Перефразирую известного немецкого правоведа Рудольфу фон Иерингу и адаптирую для нашего очерка определение юридической техники.
Юридическая техника - это совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации договорной работы (документации) для обеспечения совершенствования и оптимизации работы предприятия.
На каждом предприятия имеются множество контрагентов, с которыми заключаются различные договоры, соглашения, дополнительные соглашения и другие результаты текущих бизнес-процессов предприятия.
Зачастую договоры имею типовую форму и к ним согласовываются изменения в виде протоколов разногласий и дополнительных соглашений. Коммерческими вопросами занимаются менеджеры по продажам и/или закупкам. И когда нужны лучшие условия, вот тут начинается творчество.
С разными контрагентами заключаются различные объемы изменений к типовым договорам. Часто протоколы разногласий практически полностью меняют условия типовых договоров. Мотивируется это все реальными потребностями предприятия в заключении наиболее выгодных условиях именно с этим поставщиком.
Прозорливый менеджер либо руководитель предприятия организует обязательную процедуру согласования изменений к типовым договорам с юристами предприятия. Такие бизнес-процессы выглядят вполне пристойно, но несут в себе некоторую угрозы развития предприятия.
Юристы, отдавая самое лучшее - свои знания во благо предприятия, разрабатывают, например, типовой договор поставки. При этом не важно предприятие является поставщиком или покупателем, если предприятия в своей работе руководствуется условиями типового договора. Менеджеры пытаются совершить наилучшую сделку в свой практике и активно ведут преддоговорную работу, согласовывая различные условия сделки. В итоге конфигурация сторонами сделки согласовывается, и наступает очередь юристов, которым попадает протокол разногласий либо дополнительное соглашение с измененными по условиями типового договора. Юрист мужественно приступает к своей работе и находит массу нестыковок в согласованных условия.
Начинается вторая активная фаза переговоров - с участием юристов.
По окончанию таких переговоров достигается окончательная редакция «нового» договора. Можно приступать к работе. Но представьте такую договорную работу в масштабе 1-2 договоров в день или 5-6 договоров в день.
Руководитель предприятия не может понимать баланс договорных обязательств предприятия перед третьими лицами в целом. Такой негативный эффект обычно размазан во времени и относительно нивелироваться при условии, что стороны не нарушают свои обязательства и нет внешних факторов воздействия.
При нарушениях договорной дисциплины предприятие вынуждено вести претензионную работы, обращаться в суд для защиты своих интересов, и «заново» узнает о балансе прав и обязанностей с контрагентом – нарушителем. И тут вплывают «новые» условия договора, происходит «перерасчет» взаимных обязательств. А юристы опять будут пытаются разобраться в ситуации с правовой точки зрения и зададут массу неудобных вопросов сотрудникам предприятия.
Защита интересов предприятия может быть поставлена под вопрос. Начнутся дополнительные консультации с контрагентом-нарушителем. Бывает, что успешно. О потери доходов предприятия никто не думает в эти моменты, поскольку все спасают ситуацию. В итоге накажут невиновных и наградят непричастных.
Не рассматриваем кадровый вопрос, увольняются менеджеры, юристы. Действующие сотрудники предприятия не понимают почему ранее были приняты те или иные коммерческие решения. Также не рассматривает коррупционный фактор.
Отметим, что существует также внешний негативный аспект незнания баланса договорных обязательств предприятия – макроэкономический.
Сотрудники предприятия кропотливо с помощью ведения договорной работы «собирают» доказательства непроизвольного изменения экономической модели работы предприятия.
В какой-то момент макроэкономическая ситуация меняется, на примере договора поставки: базис поставки становиться не актуальным, сроки сдвигаются, экономические связи рвутся. Итог предприятие теряет доход. При этом помним, что контур баланса договорных обязательств предприятия призрачен.
Не это ли предпринимательский риск? Нет, это риск изначально организационный.
Начинается новый виток ведения договорной работы, и снова потеря дохода предприятия никого не интересует – все опять спасаю ситуацию.
При определенном масштабе в несколько сот или тысяч действующих договоров у предприятия возникает созависимость от своих контрагентов, а значит руководство утрачивает способность полноценно руководить таким предприятием либо неформальным лидером становиться иное лицо.
Важным элементом успешной работы предприятия является выработка алгоритма принятия корпоративных решения, в том числе, по ведению договорной работы.
Нужен «тонкий» учет договоров с описанием и контролем «чувствительных» для предприятия договорных условий. Такие условия необходимо группировать, разбивать на новые группы в зависимости от внешних и производственных факторов. В этом случае возможно всегда провести работу с конкретной группой контрагентов для урегулирования возникающих рисков. Важно категорирование контрагентов по благонадежности и другим факторам. В этом заключается профессиональное творчество юриста, менеджера.
Вопрос закрытия договорных обязательств с контрагентами не менее важен. Нельзя оставлять на потом подписание соглашений о расторжении, актов сверки.
А Вы уделяете пристальное внимание ведению договорной работе?
P.S. "Vigilantibus, non dormientibus, jura subveniunt". Законы помогают бодрствующим, а не спящим.
Для получения юридической помощи , пишите в личные сообщения, на все вопросы готовы ответить.