Найти тему
Невыдуманные истории

Леонид Иванович Бородин, русский классик. (1938 – 2011). Часть II.

Бородин был освобождён досрочно летом 1987 года после решения Политбюро ЦК КПСС об освобождении (помиловании) советских политзаключённых, согласившихся подать прошение о помиловании. Бородин такое прошение писать отказался, но всё равно был освобождён. В общей сложности провёл в советских тюрьмах и лагерях более 11 лет.

В лагерях Леонид Иванович Бородин не только выжил, но добился признания за границей. В 1983 году ему была присуждена «Премия Свободы» французского ПЕН-клуба за вышедшую во Франции книгу «Повесть странного времени».

Учредитель премии, член правления французского ПЕН-клуба Димитрий Столыпин (внук прославленного русского премьер-министра) сказал журналистам о «Премии Свободы» следующее:

  • Эта премия – дань уважения и признания тем литераторам, которые обречены на долголетнее заключение в тюрьмах и лагерях за то, что они осмелились выразить открыто свои мысли и проявить свой литературный дар…Начиная с 1980 года, премия присуждалась писателям, весьма отличным друг от друга, но чьей общей чертой явилось гражданское мужество...

Его здоровье было сильно подорвано и это стало для него серьезной проблемой на всю дальнейшую жизнь. Однако к общественно-политической деятельности он несколько охладел, главным в его жизни стала литература.

В 1988 году им написана повесть «Женщина и море», где сквозь призму нарастающих перемен в обществе показано появление нового поколения российских людей, для которых понятия веры, чести и достоинства не имеют никакой ценности; все ими сбрасывается со щитов ради единственной цели — материального обогащения.

В 1990 году в московском издательстве «Современник» выходит книга «Повесть странного времени», куда вошли лучшие произведения Бородина.

В 1990 году по приглашению бывшего тогда главным редактором Владимира Крупина Бородин начинает работать в редакции литературно-публицистического журнала «Москва», а с 1992 становится его главным редактором. В основе его культурной политики лежат два основных постулата: Православие и Российская государственность, как не подлежащие сомнению ценности. («Наша идея — православная монархия, как мечта, как желание»).

Этот журнал первым выводит на свои страницы целый христианский раздел «Домашняя церковь». Сам Бородин ведет «Страничку главного редактора», где им раскрываются основные вехи истории России. Разбирая свои старые конспекты и дневниковые записи, Бородин приходит к выводу относительно современного состояния общества: «Если и помнит российская история времена более тяжкие, то более лукавые — едва ли». Наиболее часто для сравнения нынешней ситуации в стране писатель упоминает Смутное время Московского государства, история которого наглядно показала, насколько взаимосвязаны Россия и Православие, что умаление одного за счет другого всегда приводит общество к деградации.

На 7 съезде Союза писателей РСФСР в янв. 1991 был избран членом Секретариата Правления Союза писателей.

В 1993 журнал «Наш современник» печатает роман Бородина «Божеполье», показывающий трагедию семьи бывшего номенклатурного работника. Оказавшись не у дел, он пытается воздействовать на окружающий его мир с позиции старого кабинетного права.

В сентябре — октябре 1993 года Бородин не поддержал ни одну из боровшихся за власть сторон. Во время боя у телецентра «Останкино» вывозил раненых на своей автомашине.

Лирическая повесть Бородина «Год чуда и печали» обращена к воспеванию вечных ценностей природы, любви, умению терпеть и прощать. Историческая повесть «Царица Смуты», вышедшая в 1996 году, посвящена Марии Мнишек, одной из героинь русского «смутного времени» 17 века. В повести довольно отчетливо проступают параллели с современной Россией.

В этом же году публикуется философская повесть - притча «Ловушка для Адама», которая посвящена проблеме свободы, которая, будучи неправильно истолкованной, рождает эгоизм, произвол и жестокость. В повести явственно чувствуется влияние традиций Достоевского.

В 2002 году Леонид Иванович стал лауреатом премии Александра Солженицына «за творчество, в котором испытания российской жизни переданы с редкой нравственной чистотой и чувством трагизма; за последовательное мужество в поисках правды».

Пытаясь осознать свое место в посткоммунистической России, оглядываясь на прожитые годы, Бородин анализирует свое положение в жизни страны и приходит к мысли, что он выбрал правильный жизненный путь - служить обществу. Романом жизни можно назвать автобиографическое повествование Бородина «Без выбора», увидевшее свет в 2003 году.

В 2003 году Бородину присуждена литературная премия «России верные сыны» им. Александра Невского. А Русская Православная Церковь награждает его орденом Преподобного Сергия Радонежского, который был вручен писателю известным священником отцом Тихоном (Шевкуновым).

В 2004 году он получил премию Союза писателей России за книгу воспоминаний «Без выбора», в 2007 году — литературную премию «Ясная Поляна» за книгу «Год чуда и печали».

В 2005 году включен в список членов Общественной палаты по назначению президента (созыв 2006—2008 годов). Преподавал в Литературном институте.

Леонид Иванович со временем полностью отошел от идей христианского социализма. О своем былом увлечении он отозвался так:

  • Я не верю в христианский социализм. Это сладкая селедка. Достоевский четко сказал: социализм не прав, потому что есть Бог…Добавить нечего. А если Бога нет, тогда прав социализм.

