Найти тему
Юрий Машинов Шторм

Чуваш: "Не у каждой козы - муж!" (а ля фельетон).

На Дзене выдают такие комментарии на мои статьи, что на некоторые из них хочется ответить немедленно – ну, руки чешутся. Давеча опубликовал материал, где употребил слово «козёл» – так дамы величают порой нас, представителей сильного пола.

Читатель под ником Савган поймал меня на слове. Козла на чувашский манер я назвал КАЧАКА – это, оказывается, – КОЗА. По логике, у нее должен быть супруг – муж козы, козёл. Ищу в русско-чувашском словаре «муж» - это «УПӐШКА». А козёл изображается как КАЧАКА ТАКИ – в два слова, отдельного слова ТАКИ в чувашском языке нет.

Исключительно одесские евреи в Одессе в одном предложении пять раз произнесут слово ТАКИ.

Я родился и вырос в Чувашии, но мыслю, говорю и пишу таки исключительно по-русски, по долгу службы. Специалисты утверждают, что чувашский язык относится к исчезающим – выводы экспертов ЮНЕСКО. Очень даже зря, ведь именно этот язык сохраняет диалект проточувашей – волжских булгар.

Таки вот что сказал ровно неделю назад председатель правления ЛДПР, он же председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Леонид Слуцкий:

– Чувашский язык — это уникальное достояние Чувашской Республики и всей России. Сегодня он распространен в Чувашии, Татарстане, Башкортостане, Самарской, Ульяновской областях. Им владеют порядка миллиона человек, и мы не можем допустить уменьшения этой цифры. Мы должны сохранить чувашский язык, передать его следующим поколениям. ЛДПР предлагает создать образовательные программы, которые позволят сохранить уникальный чувашский язык. Его должны изучать в городских и сельских школах, повсеместно использовать в Республике.

К теме таки еще вернемся. А пока продолжим в плане «козы».

Искажение слова может привести к дипломатическим скандалам. У меня пример перед глазами.

Мой родственник – дядя Витя, бывший старшина первой статьи Тихоокеанского флота Виктор Фомин после «дембеля» возглавлял отделение ДОСААФ в городе Цивильске, много лет работал в ГАИ города Чебоксары. И был назначен советским советником в МНР.

В Монголии шибко почитают коз, слово «коза» понимается как «золотце». Дядя Витя назвал красивую супругу местного начальника Козлихой – и его с позором изгнали из братской – тогда – страны.

Однако мы, мужики, довольно часто прелестниц называют козами. Читатель, скорее всего, читательница под ником Teguia расшифровывает:

«Коза – это вредная, упрямая, своенравная и своевольная девушка. Это что-то вроде слова «стерва».

Господи, не матерное ли выражение? Обратимся к Википедии, цитируем:

«Стерва (в прямом смысле, по словарю В. И. Даля) — ж. и стерво ср. труп околевшего животного; падаль, мертвечина, дохлятина, упадь, дохлая, палая скотина.. Стерва (в просторечии) — подлый человек; женщина с неуживчивым, скандальным характером».

В широких народных массах так величают известную красавицу – она даже с политикой связана. Ф.и.о. упоминать не стану – пост на дворе, греха боюсь. Да и суда тоже. Из-за почти нейтрального абзаца могут вчинить иск – до второго пришествия не рассчитаешься.

Кстати, о последней судебной тяжбе я написал в статье «За статью с СМИ – статья в УК?». Публикация народ не привлекла. Дочитали два человека, ноль лайков, ноль комментариев. Это я сам виноват, потому как т заголовок смахивает таки на некую инструкцию. Похоже, надо было двинуть фишку – «Из зала суда». Суд и впрямь заседал аж целый год. Как водится, материал я повторю в ином ракурсе. Но подписчиков прошу ознакомиться статьей в первоначальном варианте.

О красавице. На Дзене её имя было выведено аршинными буквами. Заметьте, я имя удаляю. Но сохраню ник комментатора – Кристюша, видно, что дама. Пишет о прелестнице:

«Она не стерва, она – дура безмозглая. Стервы так себя не ведут, как она. Она просто пытается из себя что-то строить, а на самом деле она никто. Стерва - это не аферистка, не скандалистка, не дешёвка с нечесаными волосами, которая орет на мужа и лупит детей и собирает сплетни на соседей и коллег. Она женщина высокой пробы, особой пробы. Она не как другие, её придется поискать.

