Найти в Дзене
Дилетант

Исламский экстремизм. Исторический аспект.

Первостепенная роль в создании мо­делей исламского государства принадлежит фундаменталис­там, проповедовавшим возрождение фундаментальных прин­ципов ислама. Движения фундаменталистов с их идеями «возрождения веры» развивались, начиная с XIX века, па­раллельно с модернизацией ислама. Фундаменталисты, принимавшие к концу XX века все более активное участие в борьбе за власть, часто определяются в западной и отечественной литературе термином «исла­мисты». Формально исламские фундаменталисты призывают к созданию в странах, где большинство населения составля­ют мусульмане, обстановки, какая существовала в эпоху про­рока Мухамеда. Отсюда и призывы возвращения к основам веры. На практике эти призывы означают приход к власти исламских фундаменталистов и создание исламских госу­дарств. Тесно связан с фундаментализмом исламский экстремизм. Трактуя постулаты ислама с крайних позиций, он толкает своих последователей на крайние меры, вплоть до организа­ции международного терроризма. Захват людей, з

Первостепенная роль в создании мо­делей исламского государства принадлежит фундаменталис­там, проповедовавшим возрождение фундаментальных прин­ципов ислама. Движения фундаменталистов с их идеями «возрождения веры» развивались, начиная с XIX века, па­раллельно с модернизацией ислама.

Фундаменталисты, принимавшие к концу XX века все более активное участие в борьбе за власть, часто определяются в западной и отечественной литературе термином «исла­мисты». Формально исламские фундаменталисты призывают к созданию в странах, где большинство населения составля­ют мусульмане, обстановки, какая существовала в эпоху про­рока Мухамеда. Отсюда и призывы возвращения к основам веры. На практике эти призывы означают приход к власти исламских фундаменталистов и создание исламских госу­дарств.

Тесно связан с фундаментализмом исламский экстремизм. Трактуя постулаты ислама с крайних позиций, он толкает своих последователей на крайние меры, вплоть до организа­ции международного терроризма. Захват людей, заложников, политический шантаж, организация террора, а также окра­шенные в религиозные цвета лозунги и действия стали пред­ставлять серьезную опасность для всего человечества. Дей­ствия исламских экстремистов и фундаменталистов основаны на сознательном презрении к общепринятому международному праву, так как, по их убеждению, это право далеко не во всем соответствует основополагающим исламским принципам. Известны многочисленные представители мусульманских идеологов, следовавших подобной системе взглядов. Организации «Братьев мусульман» одна из первых поставила задачу объединения исламского мира ради установления в мире «исламского порядка». Один из основателей «братства» С. Кутбобъявил весь немусульманский мир «неисламским», «неверным». Миром джахилийи – «невежества» и призвал разрушить его ради утверждения господства ислама. Этих целей придержи­вались талибы Афганистана, объявляя о необходимости создания всемирного исламского халифата. Одним из самых ко­лоритных представителей исламского экстремизма был духовный правитель Ирана Рухолла Хомейни. В начале XXI века эстафету лидерства крайнего экстремизма подхватила организация «Аль Каида» и входящие в нее подпольные структуры, ставшие на путь преступлений против человечности.

Мусульманский мир всегда стремился к единству. Это стремление к единству отражалось в официальной позиции многих государств мира, в которых исламская религия занимает господствующие позиции. В период существования халифата символом единства мусульман был арабский халиф, после образования Османской империи – турецкий султан-халиф. После ликвидации халифата в Турции в 1922 году в мусульманском мире усилилась борьба за лидерство.

Наибольшую опасность для арабов и всего мира представ­ляет левацкий исламизм, или исламский экстремизм, кото­рый в борьбе за власть в своей практике использует тезис о том, что смертельная опасность исламу исходит не только от стран Запада, но и изнутри, из-за влияния «порочной» за­падной идеологии и культуры. Подлинные исламисты, по их утверждениям, должны стремиться к свержению существую­щих режимов и захвату власти. Как считают исламские эк­стремисты, в современных условиях хороши все средства борь­бы за власть, включая различные формы подрывной деятель­ности вплоть до террора и партизанской войны.

