Активно обсуждается нововведение по тотальному контролю налоговых органов за мобильными платежами. Неубедительные пояснения чиновников только ещё больше отталкивают людей. Согласно разъяснениям правительства, под контроль будет попадать получение переводов от 100 и более лиц в течение месяца, общая сумма которых превысит 255 тыс. тенге. При этом нижняя граница переводов не определена, что означает тотальный мониторинг всех без исключения платежей, даже самых мелких в 100-200 тенге, — сказал Ерлан Барлыбаев в депутатском запросе на имя министра нацэкономики Нурлана Байбазарова.
По его словам, с начала года мобильные платежи снизились на 30%, из-за чего пришлось обеспечивать дополнительные объемы наличных денег, это ставит препоны развитию цифровизации и финансовых технологий, снижает доверие к налоговой политике.
@press_kz Депутат мажилиса Ерлан Барлыбаев предложил Миннацэкономики пересмотреть критерии мониторинга за мобильными переводами граждан. #депутат #мобильныепереводы #деньги #налоги ♬ оригинальный звук - ИА "PRESS.KZ"
В пример он привел соседнюю Россию, где с 2020 года успешно применяется другая методика мониторинга мобильных платежей.
Мониторингу подлежат лица, получающие более 30 переводов в день, при этом каждый платеж должен быть более 1 тысячи рублей, а общая сумма таких платежей должна составлять более 1 млн рублей в месяц. Поэтому, понимая обязанность бизнеса оплачивать налоги, фракция «Ак жол» считает необходимым также установить нижний предел платежа, подлежащего мониторингу – не менее 3-5 тысяч тенге», — сказал Байбазаров.
Также он считает, что заявленный порог в 225 тыс. тенге или 3 МЗП недостаточный, так как на практике рентабельность малого бизнеса составляет 15-20%, и с оборота в 255 тыс. тенге прибыль составит не более 50 тыс. тенге.
Для того, чтобы чистая прибыль составила вышеуказанные 250 тыс тенге, оборот предпринимателя должен составлять до 1,5 млн тенге в месяц. Партия «Ак жол» предлагает вести мониторинг мобильных платежей только начиная с 1,5 млн тенге, — отметил мажилисен.
Как сообщалось ранее, в Казахстане на уровне правительства рассматривают возможность изменить критерии, которые дадут налоговикам право проверять законность получения мобильных переводов казахстанцами.
В свою очередь в феврале в Нацбанке заявляли, что в январе около 30% казахстанцев отказались от безналичных платежей в пользу наличных денег. Некоторые точки пришлось обеспечить наличной валютой.
В Мажилисе ранее поднимался вопрос о мобильных платежах. К примеру, депутат Аскар Садыков обращался с запросом к главе Минфина Ерулану Жамаубаеву по поводу контроля мобильных переводов, который начал действовать с 1 января 2024 года. Депутат убежден, что большинство предпринимателей сводят концы с концами и без новых правил, усугубляющих их положение.
Председатель ОО «Союз женщин-предпринимателей Казахстана» Меруерт Казбекова заявила, что введенный в Казахстане с 1 января 2024 года фискальный контроль мобильных переводов коснется в первую очередь микро и малый бизнес, где работают более 70% женщин-предпринимателей. Поэтому она посоветовала чиновникам заняться олигархами.