Стерву вычислишь сразу! Не по дорогому костюму и шлейфу изысканного парфюма.. Её распознаешь по манерам, по осанке, по взгляду – они не как у всех, они особые. Главное отличие стервы от обычной женщины выражается в том, что она никогда и никому не выставит напоказ изнаночную сторону своей жизни. Не будет потрясать собственным "Я" перед коллегами, подругами, любовником, начальником. От пяточек и до макушки она – тайна за семью печатями».

А вот добавка к характеристике чисто женского разлива от читательницы под ником «Нина Рубинштейн»:

«Красивые стервы бывают двух видов: дуры и умные. От обычных дурочек и умных (не стерв) красивые стервы отличаются тем, что на них не женятся.... Красивые стервы – это куклы, с которой интересно поиграть определенное время».

Вот тут можно поспорить. Вышеуказанная светская львица была замужем три... пять... кажется, 10 раз. Официально только. Правда, в широких ассах бродит версия, что именно она, кукла, играет с козлами. Может, баранами. Имена у читателя на слуху.

Сентенция такова: любовь зла – полюбишь и козла. А вот какие имеются возможности у красавиц и красавцев создать полноценную семью?

У дам Отечества выбор невелик. Да, в РФ в общей численности населения 54 процентов населения составляют женщины, 46 – мужчины. И вообще: на 1000 представителей сильного пола приходится 1156 – слабого. Это в среднем по стране.

В моей родной Тюменской области показатель такой: 1000/1104. В Чувашии такое соотношение: 1000/ 1137. Самые неудобные для женщин цифры в Тульской области: 1000/1208.

Говорят, на Кавказе у дам превосходство. Не совсем так. Но получше, чем в Туле. В Дагестане на тысячу мужчин приходится 1073 женщины, в Чечне – 1029.

Примерное равноправие в плане создания семьи отмечено в Ямало-Ненецком автономном округе (входит в Тюменскую область): на тысячу потенциальных женихов 1015 потенциальных невест.

Лишь на Чукотке у дам самая выгодная ситуация, потому что их меньше: на тысячу мужиков претендуют 970 условных невест. Ну и на Камчатке соотношение вполне приемлемое: 1000,/1002 – почти фифти-фифти.

Кавказ мы упомянули. Но комментарии читателей заставляют вернуться еще раз. Про аваров мы писали в прошлой публикации, и, кажется, отождествили их с аварцами. Читатель под ником Sasha Dimitriev:

«Авары и аварцы это разные народы, не путайте, аварцы не тюрки».

Мысль развивает другой читатель под ником Василий:

«Сегодняшнине авары к тем аварам никакого отношения не имеют. Дагестанские – себя называют себя совсем по-другому. Сегодня всё рассматриваем через призму русского языка – вот и путаница. Язык и культура сувар, булгар и авар идентичен и понятен только современным чувашам».

Итог подводит подписчица под ником Ольга Юрэль:

«Аттила - император гунно-булгарской империи Аскып. Аттила более известкен по прозвища: Бешеный конь – за горячий нрав любимого коня Булана, и Урус – Бич Божий...»

Спасибо Ольге за интересное изображение императора – как-нибудь поместим в очередной публикации. Чуваши почитают Аттила как своего прапрапредка. Об этом мы писали на Дзене в прежних статьях. И тут – вроде бы – все сходится. Но никак нам без комментария подписчика под ником Вова Собакин:

«Чуваши были чувашами – ими и остались. Всё в отличии языков, как их называли: балкарцы - христиане, а кабардинцы – мусульмане!»

Вова Собакин не ставит окончательную точку. Вова дает повод для дальнейшего размышления. Тем более, что в повестке дня значились козы с их мужьями. Об этом можно говорить до посинения. Чем впредь и займемся.

Но без чувашских красавиц, прелестниц Кавказа, сами понимаете, нам не обойтись. Фото из открытых источников. Спасибо авторам. Спасибо как коллегам – я сам снимаю на «Никон», публикуюсь в газетах и журналах. Еще раз благодарю.

Привет от автора.

-2

Чувашский национальный ансамбль из Тюменской области.

-3

В чувашском танце.

-4

Чувашские невесты.

-5

Аварка.

-6

Из тех же краев...

-7

Славная представительница Дагестана.