Всегда в подрывной, террористической деятельности эк­стремистов используется миф о джихаде, священной войне против внешних врагов, особенно против «неверных». В арабской среде это воспринимается не только как защита национальных интересов, но и как возвращение к истокам ислама. Возвращение к идеям священной войны гарантиру­ет арабам окончательную победу над «неверными», если они последуют примеру Саладина и других героев ХП-XIII ве­ков, разгромивших крестоносцев и отвоевавших у них Иеру­салим. Исламские экстремисты пытаются показать, что, как и в прежние эпохи, для мусульман война с неверными — высшая доблесть. Детям с детства прививаются идеалы джи­хада, а матери «шахидов» гордятся ими. Мусульманские экстремисты в Алжире, Египте, Иордании, Ираке провозглашают джихад против «неверных» политиков в своих стра­нах, создавая политическую напряженность, доводят порой ситуацию до гражданской войны. Так, палестинская поли­тическая партия ХАМАС бескомпромиссно отстаивает идею исламского государства, рассматривая арабо-израильский конфликт как борьбу двух религий, в которой компромиссы невозможны. Эта партия явилась главным организатором многих террористических акций на Ближнем Востоке. Дело не только в ней. Количество исламских партий и групп, живущих надеждой на возвращение «золотого века» исла­ма, довольно велико. Только в Египте существует почти сотня религиозных организаций различного толка с разной долей их политизации. В исламском мире их тысячи.

Наиболее крупной организацией, пользующейся авторите­том в арабском мире, является Ассоциация «Братьев-мусуль­ман», возникшая в Египте в конце 20-х годов. Основатель ассоциации, сельский учитель Хасан аль-Банна, разработал учение, основой которого был лозунг: «Коран — наша кон­ституция». Этот лозунг с энтузиазмом повторяют и в начале двадцать первого века. Экстремистская группировка «Аль-Гамаа аль-исламийя» вела борьбу против египетского государ­ства и других стран, заключивших союз с «дьяволом». Анало­гичную позицию занимала международная организация «Аль-Джихад», ступившая на путь террора с начала своего образо­вания. Экстремистские группировки создавали в арабском мире острую политическую напряженность.

Обращает на себя внимание факт, что исламские экстре­мисты всегда появляются там, где для этого есть соответ­ствующая основа и определенный «пробел» в государствен­ной политике. Исламизм в Ираке никак себя не проявлял. Саддам Хусейн был диктатором, но не исламистом. Пока существовала его диктатура, мусульманских радикалов в стра­не преследовали так же истово, как и всех других противни­ков режима — курдов, шиитов, коммунистов, демократов. Исламский терроризм пришел в Ирак вслед за победоносны­ми войсками США И.Великобритании. Сами того, возможно, не желая, американцы открыли новый фронт борьбы против терроризма. В освобожденном от Саддама Ираке последова­тели Усамы бен Ладена организуют террористическую пойму, которая, судя по всему, принимает затяжной характер.

Последовавшая серия расколов в известных в арабском мире исламистских организациях заставила их лидеров из­менить стратегические позиции. Меняют стратегическую ори­ентацию и в среде экстремистского крыла исламистов. Речь идет о тех «непримиримых», которые не желали отказаться от террористических акций и сложить оружие. Их новая под­польная структура после разгрома многих организаций экст­ремистов создается в целях придания гибкости и конспира­тивности террористическим группам. С конца 90-х годов про­исходит децентрализация радикального исламского движе­ния. Теперь вся подпольная структура террористов строится по принципу «виноградной грозди». Эти изменения есть ре­зультат эффективной работы государственных служб по ликвидации террористов, и, в то же время, это реакция радика­лов на усиление попыток спецслужб подавить их деятель­ность. Так, уже на третий и четвертый год войны в Алжире от радикальных организаций остались только многочислен­ные группировки, которые действуют по своему усмотрению. В нашей печати были опубликованы сведения о том, что под вывеской Вооруженной исламской группы Алжира (ВИГ) дей­ствовало свыше 20 экстремистских организаций, а Исламс­кая армия спасения (ИАС) состояла из разрозненно действо­вавших 650 группировок. Разрозненные экстремистские фор­мирования подчиняются своему региональному «амиру» или полевому командиру. Фактически, единая политическая орга­низация радикалов-исламистов уже не существует, однако это не значит, что борьба с ними прекратилась. Эта борьба приняла более сложный характер.

Тактика децентрализации с середины 90-х годов приме­няется радикальной организацией ХАМАС, руководство ко­торой пошло на предоставление полной автономии своим ячейкам. Не случайно с середины 90-х годов начали возни­кать различные филиалы, отделения экстремистов в стра­нах Запада и Ближнего Востока. Некоторые из вытеснен­ных из арабских стран группировок приняли участие в кон­фликтах на Кавказе и в Чечне.

В каких бы аспектах ни шло рассмотрение исламского экстремизма на арабском Востоке, следует помнить, что по­литический терроризм — это не порождение XX века и корни его вовсе не мусульманские и не арабские. Более полутора столетий назад на Западе и в России уже провозглашались чудовищные призывы к индивидуальным и массовым ни ради достижения политических целей.