Погода: Днем: +12, к ночи +6 легкая облачность (1/10, граница облаков 1000м, видимость хорошая, ветер N-O, 5 м/с, на море зыбь, дороги сухие, проходимые.
По прикидочным расчетам (если брать советские документы), на плацдарме к утру 2.11.43г. должны были находиться от 3,5 до 4 тыс. советских бойцов, с противотанковой артиллерией и минометами. Дивизионной артиллерии не было. Полковой тоже. Бороться с батареями противника с помощью противотанковой артиллерии практически нереально. Не подходит ни калибр ни дальность. Создалась патовая ситуация. Противник при попытках атаки попадал под огонь советских батарей с противоположного берега пролива, Но наши батареи тоже не могли бороться с немецкими: слишком далеко. Единственным средством для подавления батарей противника была 230-я штурмовая авиадивизия, но батареи противника были плотно прикрыты зенитками.
Если брать живую силу, то противник, на тот момент обладал намного меньшими ресурсами, соотношение сил было 1:3 в пользу десанта. Противник имел на вооружении пять исправных штурмовых орудий и тяжелую гаубичную артиллерию (на тот момент 3 батареи 10,5-см гаубиц).
Штурмовые орудия были малоуязвимы для 45-мм противотанковых пушек, а, более мощные орудия у десантников отсутствовали. Трофейные 7,5-см противотанковые орудия еще находились в ремонте, и к ним было мало боезапаса.
Беда была в другом. У десанта полностью отсутствовали зенитные средства, т.к. два захваченных зенитных автомата так же требовали ремонта.
В ночь на 2.11.43г. на плацдарм были переброшены корректировщики и радиостанции, что позволило с большей эффективностью направлять огонь с «Большой земли». Это давало возможность удерживать противника перед плацдармом, но, как уже указывалось, дистанция, с которой вели огонь советские орудия, не позволяла вести полноценную контрбатарейную борьбу. Батареи немецкого 198 артполка, находились за пределами дальности стрельбы батарей на мысу Тузла (Да и... значительная часть орудий поддержки была обычными ЗиС-3, калибром 76-мм), но, в то же время, они могли обстреливать пролив и плавсредства, подходящие к Эльтигену.
Объективно говоря, требовалась срочная переброска дивизионной артиллерии на плацдарм, но эта задача была достаточно сложной, без привлечения «Большого флота». А флот привлекать.... не хотели, ибо за разрешением нужно было обращаться в Ставку (а вот этого делать никто не хтел).
По немецким документам первый советский удар с Эльтигенского плацдарма, начался при поддержке штурмовиков в 7.15 утра (в 8.15). Противник указывает, что удар отражен. По документам 214 ШАД, атаку поддерживал 622 ШАП. В журнале боевых действий 214 ШАД удары штурмовиков 622 ШАП отмечены с 6.50 утра. Данные совпадают.
Журнал боевых действий советской 318 СД об утренней атаке не упоминает, а наоборот, пишет, что атаковал противник. Документе указывается: «В 8.00 противник, силою двух батальонов (один батальон 290ПП и 45 саперный батальон ) при поддержке 25 танков после 40 минутной мощной артподготовки переднего края перешел в наступление из района забр. медн. рудн и отм +1,9 в направлении юго-зап. и южн. окр. Эльтиген. В течение дня десантная группа при поддержке артиллерии с Таманского полуострова и активном действии авиации отбивала 15 контратак пр-ка с большими для него потерями» .
Журнал боевых действий советской 318-й СД отмечает перед фронтом дивизии:
-282 полк 98 ПД
-481 морской батальон береговой обороны
-328 команду охраны порта
-румынские части неустановленной нумерации
По немецким данным, контрудар немецкийх войск был предпринят чуть позже, чем указано в советских документах, в 9.15 (10.15) . Около 12 часов последовал второй немецкий удар остатков 2-го батальона 282 гренадерского полка, 46 пионерного батальона и 1 батальона 290 гренадерского полка, поддерживаемый батареей штурмовых орудий и авиацией. К атаке подключился и 1-й батальон 282 гренадерского полка.
Штурмовики 622 ШАП вылетали 4 раза на штурмовку техники противника и его живой силы. 190 ШАП действовал по тылам противника.
Ил-2 этого полка нанеся удар по станции Багерово, уничтожили два орудия (из 4-х) 8-й батареи 613 морского дивизиона. Всего, было совершено:
-190 ШАП 30 самолетовылетов 22 самолетами Ил-2,
-622 ШАП 30 самолетовылетов 24 самолетами Ил-2,
-805 ИАП совершил 73 самолетовылетов на сопровождение
Потери 214 ШАД: один сбитый Ил-2 (л-та Москалева), один Ил-2 совершил вынужденную посадку на аэродром Бугаз. Потери ВВС ЧФ- три самолета, сбитых в воздушном бою с авиацией противника, еще один самолет был сбит зенитной артиллерией противника.
