каскады...
Чуть ли не всем детям, начавшим музицировать, Бах даётся тяжко. Это потом мы понимаем, что Бах есть Бах. Бах - Бог! Что именно так, как немекций гений, и надо писать музыку в компании со Всевышним.
Бах стал пыткой для меня. Я прятал ноты, делал вид, что потерял. От Баха мне ещё больше хотелось во двор - участвовать в мальчишеских баталиях. Гулять!..."

Вот такой был в детстве наш любимый Муслим Магомаев, хулиган да и только! Ну что сказать, детская энергия - она такая. Я считаю, дети такие потому что они гости в физическом мире, и душа их, пришедшая в маленькое бренное тело, не понимает, как это так:

"Ещё недавно я летала себе по всему мирозданию, перемещалась в пространстве и времени, а тут на тебе!" - и вот так они по привычке нахождения в мире ином, приходя сюда, продолжают "летать". Огромная энергия пришла в тело и ей просто некуда деваться, поэтому они такие взрывные, не ругайте их за это. Ведь, когда-то каждый из нас был таким.

Даже и великий артист Советского Союза...

Спасибо за внимание!

-8

Продолжение следует...

Весь цикл статей будет здесь👇

Жизнь Муслима Магомаева | ВыскаЖИСЬ! | Дзен