Найти тему

Большая газовая игра, кто останется с трубой?

Оглавление

Россия наблюдает со стороны

Россия спокойно стоит в сторонке и наблюдает за этим аттракционом жадности и подлости.

Соседняя страна и Европа затеяли сложную игру с целью взаимного обмана. Объект интереса – газотранспортная система, точнее, её остатки. Уже в конце года, когда истечет действие контракта на транзит по ней российского газа, сооружение превратится из актива в обузу непомерного размера и сложности. С другой стороны, продление контракта или заключение нового автоматически делают владение трубой желанным для каждой из сторон.

Европе нужен газ, а не труба

Что бы там не пытались вещать с высоких трибун евробюрократы, но без российского газа ЕС не обойтись.

Европе нужен газ, особенно в свете недавнего распоряжения Байдена, которое резко ограничит поступление СПГ из США. Надо чем-то заменить эти объемы, но все излишки на рынке давно подобраны. Остается лишь идти на поклон к России, чего европейцы делать категорически не хотят. Еврокомиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон на министерской встрече Международного энергетического агентства прямо заявила – транзит продлевать не будем. Но дополнительные издержки для получения газа нести не хотят и не могут.

Соседняя страна мечтает о больших деньгах

Правительство экс-комика получило за пять лет транзита порядка 15 млрд долларов, и очень хотело бы получать и далее.

Есть соблазн продать всю газотранспортную систему европейцам и получить большие деньги здесь и сейчас. Для достижения такой цели не грех и выкрутить руки «партнерам», выставив неприемлемые условия для продолжения транзита. Если труба станет принадлежать ЕС, ему будет проще договариваться с Россией, газ гарантированно потечет на запад, а соседняя страна свои кубометры тайком откачать не забудет.

Никто не хочет обузу

Никакой вменяемый инвестор на такой сомнительный актив даже не посмотрит.

Это не абстрактная труба с газом, а масштабная система с кучей дополнительных объектов и потребителями. Отмахнуться от них при покупке трубы не получится, но и обслуживать – то еще веселье. Население неплатежеспособное, предприятия на ладан дышат, магистрали дырявые. И боевые действия рядышком ведутся. Максимум, на что могут согласиться европейцы, это аренда ПХГ на западе соседней страны. Но тогда никаких барышей свита "парня в хаки" не получит, плюс им придется содержать пустую трубу и закупать газ у тех же европейцев по рыночным ценам.

Таким образом, во всей этой газовой эпопее есть две неизменные истины: пустая труба - головная боль, и в игру, где на кону энергетическая безопасность, играют все, кто может держать в руках карты. В итоге, труба остается не просто куском металла под землей, а центральным элементом в геополитических и экономических маневрах, где каждый следующий ход может кардинально изменить расклад сил.