Найти тему

Победители литературных премий 2023 г.

Литературные премии являются важной составляющей мира культуры, признанием и вознаграждением авторов за их творческие достижения. Что нам принес литературный 2023 год, на какие книги и писателей стоит обратить внимание?

Начнем с одной из главных и престижных литературных наград современной России «Большая книга».

Премия вручается ежегодно, начиная с 2005 года, за лучшее прозаическое произведение большой формы, опубликованное в отчетном году. Делится по степеням: первая, вторая и третья + три приза зрительских симпатий.

Хочется обратить внимание на такой интересный момент, что за почти 20 лет существования премии, чтобы выбор экспертов и выбор читателей не совпадал ни по одному пункту, т.е. у экспертов, литературных академиков свои книги, у читателей свои предпочтения. Хорошо это или плохо спорный вопрос. Но это дает нам повод порассуждать о том, насколько в разных параллельных книжных вселенных мы существуем, какие мы разные книги читаем, и как по-разному их читаем.

Среди финалистов много разных и интересных авторов. Специалисты отмечали, что в этом году список действительно многоплановый. Здесь и документальные романы, и авторы дебютанты, в общем, чтение на любой вкус.

Один из немногих случаев, едва ли не единственных, исключая совсем первые годы существования премии когда в шорт лист, в число финалистов, попал автор с рукописью, т.е. книга нигде еще не была издана, но, тем не менее, как-то зацепила экспертов. Имеется ввиду текст романа Родиона Мариничева под названием «Камендань». Тем не менее, он не стал одним из победителей, хотя даже попадание в список финалистов премии БК, это большой успех для любого автора.

Также в финальный список БК попал Алексей Колмогоров со своим романом «ОТМА. Спасение Романовых». Первый роман о последних царевнах.

Дебютный роман сценариста и режиссера Алексея Колмогорова смело и ярко встроился в серию «Неисторический роман». Роман создан в жанре альтернативной истории.

Окружают нас события 1918 года, когда мичман Леонид Анненков участвует в дерзком освобождении из плена семьи последнего императора. Сопровождает семью затем в их изнурительном побеге.

Колесо, так и не случившейся истории России, начинает свой ход в Ипатьевском доме, откуда удалось спасти всю царскую семью, и дальше оно уже мчится по совсем непривычной колее: погоня, тайга, бесприютность, степь, усталость, плен и, кажется, бесконечный путь - но ведет ли он к спасению? Сквозь всё это прорастают верность и любовь.

Он, конечно, влюблен, но не в какую-то одну из царских дочерей, а во всех вместе. Во все их прекрасное, нерушимое единство. Известно, что они и подписывались так буквами первыми имен: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Отсюда и ОТМА.

Разные существуют мнения об этой книге. Не всем она понравилась. Не сказать, что она очень показательна. По теме много сейчас думают, пишут. Размышляют о судьбе Николая II, о судьбе семьи, о том, не была ли эта страшная трагедия той самой развилкой, после которой история России не могла пойти никак по-другому, никаким менее трагическим путем. Ну конечно, каждое обращение к этой теме, в силу уже своей укорененности в нашей памяти, с нашей читательской историей, оно подцепляет, заставляет книгу, как минимум, начать, как максимум - дочитать.

Действительно, роман увлекательный с неординарной детективной интригой, с мистической составляющей. Не все там так просто. Жанр альтернативной истории, традиционно популярный среди наших читателей. Любое художественное обращение к теме истории, уже в каком-то смысле альтернативная история. Любой писатель, опираясь на исторические источники, все равно создает свою историю.

«Начинаю эти записи сегодня, в день, когда наш беспримерный поход завершился столь невероятным образом. Я, Леонид Анненков, мичман Императорского Военно-морского флота, 1898 года рождения, удостоверяю, что все, описанное здесь, есть правда и только правда. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года я участвовал в операции по спасению Государя Императора и августейшей семьи из большевистского плена в доме Ипатьева в Екатеринбурге. Операция эта увенчалась полным успехом. Мои царевны... моя ОТМА — жива».
-2

Бронзовый призер читательского голосования - книга, вышедшая не в прошлом году, а в 2022, двухтомный большой роман. Большая книга - роман Эдуарда Веркина «снарк, снарк». В каждой книге больше 700 страниц. Объемный текст, объемный по размеру и по месту в печатной биографии. Писатель, начинавший скромно, с книг для подростков, с городского фентези, с фантастических историй, постепенно пять за пядью он завоевывал территорию взрослой литературы.

