Петербург умеет удивлять. В городе есть самое необычное и глубокое в мире метро. По всем предпосылкам его строительство казалось практически нереальным. Несмотря на это пассажиропоток «подземки» составляет около 750 млн человек в год.
В статье расскажем, как вопреки всему инженеры и архитекторы сумели построить подземную жемчужину Северной столицы. Поделимся любопытными фактами о станциях, похожих на дворцы. И совершим виртуальный тур по нетипичному метро.
История питерской «подземки» 🚊
Известно, что город стоит на болотах, а под землей – вечная мерзлота и подземные реки. Вообще, с самого начала говорили, что метро тут не построить. Но советские инженеры оказались людьми настойчивыми и целеустремленными.
Все началось с инженера Торганова, который спроектировал в 1820 году план метро. Он получил от императора Александра I отказ на продвижение его идеи. Не удалось достичь этой цели и Кулибину с Брюнелем. К этой теме время от времени возвращались с 1938 года по 1941 годы. Началось строительство подземки все-таки в 1947 году. А в 1955 году запустилась первая линия под названием «Красная».
Первые подземные станции и линии, открытые в 1955 году:
- «Автово» (нет эскалаторов, 16 хрустальных колонн, глубина 12 м);
- «Кировский завод» (44 дорических колонн с каннелюрами, 44 м глубиной);
- «Нарвская» (48 барельефов с людьми разных профессий, глубина заложения 52 м);
- «Балтийская» (посвящена морской теме, глубина 40 м);
- «Технологический институт» (2 зала, самая большая станция по размеру, 40 м глубиной);
- «Владимирская» (центральный зал в 3 раза короче боковых, глубина заложения 55 м);
- «Площадь Восстания» (посвящена Октябрьской революции, имеет 2 выхода, глубина 58 м).
После запуска первых линий строительство питерского метро продолжалось:
- 1955 – Кировско-Выборгская красная ветка (1 линия, 18 станций). Время в пути – 47 мин.;
- 1958 – Московско-Петроградская синяя ветка (2 линия, 18 станций). Время в пути – 47 мин.;
- 1963 – первый в стране узел с платформенной пересадкой на станции «Технологический институт»;
- 1967 – Невско-Василеостровская зеленая ветка (3 линия, 12 станций). Время в пути – 40 мин;
- 1985 – Лахтинско-Правобережная оранжевая ветка (4 линия, 8 станций). Время в пути – 19 мин;
- в 90-х появилось 6 новых станций.
- 2008-2019 – Фрунзенско-Приморская фиолетовая ветка (5 линия, 15 станций).
В 2024 году метро СПБ это:
5 линий метро;
72 станции;
7 узлов для пересадок;
протяженность путей 124,8 км.
В ближайших планах – прокладка дополнительных веток метрополитена:
- Красносельско-Калининская коричневая ветка (6 линия, 18 станций).
- Кольцевая серая ветка (7 линия, 20 станций).
- Адмиралтейско-Охтинская голубая ветка (8 линия, 12 станций).
В Петербурге некоторые станции метро поражают своей атмосферой. Посещая их, словно гуляешь по залам роскошных дворцов. Самые красивые мы собрали для вас в статье «ТОП-8 красивейших станций метро в Санкт-Петербурге».
Как работает метро и сколько стоит проезд
Режим работы
Время открытия станций – примерно 5:30 утра. Закрытие в будние дни происходит около 00:30 ночи. Однако график движения поездов неодинаков на разных станциях. Это связано с особенностями пассажиропотока.
В период с 30 апреля по 15 ноября с 1:00 до 3:00 ночи курсирует ночной поезд-маршрут. Интервал его движения составляет 20 минут. В дни наиболее значимых праздников метрополитен работает круглосуточно без перерывов.
Стоимость проезда 🚈
Поездка в метро Санкт-Петербурга стоит дороже, чем в Москве. Разовая поездка обходится в 61 ₽ при оплате наличными или бесконтактными картами Visa, MasterCard, МИР. Система оплаты проезда позволяет выбрать наиболее удобный для пассажира вариант.
Для регулярных пассажиров предусмотрены абонементы:
- месячный проездной билет стоит 2400 ₽.;
- льготный студенческий абонемент обойдется в 655 ₽ за месяц.
Интересные факты 🚉
- Во время строительства входных павильонов были разрушены церкви Спас-на-Сенной, Знаменская, Космы и Даниила. Сегодня на их месте располагаются павильоны «Сенная площадь», «Площадь Восстания», «Чернышевская».
- Станция «Адмиралтейская» – третья в мире по глубине залегания – (86 метров).
- Станция «Девяткино» формально относится к петербургскому метро и является частью метрополитена. Однако на деле станция расположена не в Петербурге, а в городе Мурино.
- У двух петербургских подземок есть свои географические рекорды. «Парнас» – самая северная станция (60-я юбилейная). «Приморская» – самая западная.
- В петербургской подземке зафиксирован рекордный для движущегося состава перепад высот в 6 метров между первым и последним вагонами. Участок с таким уклоном пролегает возле Марсова поля, от «Горьковской» до «Невского проспекта».
- При переименовании станции «Красногвардейская» в «Новочеркасскую» совпали большинство букв за исключением двух. Остальные использовались повторно.
- Станция «Автово» уникальна сразу по двум причинам. Во-первых, ее название восходит к финским корням (ранее на этом месте находилось финское село Аутово). Во-вторых, это первая станция в Санкт-Петербурге, построенная без эскалаторов.
- На старте строительства метро в трамваях пассажирам выдавали талоны с названиями станций, которые они сдавали при выходе. Полученная статистика показала наибольший пассажиропоток в направлении новостроек на Московском проспекте, центра города и промзоны Кировского завода.
- Рекордсменом по длине среди эскалаторов петербургского метрополитена считается подъемник на «Площади Ленина» – 729 ступенек и протяженностью 100 метров.
- Поручни эскалаторов движутся на 2% быстрее ступеней из-за разных двигателей. Один приводит в движение ступени, другой – поручни. Поэтому во время движения руки пассажиров постепенно смещаются вперед относительно тела. Людям приходится периодически подтягивать ладони.
- Чтобы не нарушать гармоничный архитектурный ансамбль исторических зданий, конструкторы метрополитена приняли решение интегрировать входные павильоны и наземные вестибюли прямо в существующие дома.
- В питерском метрополитене доступна бесплатная Wi-Fi сеть MT_FREE. Чтобы к ней подключиться, нужно несколько простых шагов. Сначала устройство находит сеть и соединяется с ней. Затем нужно пройти регистрацию. Для этого требуется указать свой номер мобильного телефона.
Поделитесь своим впечатлением о подземке Питера. Дизайном какой станции вы любовались больше всего? 👍 Подпишитесь на наш канал про все самое интересное в Петербурге – отдых, достопримечательности, развитие города 🏙️
Другие полезные статьи: