А что ему — кругом пятьсот,
И кто кого переживет,
Тот и докажет, кто был прав, когда припрут!
В.С.Высоцкий
Группа туристов из спортклуба УПИ города Свердловска в количестве 10 человек в январе 1959 года отправилась по Северному Уралу в лыжный поход по круговому маршруту: посёлок Вижай - посёлок 2 Северный - гора Отортен - гора Ойка-Чакур и возвращение в посёлок Вижай. Поход 3-й категории (высшая) трудности протяжённостью 300 км. 26 января - выход из Вижая на маршрут, 12 февраля - окончание похода, возвращение в Вижай.
В это время с 27 января по 5 февраля 1959 года в Москве проходил 21 съезд КПСС. Поход был посвящён этому съезду. В самом начале похода (28 февраля) из посёлка 2 Северный по болезни домой уходит один из туристов - Юдин Ю.Е.. В назначенный срок группа из похода не вернулась. В результате организованных поисков их нашли погибшими при наличии разной степени травм в долине реки Лозьва: троих на склоне горы Холатчахль (высота 1079), двоих под кедром в низине и четверых глубоко под снегом в овраге в 60 м от кедра.
Из постановления о прекращении дела от 28 мая 1959 года: «Учитывая отсутствие на трупах наружных телесных повреждений и признаков борьбы, наличие всех ценностей группы, а также принимая во внимание заключение судебно-медицинской экспертизы о причинах смерти туристов, следует считать, что причиной гибели туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии».
Состав группы:
1. Дятлов Игорь Алексеевич – студент 5-го курса радиотехнического факультета УПИ, 13.01.1936 г.р. (23 года)
2. Дорошенко Юрий Николаевич – студент 4-го курса радиотехнического факультета УПИ, 29.01.1938 г.р. (21 год)
3. Дубинина Людмила Александровна – студентка 4-го курса строительного факультета УПИ, 12.05.1938 г.р. (20 лет)
4. Золотарёв Семён Алексеевич – инструктор турбазы, 02.02.1921г.р. (38 лет)
(Должен был идти Биенко Слава, но не отпустило факбюро перед походом)
5. Колеватов Александр Сергеевич – студент 4-го куса физико-технического факультета УПИ, 16.11.1934 г.р. (24 года)
6. Колмогорова Зинаида Алексеевна – студентка 5 курса радиотехнического факультета УПИ, 12.01.1937 г.р. (22 года)
7. Кривонищенко Георгий Алексеевич – выпускник 1957 года строительного факультета УПИ, 07.02.1935 г.р. (23 года), инженер в г. Челябинск-40
8. Слободин Рустем Владимирович – выпускник 1958 года механического факультета УПИ, 11.01.1936 г.р. (23 года), инженер в г. Челябинск-40
9. Тибо-Бриньоль Николай Владимирович – выпускник 1958 года строительного факультета УПИ, 05.06.1935 г.р. (24 года), инженер-прораб в Свердловске
10. Юдин Юрий Ефимович – студент 4-го курса инженерно-экономического факультета УПИ, 19.07.1937 г.р. (21 год)
Во время расследования судмедэксперт Возрожденный Б.А. утверждал, что травмы у некоторых туристов были такие, как будто их сбил автомобиль.
Как можно получить такие травмы, в той местности, в те годы, зимой?
1. Падение с обрыва, падение со склона на камни, падение с дерева.
2. Удар снежной массой: лавина, обвал.
3. Удар, полученный от крупного животного - лось, медведь, олень.
4. Сбило транспортное средство - большие сани, вертолёт.
5. Криминал.
6. Техногенная авария.
ВЕРТОЛЁТ.
На маршруте после Вижая был нежилой посёлок - 2 Северный, где находилось кернохранилище геологов. Перед походом у геологов с туристами была договорённость по оказанию помощи в доставке кернов и труб из этого склада. Военные должны были предоставить вертолёт, а манси оказать помощь в доставке груза до места, где вертолёт сможет осуществить посадку. Манси в тех краях охотились, поэтому поддерживали в нежилом посёлке 2 Северный один дом в жилом состоянии. За трубами из посёлка 41 квартал вместе с группой Дятлова были отправлены сани, запряжённые лошадью. Ребята должны были загрузить в них трубы и выделить возчику сопровождающего в обратную дорогу.
Хозяином этого склада был Сульман Абрам Маркович - начальник Серовской и Северной геологоразведочных экспедиций Уральского геологического управления. Кстати, у него в то время сын тоже учился в УПИ.
Руководителем похода был Дятлов. Вместе с группой шёл представитель от геологов - Золотарёв. Он должен был правильно отобрать и сопроводить керны. У Юдина была обязанность - проводить повозку с трубами до посёлка 41 квартал и передать военным сообщение от Золотарёва об отправке за ним вертолёта. Вертолёт должен был прилететь только в том случае, если Золотарёв найдёт в кернохранилище то, ради чего он был послан. Если бы Золотарёв ничего не нашёл, он сам бы пошёл сопровождающим повозки. Время и место, где вертолёт должен был забрать Золотарёва было заранее оговорено. Остальные члены группы продолжают намеченный поход.
День, когда вертолёт прилетит за кернами, не подлежал изменению – 1 февраля, воскресенье. Только в выходной день лётчики смогли бы использовать технику не по службе. Уже 5 февраля заканчивался 21 съезд КПСС, к которому было приковано всё внимание. Золотарёв надеялся 2 февраля - в день своего рождения, быть уже в Свердловске.
