Зима, как уже неоднократно отмечалось, – самое благодатное время для проведения плановых ремонтов на трассе магистрального газопровода. Конечно, работать на свежем воздухе при отрицательных температурах (порой даже очень отрицательных) не так комфортно, как под теплым майским солнцем, однако у газовиков, по сути, просто нет иного выбора. Ведь летом, осенью и весной состояние почвы в северных регионах такое, что просто подготовить котлован вдоль трубы – уже настоящий производственный подвиг.
Нюансы нефтяного газа
Неудивительно, что в плане капитальных ремонтов зима – самое жаркое время года на трассе ООО «Газпром трансгаз Сургут», несмотря на любые морозы, ветры и прочие погодные обстоятельства. В этом мы убедились лишний раз, побывав в зоне ответственности Аганской промплощадки Сургутского ЛПУ, на газопроводе-отводе «Нижневартовский ГПЗ – Сургутская ГРЭС-1», где проводились работы по устранению дефектов по результатам внутритрубной дефектоскопии (ВТД) на межкрановом участке с 86-го по 107-й километр. Понятно, что диаметр трубы здесь не самый большой, однако ситуация осложнялась тем, что газ для нужд Сургутской ГРЭС-1 по данному газопроводу-отводу поставляют нефтяники, поэтому нашим специалистам необходимо было с удвоенным вниманием контролировать уровень загазованности в месте проведения работ.
От дефекта до дефекта
В общей сложности мероприятия на газопроводе-отводе «Нижневартовский ГПЗ – Сургутская
ГРЭС-1» продолжались около двадцати дней, и за это время было устранено восемь дефектов. Строительный контроль на данном объекте и общее руководство работами осуществлялись
силами специалистов ЛЭС Аганской промплощадки. «Трудились круглосуточно, в две смены, – говорит замначальника ЛЭС КС-3 Андрей Петров. – Ночью расставляли переносные «Сириусы» и освещали от передвижного электросварочного агрегата. В каждой смене, помимо специалистов ЛЭС, УТТиСТ, ИТЦ и УС, были задействованы по семь работников УАВР: два сварщика, два монтажника, мастер, машинист передвижного электросварочного агрегата, водитель передвижной ремонтной мастерской. Рассечение трубы изначально выполнили в местах двух крайних дефектов, поэтому их мы устранили в самую последнюю очередь, уже непосредственно в ходе захлеста».
И до, и после конкурса
Разумеется, основная нагрузка при выполнении данного капитального ремонта (равно как и многих других) легла на плечи сварщиков и монтажников УАВР, однако и для специалистов служб (в первую очередь – линейной эксплуатационной) Аганской промплощадки Сургутского ЛПУ нашлось немало задач. Так, прибыв на место работ, мы встретили здесь линейного трубопроводчика ЛЭС КС-3 Олега Зырянова – напомним, он стал одним из победителей первого Фестиваля труда ООО «Газпром трансгаз Сургут», состоявшегося весной прошлого года. На выведенном в ремонт участке газопровода-отвода «Нижневартовский ГПЗ – Сургутская ГРЭС-1» Олег Зырянов со своими коллегами занимался ровно тем же, что ему довелось демонстрировать в рамках практического задания конкурса: устанавливал в трубу ВГУ (временное герметизирующее устройство), контролировал его состояние и т.д.
Они видят трубу насквозь
В ряду активно задействованных в ремонтных работах специалистов невозможно не отметить водителей и механизаторов УТТиСТ, связистов УС, а также представителей ИТЦ, без контроля со стороны которых вообще не остается ни один рез или сварочный шов на трубе. Автомобиль ПИЛ (полевая испытательная лаборатория) – такой же непременный атрибут любых работ на трассе, как, например, трубоукладчик или АРС. Кстати говоря, внутри будки пиловцев (если случайно
туда заглянуть) буквально в режиме нон-стоп всегда творится настоящая магия: загадочно тлеет красный фонарь, поблескивают емкости с растворами и мерцают мониторы компьютеров. Пожалуй, то, чем дефектоскопистам ИТЦ приходится заниматься в непростых трассовых условиях, в наиболее полной мере смогли бы оценить энтузиасты пленочной фотографии или какие-нибудь профессиональные детективы вроде Шерлока Холмса.
Машина, улица, фонарь
– Здесь, в полевых условиях, мы проверяем абсолютно каждый шов, – комментирует дефектоскопист Иван Власов. – В соответствии с СТО Газпром проводим три вида контроля сварных соединений: визуально-измерительный, рентгенографический и ультразвуковой. Что касается рентгена, то лучше и информативнее этой технологии пока ничего не придумали: с одной
стороны трубы мы устанавливаем рентгеновскую пленку, с другой – источник гамма-излучения. Включаем и какое-то время ждем, чтобы изображение экспонировалось на пленку, а затем идем в лабораторию и проявляем. Там у нас созданы все условия: вода, свет, специальные фонари, закрепители-проявители, оборудование для сушки и расшифровки пленки. То есть, не отходя от котлована, прямо на месте мы определяем, годен стык или нет. Однако последнее бывает крайне редко, сварщики у нас все квалифицированные.
И еще раз об опыте
Словом, каждый специалист качественно выполнил свои задачи, поэтому капремонт вышеуказанного участка завершился в установленные сроки. Разумеется, и «опыт, сын дефектов трубных» в заголовке был упомянут не просто так. По словам Андрея Петрова, этот капитальный ремонт для него стал первым в должности замначальника ЛЭС, однако никаких сложностей он при этом не испытал. За восемнадцать лет в ООО «Газпром трансгаз Сургут» он успел поработать и монтажником, и машинистом АРСа, и мастером бригады АВП, и техником ЛЭС. «Начинал когда-то монтажником в траншеях, а теперь вот отвечаю за весь ход работ, – делится впечатлениями он. – Конечно, накопленный опыт очень помогает. Если когда-то что-то делал своими руками, потом во всех тонкостях понимаешь процесс. Главное, все внимательно контролировать, соблюдать очередность этапов и следить за безопасностью производства работ».
Айрат Хасанов, начальник Сургутского ЛПУМГ:
– Самое главное при проведении таких работ – слаженность и отсутствие «узких мест»: пока устраняется один дефект, следующий уже вовсю раскапывается, обследуется и готовится, чтобы сварочно-монтажная бригада УАВР имела возможность без пауз переходить от дефекта к дефекту. Именно такой подход в совокупности со слаженной работой транспортной техники, организацией питания, подвоза топлива, обеспечением межсменного отдыха работников в вагон-городке является гарантом соблюдения установленных сроков.
Олег Зырянов, линейный трубопроводчик КС-3:
– Прибыв на объект, мы определяем границы ремонтируемого участка и опасных зон, устанавливаем знаки безопасности, разрабатываем котлован, проводим идентификацию дефекта, находим места реза, готовим трубу для вырезки технологических отверстий. Затем, после того как резчики сделали свою работу, устанавливаем внутрь полости трубы шары ВГУ, накачиваем их, изолируя участок изнутри, продуваем взрывозащищенной вентиляционной установкой. После продувки переходим уже к планомерному устранению дефектов.