Найти тему
VK Play

Baldur's Gate 1 и 2 после третьей части: стоит ли играть?

Оглавление

Разбираемся, по-прежнему ли представляют ценность две классические RPG, которым давно перевалило за 20 лет

Авторская колонка: мнение редакции может не совпадать с мнением автора (а может и совпадать).

Если вы прочитали не одну рецензию на Baldur's Gate 3, то наверняка заметили часто встречающийся в обзорах тезис, будто можно смело прыгать в тройку, не поиграв в прошлые две части. Мол, ничего важного вы не потеряете, если просто посмотрите на Youtube краткий пересказ сюжетов BG1 и 2, а то и вовсе запустите третью часть даже без такой вот минимальной предварительной подготовки.

Как человек, успевший уже несколько раз пройти BG3 без всего того багажа знаний, который можно получить, ознакомившись с ее предшественницами, я раньше тоже был готов согласиться, что играть в старые Baldur's Gate совершенно необязательно, чтобы получить максимум эмоций от хита Larian. В начале нулевых я пробовал BG2, однако быстро ее забросил (как-то так вышло, что главными RPG старой школы для меня были Fallout 1 и 2, а вот поклонником BioWare я стал лишь после Neverwinter Nights и Star Wars: KOTOR). Тем не менее недавно я все же решил смахнуть пыль с машины времени, вернулся в прошлое и таки прошел культовые RPG канадской студии. И ничуть об этом не жалею: знакомство с Baldur's Gate 1 и 2, пусть и случившееся в нелогичной последовательности уже после прохождения новой игры, позволило мне не только больше оценить третью часть, но и в полной мере осознать, насколько современный жанр RPG все же обязан BioWare. Об этом и пойдет речь в данном материале.

Дисклеймер: в статье содержатся сюжетные спойлеры всех трех Baldur's Gate.

Игра, опередившая время

-2

Хоть мне и не особо нравится эта банальная фраза, она и вправду лучшим образом характеризует первую Baldur's Gate. Даже играя в нее в 2024 году, не перестаешь удивляться, как небольшая и малоизвестная на тот момент студия смогла сделать игру такого размаха, да и к тому же без критических изъянов. Обычно, когда молодая команда загорается желанием свернуть горы, жди катастрофы. Но BioWare взяла и свернула.

Да, само собой, сегодня возраст Baldur's Gate быстро дает о себе знать (об этом чуть позже), но две наиболее важные составляющие игры уверенно выдерживают проверку временем: сюжет и структура.

Даже зная главный поворот BG1 о божественном происхождении главного героя и его кровной связи с антагонистом Саревоком (загадочным головорезом, убившим приемного родителя персонажа), следить за историей все равно интересно. По мере прохождения возникает сильное желание увидеть, как нарратив подведет игрока к мрачному откровению и как жуткая правда отразится на герое, его спутниках и на окружающем мире. Пускай и не настолько глубоко, как сиквелы, Baldur's Gate затрагивает интригующие и на удивление взрослые темы, касающиеся свободы воли и вечного дебата на тему социогенетизма против биогенетизма. В своей основе перед нами вроде как классическая история про избранного, однако сценаристы BioWare сделали так, чтобы эта самая избранность воспринималась неоднозначно: не только как дар, но и как проклятие.

-3

Сюжет первой Baldur's Gate не просто добавляет контекста событиям третьей части, но и делает главный конфликт игры Larian более личным для геймера. Противостояние Абсолюту, а вернее истинным конспираторам, стоящим за всей этой аферой, обретает куда большую важность, когда понимаешь, что данная угроза растет корнями аж из BG1. К тому же, после прохождения оригинала более важными начинают казаться встречи в BG3 с ключевыми, как выясняется, персонажами первой части: Джахейрой, Минском, Эльминстером, Виконией и тем же Саревоком.

Как я написал выше, помимо сюжета радует и структура: первая Baldur’s Gate мастерски выстраивает иллюзию огромного мира. Технически, конечно же, его нельзя назвать открытым, так как по сути он представляет собой набор уровней, разделенных загрузочным экраном, между которыми геймер путешествует на карте. Тем не менее локаций десятки, их не запрещают посещать в относительно вольном порядке и на каждой можно найти что-то интересное, в результате чего складывается ощущение, будто перед тобой лежит необъятный мир. Признаться, данный олдскульный подход к путешествиям и исследованию мне импонирует даже больше, чем довольно линейная смена трех зон в BG3, привязанная к сюжетной прогрессии: в «тройке» Фаэрун кажется более скомканным, даже если по факту в плане виртуального метража это вовсе не так.