Призовое место в читательском голосовании БК оно не случайное, оно много значит для Веркина, оно как закрепление в высшей лиге современной российской литературы. Он перестает быть чисто подростковым писателем, периодически, пишущим книги для взрослых. Это уже серьезно.

Есть такое определение, что «Каждый русский писатель, должен написать книгу о первой любви, книгу о войне и книгу конце света». Эдуард Веркин вписывается во все эти требования. Им написан «Остров Сахалин» - книга об апокалипсисе, книга «Обманчивый полк» - о Великой Отечественной войне и книга «Друг Апрель», книга о первой любви. Каждая становилась событием.

«снарк, снарк» - это провинциальный детектив, о том как в русской глуши легко встретиться с настоящим злом, и, в общем, пожалуй, сейчас это тоже можно внести обязательным пунктом для любого российского писателя. Сможешь ли ты написать вот еще и такую книгу, можешь ли ты себя на этой территории проявить.

О содержании. Писатель Виктор приезжает в город Чагинск, чтобы написать книгу об истории этого городка. Начало двухтысячных, очень своеобразное время, он развлекается, обзаводится новыми знакомыми. Потом в ближайшем лесу пропадает два подростка. Роман плавно переходит на территорию Стивена Кинга. Дети не находятся, никаких следов. И только через двадцать лет он получает по почте окровавленную бейсболку одного из этих мальчиков. Виктор понимает, что придется вернуться, вернуться, чтобы попробовать что-то узнать о том событии, о том преступлении, и разобраться в самом себе. Книга и увлекательная, и по откликам многих, прочитанная на одном дыхании, легкая как бы для чтения, и в то же время, серьезная, для восприятия, заставляющая задуматься о безумно важных вопросах.  Впервые в жизни говорит герой, я встретился с чистым, без примесным злом, и оно меня отравило. На всю последующую его жизнь.

«История, невольным свидетелем и участником которой я стал, не отпускает меня и сейчас, по прошествии без малого двадцати лет. Более того, картины того странного и страшного лета стоят у меня перед глазами, и я не могу избавиться от чувства, что они меня преследуют. За мной словно тянется звенящая нить, за которую я неосторожно зацепился на берегу далекого Ингиря, давит, не дает покоя, непостижимым способом преследует сквозь время, и то, что случилось тогда, стоит у меня за спиной сегодня…»

Насколько мы бессильны, насколько способны противостоять злу, чем мы можем ему ответить. Об этом говорит Веркин, но не только об этом, но и о жизни тоже, которая никогда, ни при каких обстоятельствах не заканчивается.

(В книге присутствует нецензурная брань!)

-3

Дмитрий Захаров - писатель, бывший журналист. С книгой «Комитет охраны монстров» занял второе место в читательском голосовании.

Его новый роман – это и книга ярости (именно она движет героями, чьи дети оказались в опасности), и книга Сибири (действие происходит в Красноярске, Новосибирске и Томске), но главное – это книга надежды: есть шанс, что у героев получится дать отпор страшной северной сказке и унять жажду крови Зимнего Прокурора.

Это социальная фантастика, политический триллер и психологический детектив с элементами городского фэнтези. И всё это на фоне до боли узнаваемой реальности.

В этой книге не все так просто и прямо, как могло бы показаться с первой страницы. Казалось бы, перед нами жесткий, прямой, беспощадный, порой - жестокий реализм. Вот только, чем дальше читаешь, тем сильнее погружаешься в атмосферу не только реальности, но и страшной, глубокой, промораживающей до костей сибирской сказки, то ли старинной, то ли самой что ни на есть современной.

(Содержит нецензурную брань!)

-4

На первом месте читательского голосования «БК» масштабная биография Михаила Шолохова, написанная одним из главных писателей наших дней Захаром Прилепиным.

В своей новой книге шаг за шагом, проходя вместе с героем его жизненный и творческий путь, Прилепин показывает, что не только книги Шолохова, но и его судьба актуальны для нас и сегодня.

-5

Ну, а победителями 18 сезона «Большой книги» стали:

  1. Евгений Водолазкин с романом «Чагин»
  2. Юрий Буйда с романом «Дар речи»
  3. Алексей Сальников, наш земляк, любимый многими автор, с новой книгой «Оккульттрегер».

В романе «Чагин» Евгений Водолазкин обращается к своим излюбленным темам: памяти, времени, истории. Главный герой романа, Исидор Чагин, может запомнить текст любой сложности и хранить его в памяти как угодно долго.

