Окончание школы, получение аттестата – важное событие в жизни не только самого школьника, но и всей семьи. Одна беда – надо сначала сдать ЕГЭ, обстановку вокруг которого порой слишком нагнетают. Почему не так страшен единый госэкзамен, как его малюют, и как помочь ребенку в этой, безусловно, стрессовой ситуации, рассказывает Лариса Викторовна Носова, старший преподаватель кафедры педагогических технологий непрерывного образования ИНО ГАОУ ВО МГПУ.
Право на ошибку
Утверждение, что от сдачи ЕГЭ зависит вся будущая жизнь выпускника – это прямая и откровенная ложь. Да, хорошо сданный экзамен позволяет сразу после выпуска из школы поступить в вуз мечты. Но. Сданный в школе ЕГЭ – это не клеймо на всю оставшуюся жизнь. Это просто результат экзамена, который можно улучшить — неважно, через год или через 10 лет. Кстати, результаты сданных ЕГЭ действительны всего 4 года.
Пересдавать экзамен можно хоть каждый год. Более того, можно менять список предметов, если с полученным после окончания школы опытом вуз мечты или факультет стали совсем иными.
Сдавать ЕГЭ после школы можно где угодно: главное – с 1 ноября до 31 января подать заявление на Госуслугах и выбрать место, где бы вы хотели сдавать экзамены. Выбрать можно сколько угодно испытаний (это полезно тем, кто не до конца определился с выбором вуза), а сдать только те, которые реально пригодятся.
С 1 февраля включить новые испытания в список будет можно, но затруднительно: нужно будет обосновать такую необходимость Государственной экзаменационной комиссии, которая даст разрешение на изменение списка только если сочтет причину уважительной. А чтобы просто пересдать ЕГЭ, никаких разрешений не надо. Просто регистрируешься, идёшь и сдаёшь.
Пожалуйста, расскажите об этом выпускникам! Им станет гораздо легче.
ЕГЭ как испытание для семьи
Через какие бы испытания не приходилось проходить человеку, даже взрослому – это будет легче, если у него есть опора в виде семьи, в которой, он точно знает, его всегда поддержат и не осудят. ЕГЭ – одно из таких испытаний.
Большинство современных семей детоцентричны. В них многое определяется потребностями ребенка: как и где отдыхать, во что вкладывать деньги (дополнительные занятия, репетиторы, одежда), с кем общаться, чему учиться и многое другое.
Современным родителям нелегко – даже закон требует от них активного участия в образовании и воспитании ребенка вплоть до выбора индивидуального образовательного маршрута. О преимущественном праве на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами говорится в ст. 44 ФЗ-273.
То есть, колоссальная ответственность для умных и мотивированных родителей существует, а чёткое понимание, как правильно учить, воспитывать, развивать, есть не всегда. Неудача на экзамене, как и любая ситуация, связанная с нарушением планов, воспринимается болезненно, может приводить к конфликтам, обидам, эмоциональным срывам, кризису семьи в целом. Ведь ситуация касается всех и каждого: окружение активно обсуждает: «Сколько у вас баллов по русскому», «А в сумме? В этом году такие сложные задания…»
Часто неудачу на экзамене не могут пережить (в буквальном смысле) умные, талантливые дети, которые получили 90 баллов, а не 100, как планировали.
Провал на ЕГЭ – всегда неожиданность. И для семьи это производит эффект разрушительного торнадо. Получается, все было сделано неправильно, ребенок неспособный, школа – отстой, репетиторы работали только ради денег. Семья несет репутационные потери, возникают ссоры, выяснения отношений, угрозы, обиды, иногда наказания, обвинения друг друга.
Что теперь делать?
Стоп! Возьмите паузу. Осмыслите происходящее с позиции Взрослого. Не обиженного Ребенка, у которого отняли мечту, не ответственного занудного Родителя («А я предупреждал…»), а именно Взрослого – рационального, спокойного, способного видеть ситуацию в долгосрочной перспективе.
Спросите себя:
- Кому в этой ситуации сложнее всего?
- Кого именно случившееся касается в большей степени?
- У кого меньше всех ресурсов?