-4

Визит во Врата Балдура в финальной трети BG1 тоже производит сильный вау-эффект, несмотря на устаревшую графику. Разделенный на несколько районов город кажется большим, разнообразным и, главное, правдоподобным. В момент первого прибытия ты чувствуешь себя настоящим путешественником с немалым количеством интересных историй за плечами, ну а сам город после всех сражений с троллями на природе воспринимается как портал в новый шумный и людный мир. Не помню других игр конца 90-х, которые настолько же удачно реализовывали крупный виртуальный мегаполис. Плюс было приятно увидеть уже знакомые по третьей части места, что, опять же, позволило оценить в ретроспективе верность Larian оригиналу.

А вот что тянет первую Baldur's Gate вниз, так это устаревшие правила Dungeons & Dragons, заложенные в основу игры, бои в реальном времени с паузой и прыгающие в качестве диалоги. Первая проблема, правила второй редакции D&D, выражается, например, в том, насколько неинтуитивно тут надо подсчитывать показатели брони и атаки, чтобы выяснить, смогут в тебя попасть враги и сможешь ли попасть в них ты (чем ниже значение брони — тем лучше). А еще при повышении уровня в Baldur's Gate практически никогда ничего не происходит: ты просто кликаешь на кнопку «левелапа» и все. Нет такого, как в BG3, когда почти с каждым новым уровнем дают выбрать какой-то интересный навык или способность.

-5

В свое время фанаты Baldur's Gate сильно ругались, что в «тройке» будут пошаговые бои, а не в реальном времени с паузой (далее – RTwP). Но как я не любил RTwP раньше, так и не полюбил данную систему после прохождения BG1 и BG2. Подобная боевка дает меньше контроля над ходом сражения и не позволяет спокойно оценить результат принятых решений: легко можно пропустить момент, когда враги прервали твоему чародею сотворение заклинания, поскольку ты в этот момент отвлекся на другого бойца группы. Неудивительно, что авторы современных ролевок c RTwP (Pillars of Eternity и Pathfinder) также добавили в свои игры опциональные пошаговые битвы. Сторонники RTwP приводят контраргумент в защиту системы: мол, она делает схватки с рядовыми врагами более быстрыми. Но эта проблема и так легко решается банальным уменьшением количества сражений с «трэш-мобами», что можно увидеть в той же BG3.

Наконец, первая Baldur's Gate получилась довольно неровной в плане качества диалогов: иногда ты беседуешь с некоторыми собеседниками так, словно вы вдвоем являетесь героями серьезного художественного произведения, а потом вдруг разговор скатывается в перепалку дворовой шпаны. Данный недостаток бросается в глаза, однако, если задуматься, не вызывает вопросов: все же для сценаристов BioWare это была первая игра такого рода. К тому же, как ни странно, есть в подобных диалогах некий шарм: складывается ощущение, что ты участвуешь в настоящей D&D-кампании, где даже у лучших данжен-мастеров не всегда выходит постоянно придерживаться высоких стандартов импровизированного повествования.

-6

Подытоживая, Baldur's Gate можно охарактеризовать как шероховатую, но все равно интересную и иммерсивную RPG, которая чудом держит марку даже сегодня. Не стану утверждать, что знакомство с ней критически необходимо, но вы вряд ли пожалеете, если начнете прохождение трилогии с настолько, казалось бы, старой игры. Ну и следует учитывать, что персонажа BG1 можно перенести во вторую часть, которую уж точно не стоит пропускать, а значит, появляется дополнительный стимул стартовать именно с оригинала.

Инди-сенсация, которая переизобрела покер — обзор Balatro

Правда, перед тем, как прыгнуть в BG2, следует решить, как быть с Siege of Dragonspear — аддоном для первой части, выпущенным в 2016 году силами студии Beamdog, которая отвечала за ремастеры Baldur's Gate. SoD — довольно необычное явление: официальное дополнение на том же движке с теми же механиками, но сделанное через два десятилетия после оригинала и согласно более современным канонам индустрии (тут, к примеру, куда больше озвученных диалогов). Поклонники серии не особо жалуют Siege of Dragonspear из-за раздражающих NPC со странными мотивациями, но мне показалось, что аддон получился неплохим мостиком между первой и второй играми, проливающим свет на лор франшизы и историю Фаэруна, поэтому лучше все же его не игнорировать.