Но всякий великий дар – это нарушение гармонии. Феноменальные способности становятся для героя тяжким испытанием, ведь Чагин лишен простой человеческой радости – забывать. Всё, к чему он ни прикасается, становится для него в буквальном смысле незабываемым. Исидор со временем понимает, что страдает от своего дара. Единственное его желание - это забвение. В книге много оригинальных сюжетных ходов и поворотов, в которых сложно отделить правду от вымысла…

Водолазкин не первый раз получает главный приз «БК»: в 2013 году его книга «Лавр» уже была признана лучшей.

"Я бы сказал, что я ветеран этого движения, потому что я шестой раз попадаю в финал. Мне кажется, это мое главное достижение, потому что можно из финала выйти в победители, можно не выйти, но само по себе попадание в финал показывает, что ты еще можешь что-то изобразить. А когда ты попадаешь на первое место, а у меня было и первое, и второе места, то это ситуация, близкая к счастью", - рассказал писатель журналистам.

Алексей Сальников - Екатеринбургский писатель, неоднократно лауреат и финалист литературных премий. Его новый роман «Оккульттрегер» написан в жанре городского фэнтези. В нём соединены и детектив, и мелодрама, и триллер. Сюжет разворачивается одновременно на фоне уральского городка и магического пространства, в котором сосуществуют ангелы и бесы. Герои романа выглядят, как люди, и выдают себя за людей. А на самом деле они - оккульттрегеры - особые существа, чья работа - сохранять тепло в остывающих городах и быть связующим звеном между людьми, херувимами и чертями.

Юрий Буйда занял второе место с романом «Дар речи».

В своём новом романе писатель прослеживает историю России ХХ–XXI вв., от революции до 2020 г., через историю семьи Шкуратовых.

Главный герой, Илья Штамм, в канун шестнадцатилетия, в 1983 году, узнает, что его биологический отец – Борис Шкуратов, известный на всю страну журналист и телеведущий. Знакомство с отцом дарит юноше полноценную семью: старый московский клан советской аристократии, в котором царят вольные нравы, свободолюбие, аристократизм. Илья обретает отца и единокровного брата, любимую женщину, а также лучшее образование, блестящую карьеру. Казалось, о большем невозможно и мечтать в размеренной и предсказуемой реальности Советского Союза. Однако через несколько лет случается перестройка.

Мы видим бурные 90-ые, в которые семья, занимает ведущие позиции. А поиски главным героем ответов на вопрос, кем были его предки, приводят к раскрытию множества загадок прошлого и настоящего.

В романе есть место и мелодраме и семейной истории, и истории уходящей корнями в историю советскую, где спрятаны многие секреты и неприятные скелеты этой прекрасной семьи. Есть место и любви и надежды и невероятным совершенно совпадениям, которые местами начинают напоминать страшную сказку. Есть элементы и триллера и детектива, где разгадка одной тайны влечет за собой страшную правду о другой. То есть очень разнообразный текст.

Книга эта из разряда тех, которые если ты начинаешь читать, не дочитать практически не возможно. Потому что она захватывает. Хочется узнать, что там дальше.

Кроме того, это действительно помимо интересного взгляда на 90-ые, на наше недавнее прошлое, которое мы помним, это еще попытка художественного осмысления советского прошлого, с котором говорим, говорим и никак не можем договорить.

-6

Премию «Книга Года» в номинации «Проза года» получил роман петербургского писателя Александра Мелехова «Сапфировый Альбатрос».

В центре романа питерский дом на набережной, напротив Спаса-на Крови, где жили многие знаменитые советские писатели.

Один из героев романа, безжалостный обличитель Феликс, называет его курятником на канаве и постоянно занимается разоблачениями жизни и быта советских писателей, которые по его словам, то и дело шли на бесконечные компромиссы с властью и губили свой талант.

Главный герой романа, обнаруживающий в себе неожиданный дар проникать сквозь время и сквозь человеческие души и понимать человеческие мотивы, более снисходителен и считает, что советская литература была таким альбатросом в курятнике, дивной птицей, попавшей не в то, как бы время, не в то место.

В романе много ярких зарисовок из прошлого и настоящего, он сочетает и бытовую достоверность и узнаваемые по историческим источникам черты времени с сильным символическим, фантасмагорическим началом.