Очевидно, что в данной ситуации сложнее всего подростку. Это ОН не справился, это ЕГО жизнь, и именно у НЕГО меньше всего опыта преодоления сложных ситуаций – просто в силу возраста.
От семьи требуются ровное отношение, социальный оптимизм (все будет хорошо, это точно), помощь в организации правильного режима и питания.
Работа на результат: формируем навыки саморегуляции
Экзаменаторы убеждают детей в том, что ЕГЭ может сдать любой, кто учился в школе. Но результат экзамена не всегда жестко связан с объемом знаний учащегося.
Есть фактор удачи – на набор заданий, попавшихся ребенку, повлиять нельзя, а вот на результате ЕГЭ это может сказаться.
Как помочь ребёнку пережить ЕГЭ с минимальным стрессом? Дать ему навыки саморегуляции. В жизни не раз пригодится умение мобилизоваться и показать результат в сложных ситуациях.
На моем опыте нередко умные, подготовленные ребята получали меньше баллов именно потому, что не справлялись с психофизиологическим состоянием: слишком велика была ответственность, возложенная на них ими самими, родителями, учителями.
Подготовка к любому испытанию – это не только напряженная работа (уроки, дополнительные занятия, репетиторы), но и психологическая подготовка, а главное – восстановление ресурсности. Сон, радость, витамины, солнце и прогулки – всё это крайне важные элементы подготовки выпускника. Без них знания не усвоятся, не отложатся в долговременной памяти.
Продуктивной может оказаться работа с педагогом-психологом, в том числе школьным. В его задачи входят, кроме прочих, групповые занятия по психологической подготовке к экзамену. Возможны и индивидуальные консультации родителей и выпускников, если в этом видит необходимость специалист или есть запрос со стороны ребенка или родителей.
Важным ресурсом в оптимизации психофизиологического состояния ребенка могут стать цифровые дневники самонаблюдения, благодарности, позитивных привычек. Это поможет системно выполнять психологические упражнения, дыхательные практики и др. Нужно только научиться грамотно использовать этот инструмент.
Потерянный год или год открытий: выбери нужное
В Европе есть понятие gap year. Это добровольный перерыв в учебе, пауза, которая используется, чтобы точнее определиться в своих намерениях, набраться реального опыта и впечатлений прежде, чем сделать выбор образовательного профиля.
Этот год можно сделать очень полезным для становления личности и первого опыта трудовой деятельности. Часто предпрофильные классы дают квалификацию, с которой можно начинать профессиональную деятельность. Проживание личного опыта гораздо полезнее наставлений мудрых взрослых, и так было всегда.
Завалил, не поступил, куда хотел, а потом нашел для себя совершенно иной путь профессионального развития? Значит, потерял всего год, а не 5 или даже больше лет. Кстати, первый курс по напряженности даже серьёзнее, чем 11-й класс, и «лишний» год для становления нервной системы юноши или девушки как раз совсем не лишний.
Если доводы не работают
Если ребенку плохо из-за результатов ЕГЭ, лучшее, что могут сделать близкие люди, семья – поддержать, быть рядом, предложить свою помощь. Семья, отношения, жизнь гораздо важнее, чем баллы и рейтинги.
Помощь бывает самая разная: поговорить, поддержать, отвлечь, предложить план или просто побыть рядом. Мир вокруг может рушиться, но ваша любовь остаётся неизменной. У каждого из нас были очевидные провалы и неудачи, проживание их не менее ценно, чем переживание успеха и достижения цели.
Если любви и поддержки недостаточно, настало время обратиться за профессиональной помощью.
В Москве помогут столичные семейные центры, окружные службы медиации. Кроме того, есть службы, куда ребенок может обратиться самостоятельно. Это, например, телефон доверия, который есть в каждом регионе. Задача взрослого – проверить, работает ли опубликованный в интернете номер, и ненавязчиво положить его на видное для подростка место. Это может спасти ребёнку жизнь.
Когда проблемы явные или длительные, необходимо, не откладывая, привести ребёнка к психотерапевту.
Есть знакомые родители выпускников? Перешлите им, пожалуйста, эту статью! А к проблеме экзаменов и других испытаний мы вернёмся ещё не раз.