Метро в Дели.
Удивительно, но Дели - не первый город в Индии, где появилось метро. Нет, и не Мумбаи. Первым, в 1984 году, открылось метров Калькутте. У Дели - почётное второе место :)
Метро - самый, наверное, удобный и недорогой способ передвижения по городу. Правда, совсем в час пик мы не попадали - думаю, это будет покруче, чем в московском метро. На небольшие расстояния удобнее передвигаться пешком или на тук-туках - они в пробках шустрее передвигаются. А в метро вообще пробок нет :)
Тук-тукер может попробовать провезти вас по более длинному маршруту и потребовать за это дополнительные деньги, у нас так раньше таксисты иногда делали (на нас так один туктукмен попытался нажиться - был послан) . А в метро вас скорее всего попробуют... обсчитать! Да-да, в кассах метро вам скорее всего попытаются дать меньше сдачи, чем положено. Когда (и если) вы обнаружите ошибку - извинятся и отдадут недостающее. Не обнаружите ошибку или постесняетесь сказать о ней - "очко уходит в зрительный зал". Иногда для получения недостающего достаточно начать демонстративно пересчитывать сдачу, иногда нужно кассиру на недостачу в явном виде указать - от наглости кассира зависит. Обращаю внимание на это потому, что в метро мы ездили довольно много и в трети, а то и в половине случаев (точную статистику мы не вели, извините) сдачу нам пытались недодать. Турист, будь бдителен!
Итак, вы собрались ехать на метро. Спускаетесь на станцию (или не спускаетесь - значительная часть метро Дели - надземная),
...покупаете билет. При покупке называете станцию, до которой собираетесь доехать - стоимость билетов зависит от расстояния, которое вы собираетесь проехать. Проверяете сдачу! (ну, про это я уже упоминал). Вам дают билет (похожий на чек в магазине, распечатанный на термобумаге). Не потеряйте его! Здесь та же система, что и в наших электричках - сканируете билет в турникете на входе и на выходе. Нет билета на выходе - идёте и платите ещё раз :(
Есть другие способы оплаты, но так как мы в Дели появлялись наездами - нам этот способ показался более удобным.
Есть ещё один момент: система метро в Дели не единая и на самом деле состоит из трёх систем (точнее, двух систем метро и делийского аналога нашего аэроэкспресса). Так что, возможно, вам продадут билет до станции пересадки на линию другой системы. Там идёте и покупаете новый билет. Чтобы не запутаться, есть система навигации. Вот это переход на жёлтую линию - аэроэкспресс (мы жили рядом с аэропортом и жёлтая линия нас под конец жутко достала).
На многих станциях (не на всех) пути огорожены вот такими стенками с раздвигающимися дверями напротив дверей прибывшего поезда. Судя по всему, это защита от падений на рельсы в часы пик.
Как и у нас, положено сначала выпустить пассажиров из вагона, а потом уже заходить в вагон.
Но здесь, в отличие от Москвы, все на это клали. Как только двери открываются, все пытаются входить и выходить одновременно. Хочешь выйти на своей станции или войти в подошедший поезд - побольше задора, поменьше сомнений!
Интересно, как звучит "это СПАРТА!!!!" на хинди?
В индийском метро есть специальные женские вагоны.
Я однажды не обратил на это внимания и проехал остановку в женском вагоне. Ничего страшного не случилось - какая-то дама на хорошем английском очень вежливо сказала мне об этом, я извинился, сделал пару шагов - и перестал нарушать правила :)
Внутри вагоны почти не различаются. Я стою в "гармошке" между вагонами, как раз на границе женской и неженской частей.
Вот это - женская часть вагона
А это - мужская, точнее - смешанная. Unisex :)
Может, в других поездах и на других линиях различие более явное - не обращал внимания.
Случись что - понятно, куда звонить
и кому уступать места
Это - "аэроэкспресс"
А это - обычный вагон
Ну а самое большое отличие от Москвы - это джунгли за окном!
Что жуют в Индии
В Индии после еды обычно принято жевать вот это:
Во многих кафе вместе со счётом (или раньше) вам приносят мелкие кусочки сахара и семена фенхеля. Цветные катышки на верхнем фото - те же семена, только в сахарной глазури. Два в одном, так сказать:)
Но и не после трапезы индусы не сидят без дела и тоже что-то постоянно жуют. Что?
Слово "белель" всплыло в памяти из каких-то прочитанных в детстве книг. А может, журнала "Вокруг света". Вот этот бетель индусы и жуют. Точнее, бетель - это название растения, листья которого составляют основу жУвачки, в которую (помимо самого бетеля) добавляют... да что угодно добавляют! Вот список из блога "Русская индианка" (https://dzen.ru/india):
гашеная известь, кусочки семян пальмы катеху и различные специи и пряности типа зернышек кардамона, мускат, гвоздика, шафран, анис, тмин, семена горчицы, перец, корица, мед, лайм, ментол.
Ну куда же в Индии без пряностей и перца? Тем более, что бетель и сам относится к роду Перец.
Сдаётся мне, и этот список не полный :)
А ещё часто добавляют и табак, что неудивительно - человечество табак не только курило, но и нюхало, и жевало...
Бетель сам по себе при разумном употреблении полезен - действует как антисептик, обезболивающее, тонизирующее средство и даже (если верить аювердической медицине - а как ей не верить?) как афродизиак. То есть насморка нет, зубы здоровые (а если даже и больные, то не болят), энергии много и т..аться хочется :)
Но если смешать его с табаком и жевать слишком часто, можно добиться совсем другого эффекта - чёрные зубы, больная слизистая и даже рак ротовой полости. Словом, прав был старик Парацельс (специально навёл справки - какой он старик, в 48 лет, бедняга, умер :( ): "Всё есть яд и всё есть лекарство, и лишь количество отличает одно от другого!"
Привлекает индусов в пане, как я понял, три момента:
1. Традиции, естественно, Его тут давно жуют.
2. Тонизирующий эффект
3. Цена
Пан дешев, пан популярен, пан продаётся везде и в любое время суток.
Иногда его можно встретить приготовленным по классическим традициям, в виде смеси различных ингредиентов в листочке бетеля (я такое не сфотографировал, поэтому фото из блога (https://dzen.ru/india)
Но кто сейчас курит трубку? Или сам набивает папиросы? Есть и вариант пана для современного динамичного мира.
А раз есть рынок - за него нужно бороться!
Одного из производителей пана, оказывается, рекламировал сам агент 007 Пирс Броснан!
Есть, правда, версия, что экс-Бонду не сказали, что он будет рекламировать.
А может, агент МИ-6 просто отмазывается?
И есть ещё дна особенность у пана, про которую в рекламе не упомянули (впрочем, кто пан употребляет - тот знает, а остальным и ни к чему).
Любители пана, пожевав свою "прелесссссть", начинают заплёвывать всё вокруг красной от ингредиентов пана слюной. А так как любителей пана в Индии великое множество, они - серьёзная угроза чистоте на улицах. И кроме продающегося на каждом углу пана, можно встретить и вот такие таблички "не плевать!"
Ну вот теперь - точно всё про эту поездку.
Но будут и другие!
Все записи по этой поездке:
https://dzen.ru/suite/7bab758a-49aa-4d15-8193-8cea1c89b327
Про другие наши путешествия, если интересно, можно почитать здесь:
https://vremya-uhodit.livejournal.com/
Ну и подписывайтесь, не стесняйтесь!