К концу жизни стал убежденным сторонником православной монархии, но считал, что формально вводить монархию нельзя, монархия – понятие духовное и народ должен прийти к нему, как приходят к Вере:

  • Монархия - не форма правления, а форма бытия народа, отражающая особенности его сознания. В нерелигиозном обществе возможна только пародия на монархию. Фактически будет не царь, а президент без права переизбрания.

Долгие годы преследований при советской власти не озлобили Леонида Ивановича – он чужд личных амбиций. Когда он был с группой писателей в Иркутске, ему задали вопрос – почему он, бывший зэк, выступает вместе с маститыми советскими писателями? Он ответил просто: «Есть одно, что нас объединяет независимо от политических пристрастий – любовь к России».

Он был убежден, что не все противники коммунистического строя были одновременно и патриотами-созидателями. На сентенцию писателя – эмигранта Зиновьева о том, что все противники советского режима «метили в коммунизм, а попали в Россию», Бородин ответил: «Кто куда метил, тот туда и попадал».

Леонид Иванович до конца своих дней оставался интеллигентом. Его коробили многочисленные жаргонные словечки, заполонившие все средства массовой информации, включая телевидение. В интервью журналисту «Православие. Ру» он сказал:

  • Сегодня слово «беспредел» многим кажется безобидным (даже президент его употребляет), а ведь это чисто уголовный термин, означающий отсутствие порядка в камере.

В своей профессиональной деятельности он был не менее щепетилен. На вопрос журналиста: «Какие вещи никогда не могут появиться на страницах «Москвы»? - он ответил:

  • Политическая грубость. Как бы я ни относился к Гайдару или Чубайсу, я никогда не позволю, чтобы наши авторы отпускали шуточки по поводу их внешности. Похабщина типа произведений Виктора Ерофеева, «Палисандрии» Саши Соколова. Хотя бывают провалы. Во втором номере напечатали одну вещь, не заметив, что там есть пошлость. Можем прозевать бездарное стихотворение. Этого, конечно, быть не должно.

Скончался Леонид Иванович Бородин от обширного инфаркта 24 ноября 2011 года. Похоронен на кладбище г. Сергиев Посад (в последние годы жизни он проживал на даче в деревне близ этого города).

Еще до смерти писателя критик Владимир Бондаренко сказал о нем:

  • Леонид Бородин и как писатель и как человек – свою благородную миссию несет до конца. Его бескомпромиссные поступки во имя России делают ему честь, заставляют уважать его даже противников. Его бескомпромиссные поиски правды придают его прозе самое высокое звучание.
  • Он и пронес ее до конца - свою миссию, свой крест служения Родине. И я уверен – пройдут года, может даже десятилетия, но рано или поздно благодарная Россия поставит памятник своему скромному и беззаветному служителю – писателю и патриоту Леониду Ивановичу Бородину…
  • А пока – его стихи:

ИСТОЧНИК

Но судьбы уготованы — и нет уж той Руси.

То к лучшему, то к худшему — кому про то ясней,

по Пушкину, по Тютчеву знакомились мы с ней.

Сквозь песни молодецкие мы ищем нашу Русь,

нам бабки досоветские вложили эту грусть.

Но тропы опечатаны — не тронь, не воскреси,

последние внучата мы несбывшейся Руси.

Мне Русь была не словом спора,

мне Русь была судьба и мать,

и мне ль российского простора,

и русской доли не понять.

Воспетой чуткими стихами в одно дыхание моё,

я Русский сын, с её грехами и благодатями её.

Но нет отчаянью предела, и боль утрат не пережить,

я ж не умею жить без дела, без веры не умею жить.

Без перегибов, перехлёстов, без верст, расхлёстанных в

пыли -

Я слишком русский, чтобы просто кормиться благами

земли.

Знать головою неповинной, да эшафоту простучать,

я ж не могу наполовину ни говорить, и не молчать.

Земля родная, ради Бога, храни меня теперь и встречь,

чтоб мне по глупости, до срока, впустую не перегореть.

ПСИХИЧЕСКАЯ АТАКА

Поручик выпьет перед боем

глоток вина в походной фляге.

Он через час железным строем

уйдет в психической атаке.

Поручик курит до сигнала.

На фотографии в конверте

десяток слов, чтоб та узнала,

как он любил за час до смерти.

Давно проверены мундиры:

тут заблестеть, где блеск положен.

И офицер и командиры

уже торжественней и строже.

Вопрос решен, итог не важен.

За Русь, за власть, за честь, за веру

идти им полем триста сажен,

не прикасаясь к револьверу.

Красивый жест, игра дурная…

А Русь — на Русь, и брат — на брата.

Добро и зло земля родная

ты перепутала когда-то.

Падет поручик. Алой змейкой

метнется кровь из губ горячих –

подарок русской трехлинейки –

кусок свинца ему назначен.

Что ж, каждый должной смерти ищет.

И не закон мы друг для друга.

Но Русь совсем не стала чище –

судьба моя тому порукой.

И я пишу девиз на флаге,

и я иду под новым флагом.

И я в психической атаке

немало лет безумным шагом.

И я иду по вольной воле,

по той земле, где нивы хмуры.

И мне упасть на том же поле,

не дошагав до амбразуры.

И десять строчек на бумаге –

Прощальных слов для самых близких…

И сколько нас в такой атаке

падут костьми в полях российских?