-7

Лауреаты премии «Лицей» 2023 года , номинация «Проза» :

  1. Владимир Хохлов, роман «Заневский проспект»
  2. Ольга Шильцова, повесть «Хозяйка для Кербера»
  3. Дарья Месропова, повесть «Мама, я съела слона»

Книга совсем молодого автора, ему нет еще и тридцати, Владимира Хохлова «Заневский проспект».Сюжет: Молодые люди Вадим и Катя знакомятся случайно на вечеринке, чтобы через какое-то время обнаружить, что они мало того, что живут в одном дворе и их окна буквально глядят друг на друга, но и понять, что их семьи, две Петербургские - Ленинградские семьи, связаны на глубинном историческом уровне.

Роман повествует о жизни нескольких поколений двух семей, охватывает десятилетия от блокады Ленинграда до наших дней.

Интересное у романа построение, ну в принципе мы привыкли к тому, что современные авторы группируют события не в линейной последовательности. Сначала мы общаемся с молодыми героями, потом с их родителями, потом погружаемся в прошлое их дедов и бабушек. Писатель словно смотрит в калейдоскоп, тасует факты, судьбы и встречи, соединяя и вновь разводя героев, чтобы постепенно добраться до финала.

Авторская последовательность заставляет возвращаться в начало, в середину, потом в конец, обдумывать. В общем довольно любопытный прием.

Эффект путешествия во времени: главы в романе перемешаны, хотя и пронумерованы по порядку. В конечном итоге перед читателем открывается грандиозное историческое полотно, пронизанное размышлениями о судьбе, времени и поведении обычного человека в необычных обстоятельствах.

Ну и потом, конечно, это дополнительное удовольствие - путешествие по Петербургу-Ленинграду топографически точное. Некоторые читатели советовали снабдить роман подробной картой.

Этот автор в советскую эпоху не жил, знает ее только по рассказам, историческим источникам, но тоже имеет взгляд на нее, на эпоху, которая является неисчерпаемым источником сюжетов для взрослых писателей, для зрелых авторов и для молодых, как видим тоже.

Роман Владимира Хохлова стал победителем премии «Лицей». Премия, которая вручается молодым прозаикам и поэтам в возрасте от 15 до 35 лет. На сайте премии можно почитать все тексты финалистов за все семь сезонов, в том числе и роман Владимира Хохлова тоже.

-8

Ольга Шильцова - практикующий ветеринарный врач, которая пишет и документальные книги, на основе своей повседневной работы, о собаках, о кошках.

Ее книга «Хозяйка для Кербера» изначально появилась на Ридеро, была замечена, и получила премию «Лицей», второе место в категории «Проза», сразу вслед за Владимиром Хохловым.

Героиня этой книжки, полудетективной, привлекающей материалы мифов. Кербер… если вы слышите происхождение этого слова… Цербер, собственно пес, охраняющий вход в Аид, а героиня романа Зоя, ветеринарный врач города Севастополя, которая однажды дежурит ночью в клинике и сталкивается со странным мужчиной с раненым псом. Посетитель представляется Богом Аидом. Практичная Зоя естественно подозревает его, прежде всего в сумасшествии, но все возможно не так однозначно…

В этой лёгкой, весёлой и стремительной повести можно найти черты и любовного романа, и приключения, и даже традиции магического реализма.

-9

В отличие от «Хозяйки для Кербера», повесть Дарьи Месроповой «Мама, я съела слона» - это психологическая проза. Юная шахматистка Вера едет на очередной турнир, который станет для неё важным жизненным опытом: именно там девочка задумается о судьбе и возмездии, предательстве и верности, столкнётся с миром, который окажется гораздо сложнее любой шахматной партии. Писательница психологически достоверно показывает во многом ещё неосознанные переживания девочки‑подростка, соприкоснувшейся со взрослой жизнью.

Так же в этом сезоне среди финалистов был Рагим Джафаров, набирающий известность, популярность, со своим последним романом «Его последние дни». Премию «Лицей» он не получил, но победил в читательском голосовании премии «Ясная поляна».

-10

На главной странице этой премии (ясная поляна) можно увидеть победителей: Основного победителя Александра Николаенкос романом «Муравьиный бог», ну и в частности роман Рагима Джафарова, победивший в читательском голосовании, получивший звание «Выбора читателей».

Чтобы добиться художественной достоверности книги, над которой он работает и правдоподобно описать пребывание в психиатрической клинике, писатель имитирует психическое расстройство, но попасть в клинику оказывается гораздо проще, чем выйти из неё. Чем дальше, тем больше множится странностей, размываются границы, нагнетается непонятная жуть, а в финале все вообще переворачивается и все предстает совершенно в новом свете.