Парадокс заключается в том, что более слабые немецкие войска, атакуют десант, который ведет себя достаточно пассивно. Несмотря на численное преимущество советских войск, противнику удалось сузить плацдарм, однако, после подключения советской артиллерии и авиации, противник вновь понес тяжелые потери. Самые тяжелые бои шли на южном фланге, где румынские части, подразделения тыловых немецких частей и 46-й пионерный батальон вели бой с советским батальоном 255 бригады и 1331СП.
Из 240 человек боевого состава в 46 пионерном батальоне противника, в строю остались 60 человек, из 300 человек «тревожного батальона» осталось 80, а в 1-м батальоне 282 полка осталось всего 150 бойцов, включая 98-ю «восточную роту».
По логике, измотав противника в боях, нанеся ему поражение, десант мог атаковать в северном направлении, и, захватить порт, но эта возможность чисто теоретическая. Десант утратил подвижность, он был связан наличием большого количества раненых и артиллерией не имевшей средств тяги, а распыление сил десанта было крайне нежелательно.
Противник, понеся тяжелые потери в дневных боях 2.11.43, начал переброску подкреплений, ослабляя северный сектор береговой обороны. В помощь 282 полку, в район были переброшены 2 роты пионерного батальона 98 дивизии (1-я и сводная 4–я), остальные две роты были оставлены в распоряжении 290 полка для охраны берега севернее Керчи.
В помощь 1-й батарее 191 дивизиона штурмовых орудий были переброшены еще 5 боевых машин, с учетом потерь, в строю числится 8 штурмовых орудий (3 штурмовых орудия в ремонте, одно полностью уничтожено). Была осуществлена переброска двух батарей тяжелой артиллерии из резерва.
Противник оценивает размеры плацдарма, к концу дня, 1,5 км на 600м, хотя, изначально, плацдарм был 3 км на 750м. Границы плацдарма указываются как: «южная треть 46-го километра побережья, восточные скаты маяка Верхнебурунский, обрывы западнее Эльтиген, северные скаты маяка Нижнебурунский, севернее 47 км побережья» .
Как указывает А.Я.Кузнецов: «В ночь на 3 ноября флот планировал повторить уже опробованную схему: отконвоировать высадочные средства к Эльтигену и затем до утра поддерживать конвейер из Кроткова. Но немцы к обеду 2 ноября убедились, что прошлой ночью десант был усилен, и приняли меры. В 15:40 их батареи произвели артналет на пристани и рейд Кроткова. Катера рассредоточились и потерь не понесли, однако погрузка временно прервалась. Но худшее было впереди. Двухдневные просьбы командира 5-го корпуса о бомбежке пунктов погрузки были наконец услышаны.
Трудно найти хотя бы пару документов, в которых время и результаты двух налетов на Тамань изложены одинаково. С таким разнообразием версий приходится сталкиваться нечасто. Частично это объясняется хаосом, воцарившимся на некоторое время в порту. Отправленные предварительные сообщения во многих случаях так и не были исправлены. Возможно также, некоторые начальники в ожидании расследования причин безнаказанных ударов постарались подкорректировать события.
Первый налет провели в вечерних сумерках до 12 Не-111 из I./KG55, второй — предположительно 6 Не-111 из I./KG4 уже после наступления темноты, между 17:20 и 18:20. С немецкой стороны известны только некоторые данные по налету I./KG55. Использовались исключительно осколочно-фугасные бомбы SD-50, наблюдались прямое попадание в пристань с большим взрывом и последующим пожаром, малые взрывы и два пожара на берегу, прямое попадание в позицию тяжелой зенитной артиллерии.
Армейские части ПВО, судя по всему, подход первой группы бомбардировщиков «проспали» и дали возможность прицельно отбомбиться. Наши зенитчики посчитали свой огонь безрезультатным, но один из Не-111 I./KG55 все-таки получил двадцатипроцентные повреждения. Второй группе зенитная артиллерия уже не дала «отработать» нормально. Кроме того, после первого налета катера рассредоточились на рейде. Основной ущерб пришелся на первый удар. Истребительная авиация в отражении налетов не участвовала, так как последние истребители уже ушли на аэродром. По тревоге взлетел только начальник штаба 25-го иап капитан И.К. Калинин, подготовленный к ночным полетам, но он появился над Таманью слишком поздно».
Данные по налету Не-111 из I./KG55 пока не найдены. По документам авиакорпуса, самолеты этой группы наносили удары на Перекопско-Сивашском направлении. По немецким данным удар наносили 16 самолетов Ju-87D-3 из III./SG3, и время указано другое13.30 (14.30). В это же время Тамань была обстреляна батареей 2./613, на которую в 13 часов был подвезен боезапас. Эти данные совпадают с советскими документами.