Сборник жанровых заповедей

-7

Baldur's Gate 2: Shadows of Amn растеряла весь тот экспериментальный, почти что «кустарный» дух предшественницы. Она окончательно трансформировалась в приключение эпических размахов, в основу которого авторы вложили сфокусированное видение того, какой именно должна быть их игра. Вместе с BG2 на свет появилась та самая «формула BioWare», которой следовали практически все последующие разработки студии, а также многие RPG других компаний. И да, несмотря на объективно старую картинку и некоторые не самые современные механики, сиквел Baldur's Gate оставляет впечатление вполне современной ролевой игры, потому что по большому счету жанр сейчас по-прежнему опирается на каноны, определенные им в 2000 году.

BG2 стала одной из первых RPG, где все потенциальные члены партии были возвышены до статуса ключевых персонажей: у них появились личные сюжетные ветки со своими квестами. К тому же напарники начали более активно взаимодействовать с главным героем и между собой. В полную силу была раскрыта возможность заводить романы со спутниками, без которой подобные игры уже сложно представить (причем если игрок не проявлял к ним интерес, то напарники флиртовали друг с другом).

-8

Shadows of Amn навязала будущим последователям и другие идеи: например, концепцию управления личной крепостью, которая в том или ином виде кочует из одной CRPG в другую. Также авторы Baldur's Gate 2 всерьез подошли к задаче возвести весь второстепенный опциональный контент на один уровень с основным квестом: почти каждое побочное задание в сиквеле — самобытное и запоминающееся приключение на несколько часов.

Структура Baldur's Gate 2: Shadows of Amn несколько изменилась по сравнению с первой частью. Главное отличие — BG2 перестала восприниматься как игра с подобием открытого мира. Львиная доля Shadows of Amn происходит в городе Аткатле, который кажется даже больше, чем Врата Балдура, а локации из финальной трети игры сменяют друг друга в определенной фиксированной последовательности и строго по ходу сюжета. Нет, в сиквеле все еще есть путешествия по карте и опциональные для посещения места, пускай и в меньшем количестве, однако открывать их нужно через общения с NPC, а не органическим способом, как в первой части, где из каждой локации можно свободно перейти в соседние. Вот из-за этого отличия мир Shadows of Amn и теряет иллюзию «открытости». Зато каждое место кажется «сделанным вручную», тогда как первая часть принесла в жертву качество многих уровней ради их количества.

-9

Сценарий второй игры заметно повзрослел: так, наконец-то выровнялся тон диалогов, и пропало ощущение, будто разных NPC писали авторы, которые не общались друг с другом и не пытались достичь стилистической целостности своего произведения. Если у меня и есть претензии к сценарной работе, то лишь небольшие субъективные придирки к главному конфликту базовой игры: погоня за магом Джоном Айреникусом, ставившим эксперименты над героем и похитившим частичку его души, меня заинтриговала чуть меньше, чем кровавая семейная драма первой игры. К счастью, дополнение Throne of Bhaal, которое автоматически стартует после завершения Shadows of Amn, как раз возвращается к теме бога убийств и борьбе его отпрысков за наследие отца. Поэтому в итоге я все же в полной мере получил развитие увлекательной греческой трагедии, начавшейся еще в BG1.

За что мы любим Arcanum

Наконец, Baldur's Gate 2 увлекла меня боями куда больше, чем ее предшественница. В плане механики ничего особо не поменялось, однако в сиквеле был увеличен максимальный уровень, в результате чего стали доступны самые интригующие способности и заклинания второй редакции D&D, среди которых есть такие веселые вещи, как метеоритные дожди или остановка времени. С ними оказалось куда проще закрыть глаза на RTwP.

А еще BioWare наполнила игру абсурдным количеством уникальных артефактов, вокруг которых можно выстраивать билды персонажей. Жаль лишь, что в BG2 нет механики «респекинга», поэтому лучше заранее изучить Wiki игры на предмет интересующих видов оружия, чтобы спланировать развитие команды. В противном случае придется модифицировать сохранения сторонней программой, чтобы менять специализации бойцов.

-10

Отсутствие таких современных удобств, как тот же «респекинг», а также полностью озвученных диалогов — единственные барьеры, которые могут помешать некоторым игрокам в полной мере оценить Baldur's Gate 2. В остальном же игра — отличный способ увидеть, что BioWare могла предложить на пике своего творчества. Она радует комплексным сценарием, высокими сюжетными ставками (особенно в Throne of Bhaal, где можно возвыситься до статуса нового божества, если правильно разыграть свои карты), отличными диалогами, запоминающимися спутниками, интересными локациями и сражениями, которые увлекают даже несмотря на недостатки RTwP. Стоит ли играть в эту классику до или даже после Baldur's Gate 3? Разумеется, да, причем не просто чтобы придать больше контекста событиям третьей части, а чтобы наконец-то познакомиться с одной из лучших RPG всех времен.