Это роман о том, что такое психическая норма, и что такое творчество, которое то и дело наступает, как такая своеобразная, самотерапия. А еще о прошлом, о травмах, которые нам наносит история. История, с которой мы сами того не желая и не призывая ее, сталкиваемся в нашей повседневной жизни, травмы, которые мы сами потом по мере сил залечиваем.

-11

Лауреатом 21-го сезона премии «Ясная поляна» в номинации «Современная русская проза» стала Саша Николаенкос романом «Муравьиный бог: реквием». Роман Саши Николенко рисует мир, лишенный любви - но тем самым напоминает, что любовь превыше всего.

Этот роман - новое пронзительное слово о детстве, оставшемся без защиты разумных взрослых…

Книгу о детстве и ребенке, отвечающую на недетские вопросы веры и любви, можно назвать одной из самых обсуждаемых новинок года.

Пронзительная история о том, как детство тратит свое солнечное будущее на борьбу с глухой старостью. Шестилетний мальчик Петя, родители которого погибли в результате несчастного случая, остается на попечении бабки Веры и деда Данилы и постоянно подвергается несправедливости и унижениям. И Петя отыгрывается на тех, кто слабее его, решая их судьбу – на насекомых.

«Моя книга о чуде окружающего мира, о его познании, познании себя, первой дружбе, первой любви, первых шагах в прекрасное завтра - которого не будет, потому что неотвратимо, глыбой безумной и темной встает на пути несчастная, темная старуха, не умеющая прощать и любить.
Моя книга - гимн прекрасно и разумно созданному миру, щедро даровавшему нам возможность любить и быть любимыми, создавать и созидать, миру, который мы, люди, своим неумением быть благодарными, неумением любить, сопереживать, жалеть превращаем в ад».

(о своей книге говорит автор)

-12

Премия «Русский детектив». Относительно новая премия.

Создана в 2020 году с целью поощрения деятелей литературы и кино за их достижения и вклад в развитие детективного жанра, повышения читательского и общественного внимания к авторам и произведениям в жанре детектив и остросюжетная литература.

Премия «Русский детектив» имеет несколько номинаций и «дебют года» и «триллер года» и «военно-исторический детектив» и «детский детектив» и «графический роман-детектив» и тд. Это уже четвертый сезон премии, она конечно выполняет важное дело. Помогает как минимум сориентироваться в именах, потоке легкой литературы, в которой бывают и довольно интересные явления.

Подробно останавливаться и говорить об этой премии не будем. Вы можете самостоятельно зайти на сайт премии и познакомиться с представленными книгами.

Только несколько слов об авторах представленных в Лонг-листе «Русского детектива», имеющие отношение к нам.

Дмитрий Сивков , журналист из Шали, и его первый детектив «Дело князя Верейского», в котором хрестоматийные, известные со школы нам события в повести Пушкина «Дубровский», поворачиваются несколько неожиданным образом. 1812 год, князь Василий Верейский, сотрудник, недавно созданной российско-военной разведки, после провала в Париже, выходит в отставку и отправляется в свое поместье. Его, по его личным тайным каналам, просят заняться разбойником Дубровским, который тоже далеко не так прост, как мы привыкли думать.

Таких книг, остросюжетных, неожиданных, может быть дерзких, созданных на основе классических хрестоматийных наших произведений, в здоровой литературе должно быть много. Чтобы мы не теряли интерес к нашему наследию, и чтобы не теряли интерес к чтению вообще.

Вторая книга принадлежит Владимиру Коржавину, журналисту, историку, много печатавшемуся с документальными исследованиями, прежде всего в журнале «Урал», тоже работавшему в жанре документальной альтернативной истории… А что было бы, если бы события на каком-то историческом этапе повернулись немножко не так… На «Русский детектив» претендует его книга «Черные дымы над желтым морем», книга из эпохи русско-японской войны, 1904 год, Порт-Артур. Японская разведка очень вольготно там себя чувствует, в штабе русского флота, судя по всему, действует японский агент, но ротмистр Иван Веснин с этим мириться не намерен. Это еще один шпионский роман, тоже заставляющий нас кое что вспомнить о своей истории, восстановить какие-то пробелы, ну и за одно почитать увлекательную книгу с неожиданным сюжетом.

-13

О. С. Копырина, библиограф Белоярской библиотеки