В ЖБД 20 СК корпуса указано, что в 14.30 Таманский порт был обстрелян немецкой дальнобойной артиллерией, и, одновременно, порт подвергся удару 15 самолетов «Ю-87» ,
«Отчет…» отмечает еще один налет немецкой авиации, не указанный в других источниках. В документе указано, что «…в 17.50 11 Хе-111 произвели бомбоудар в районе Комсомольск и по рейду Тамань. Через 15 минут (т.е. в 18.05) порт Тамань отбомбила вторая группа самолетов. В результате бомбоудара был подожжен боезапас на главной пристани, и средняя ее часть сгорела. У пристани и на рейде плавсредства понесли следующие потери: затонули БК-414, РТЩ-305, 206 и 364, КМ-076. Получили повреждения два десантных бота 1 мотобот и торпедный катер» . Но, ЖБД 318 СД так же говорит только о налетах «Ю-87» на Тамань и Кротков . В результате пожара и взрывов, личный состав ЧФ понес потери. Пропал без вести командир отряда десантных ботов ст. л-т Жуков, погибли 12 матросов.
Одновременно с этим, противник вывел на коммуникации Эльтигенского десанта группу из трех десантных барж («группа Диттмера») в составе F-446, F-578, F-335. Произошло 10 боевых столкновений немецкого морского отряда с советскими катерами. Противник сообщил о том, что потоплен один катер, повреждены два артиллерийских катера и еще один подожжен.
5.2 Высадка на Эльтигенский плацдарм в ночь на 3.11.43
Как указано в ЖБД 20 СК за 3.11.43г.: «Подразделения 335СП 117СД в течение темного времени суток грузились на суда и переправлялись в Эльтиген. Всего из 335СП переправилось 820 человек, 4 шт. 76мм пушки полковой артиллерии, 2шт. 76мм дивизионной артиллерии 2 шт. 45мм пушки. 129 ГСД сосредоточилась двумя полками в районе сосредоточения Кротков и одним восточнее Тамань в готовности к переброске в р-н Эльтиген» .
По тексту ЖБД не совсем понятно, к какому периоду относится запись: к ночи с 2 на 3-е число или к ночи с 3 на 4-е. Анализ показывает, что в данном контексте идет речь именно о переброске в ночь со 2 на 3 ноября 1943г.
Как указывает «Отчет…»: «… из Тамани вышли БКА БКА 26 и 422, КТЩ 568, 559, 570, ДБ 1, 24, ГБ-37, 3. Высажены 280 человек, 2шт. 76мм пушки, 2 шт. 120мм миномета, 4,3 тн боезапаса и 5 т продовольствия. Из Кротков, в течение ночи конвейером участвовали в перевозках: флагманские СКА СКА -017, 081, 046, 0115, СКА СКА 079, 052, 035, 0105. БКА 71, 73, 415 КТЩ 173, 525, 522, ПК 023, КМ0135, ДБ 23, 306, МБ 2, 50 и 2 ГБ , которые за ночь перевезли и высадили дес. войск 841 человек, пушек 76мм -4 штуки, 45мм 1 шт. Боезапаса 18 тонн». Среди доставленной артиллерии, указаны две дивизионных пушки. Данная информация вызывает большое сомнение, т.к. указано, что орудия были доставлены на десантных ботах (ДБ-1 и ДБ-24). В то же время, дивизионки на плацдарме не появились. Журнал боевых действий артиллерии 20 СК говорит о том, что они утонули ..
Из Тамани шла переброска штрафроты и 4-й батареи 796 АП 318 СД, из Кроткова перебрасывалась полковая артиллерия 335 Гв.СП. 335 СП был переброшен в полном составе, под погрузку в Кроткове готовилась уже другая дивизия. Переброска дивизионных орудий планировалась на двух стандартных армейских понтонах 19-го понтонного батальона, но в связи с тем, что их прибытие задерживалось, 76мм орудия загрузили на десантные боты.
Суммарно, по «Отчету…», получается 1121 человек из 318 СД, 117 Гв. СД и приданных частей (включая, артиллеристов, 312 и 313 штрафроты) 4 шт. 76мм полковых пушек, 2шт. 76мм дивизионных, одна 45мм ПТП, два 120мм миномета.
По данным «Отчета…» при перевозках потеряны БКА-73 (подрыв на мине), МБ-2, МБ-5, ДБ-23 и два гребных баркаса. В связи с тем, что были потеряны высадочные средства, была направлена радиограмма от командующего НВМБ контр-адмирала Холостякова командующему флотом, с просьбой о выделении двух канонерских лодок для перевозки десанта. Ответ на радиограмму в документах пока не найден.
Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на большое количество плавсредств, которые, якобы, «работали конвейером», высажено не так много войск. Недостатком Эльтигенского плацдарма являлось отсутствие временного причала для приема плавсредств с большой осадкой. При высадке Керченского десанта, в 1941 году, эта же проблема возникла и у десантников северной группы, и пути ее решения были, но опыт операции, спустя два года, не был учтен. В отличие от 1941 года, противник на Черном море имел свой флот.
В журнале боевых действий 318 СД, за 2 число, указывается: «23.50 несколько десантных барж противника, вооруженных артиллерией и пулеметами, обстреливают берег в районе Эльтиген, препятствуя нашим судам производить высадку» .
В «Отчете…» указано: «В эту ночь, впервые за операцию, противник выслал на нашу коммуникацию свои плавсредства. Дозорные ТКА в районе м. Такил вели бой с двумя БДБ противника , СКА-018 , находящийся в этот момент в районе высадки, обнаружив 2 БДБ южнее места высадки, артогня по ним не открывал, считая себя необнаруженным, с целью не демаскировать высадки, которая несмотря на интенсивный артиллерийский огонь с берега противника, шла полным ходом. СКА-046 поддерживал атакой торпедные катера, и баржи отошли. Высланный в район боя СКА 081 и ТКА-43 под командованием к-на 3 ранга Глухова ДБ не обнаружили … В 01.17 03.11.43г. отряд обнаружил 3 СКА противника, заходящие с зюйда. После четырехминутной артатаки, катера противника отошли и более не появлялись…»
Далее, в ЖБД 318СД указано: « в 1.30 к высадке десанта еще не приступили. В 1.50 командарм в категорической форме отдал приказ адм. Холостякову высаживать десант. Невыполнение плана высадки грозит гибелью 318СД.»
Из переговоров с командованием фронта: « Ласкин поручил мне выяснить:
1. Высадился ли Косоногов (117СД)
2. Как обстоит дело с баржами противника, насколько они помешали действию Косоногова.
3. Каково положение противника на берегу.
Павловский:
1. Высадился один полк в составе до 1000 человек, выгружено 5 орудий, часть боеприпасов и продовольствия.
2. Баржи противника отогнаны. Своим появлением внесли неразбериху и сумятицу в действия командиров морских отрядов. Два судна вернулись, не разгрузившись Принятыми мерами порядок восстановлен. Потеряли на этом 3-4 час. времени. Переброска 117СД продолжается…» .
По данным ЖБД 318СД из плавсредств 1-й волны, к 3 часам ночи вернулись только 10 плавсредств, из которых к 6 утра, один бронекатер был направлен против БДБ противника, вновь появившихся в районе высадки, а 4 катера МО приняли л/с 117 СД, и вышли для высадки десанта. На плацдарм перебрасывался личный состав 335 Гв. СП (командир полковник П.И.Нестеров) и около 250 человек 333 Гв.СП. По данным «Отчета…» при высадке потеряны БКА-73, МБ 2 и 5, ДБ-23 и два ГБ (подбиты артогнем в районе высадки и выброшен на берег в районе Эльтиген). На обратном пути был потоплен СКА-079 . Любопытная деталь: противник отмечает, что в 21.30 (2.11.43г.) с трех поврежденных катеров, в районе 44 километра (т.е. южнее Эльтигена) высадились 20 человек. Вопрос требует уточнения.
Противник подтверждает, что в районе Эльтигена в 5.00 (6.00) вновь появились его БДБ:
-F-312 и 446, вышедшие из Керчи,
-F-316 и 341, из Камыш Бурун.
Противник оценивает советские силы на плацдарме к утру 3.11.43г. в 4700 человек, что достаточно близко к реальной цифре, но на сей раз, оценка перевезенного в течение ночи десанта, у противника, является несколько завышенной. Противник указывает, что высадились 2-3 тыс. человек . Противник же указывает, что его морские батареи, приведены к молчанию.
По требованию командарма 18 (генерала Лиселидзе) осуществлять высадку и в дневное время, не считаясь с потерями, были сформированы два отряда, под командованием к-на 3 ранга Глухова и к-на 3 ранга Бондаренко в составе шести СКА (№№081, 0046, 0105, 0115, 035, 079) и одного малого БК№31. Отряды взяли на борт 300 бойцов, одну 45мм пушку и в 9 часов попытались высадить десант 333 Гв.СП в районе Эльтигена. Часть десанта была высажена на глубокой воде и утонула, СКА-079 прорвался через бар, но был разбит артиллерийским огнем противника. Получили повреждения СКА-046 и СКА-0115.