Зачем Золотарёв был официально введён в состав группы туристов? Там, куда ему нужно было попасть, была всё ещё зона. И поэтому, чтобы избежать не нужных бюрократических оформлений и объяснений местным представителям режима цели нахождения в тех местах - его зачислили членом тургруппы УПИ. Золотарёв шёл вместе с ними, выполняя задание геологов.
ПОХОД.
Между Дятловым и манси был посредник. Именно его по прибытию в Вижай туристы навестили в первую очередь - Иван Дмитриевич Ремпель, старший лесничий Вижайского лесничества. В подчинении у Ремпеля был лесничий - Иван Фокеевич Пашин. По работе ему постоянно приходилось общаться с манси. Ремпель сообщил Дятлову, что манси согласились их сопровождать до верховьев Ауспии и будут ждать в п. 2 Северный 28 января.
Согласно записям в дневниках: 26 января 1959 года из Вижая в п.41 квартал группа выехала на попутном автомобиле. В п.41 квартал переночевали и 27 января вышли на лыжах по льду реки Лозьва в п. 2 Северный в сопровождении конной повозки, которая везла их рюкзаки. Поздно вечером того же дня, они добрались до п. 2 Северный.
Утром 28 января зашли в кернохранилище, нашли трубы и загрузили их в повозку. Золотарёв потратил много времени на поиски в кернохранилище, поэтому возчик - дедушка Слава не стал ждать сопровождающего и один повёз трубы в 41 Квартал, чтобы успеть засветло.
Манси уже находились на 2 Северном. После того, как Золотарёв нашёл то, что искал, они на нартах подвезли Юдина в сторону п. 41 квартал и вернулись догонять группу, ушедшую тем временем по льду реки Лозьва на маршрут. На обратном пути они вновь заехали в посёлок 2 Северный и забрали отложенные туристами керны (они хранились картонных коробках). После чего поспешили в след ушедшим туристам.
В ночь на 31 января в палатке случился пожар. Сгорели варежки и обгорела фуфайка. Варежки были новые - подарок Зине Колмогоровой от Юры Дорошенко. Они сушились около печки, пушистый ворс на них и вспыхнул. При задымлении внутри палатки, все в панике выскочили из неё, разрезав ножом боковую стенку. Зашивали всей группой.
Из-за пожара палатка получила неустранимые повреждения, в ней будет холодно ночевать. Дятлов принимает решение: «Прекратить поход и возвращаться.» При сложившихся обстоятельствах девушки стали слабым звеном в группе. Их решили отправить домой вертолётом, который должен забрать Золотарёва 1 февраля. А если получится, то и всем улететь. Без девушек парни вполне могли быстро на лыжах вернуться в посёлок 41 Квартал.
Это очень расстроило Людмилу Дубинину, что и было отмечено в дневнике Зины Колмогоровой.
Днём 31 января манси довели туристов до верховьев Ауспии и показали им место, где вертолёты осуществляют посадку — первый подъём группы на перевал. В этот раз вся группа на перевал не поднималась.
Дятлов после этого подъёма сделал в общем дневнике запись: «…Мы вышли на границу леса. Ветер западный, теплый, пронзительный, скорость ветра подобная скорости воздуха при подъеме самолета». «Подъём самолёта»? Было бы правильнее - «…при взлёте самолёта». А думал он, всё-таки, о вертолёте, когда писал дневник.
В этот же день манси ушли. Перед перевалом, в лесной зоне туристы встали на ночёвку. Вечером Дятлов пишет в дневнике: « … Усталые, измученные, принялись за устройство ночлега. Дров мало. Хилые сырые ели. Костер разводили на бревнах, неохота рыть яму. Ужинаем прямо в палатке. Тепло. Трудно представить подобный уют где-то на хребте, при пронзительном вое ветра, сотне километров от населенных пунктов.»
Дров мало, да и те сырые. Значит костёр был слабый, не согреешься. Постоянно идёт снег, его ветром сдувает с елей. Кушали и согревались, прижавшись друг к другу, в дырявой палатке. О печке ни слова, её решили не топить после вчерашнего пожара. А слова - «тепло» и «трудно себе представить подобный уют …» - это уже сарказм, над которым по возвращению домой все дружно бы посмеялись. На самом деле холодно и неуютно. Чувствуется подавленное настроение - рыть яму в снегу под костёр уже неохота. Поход сорвался, нужно возвращаться.
Утром 1 февраля был сооружён схрон с продуктами. В благодарность их оставили для манси, о чём с ними был уговор. Т.е., если 1 февраля группа улетит на вертолёте, то продукты манси могут забрать себе. В случае, если не получится улететь, они будут возвращаться той же дорогой и заберут их сами.
Не было уверенности, что лётчики в этот раз согласятся забрать всю группу. Об этом перед походом не договаривались. Но девушек нужно было обязательно отправить.
Керны уложили в рюкзаки на освободившиеся от продуктов место. После чего группа в условленное время поднялась на перевал для встречи вертолёта. Переобулись в валенки, Золотарёв в бурках.
Всем было понятно, что посадка в вертолёт при сильном ветре будет сложной и рюкзаки, лыжи, палки будут мешать. Логично было установить палатку недалеко от посадочной площадки, сложить в неё все вещи. И уже на легке, по быстрому заскочить в приземлившийся вертолёт. Через 2-3 дня при хорошей погоде в спокойной обстановке вернуться на вертолёте и забрать палатку и вещи.
Палатку они установили 1 февраля на склоне высоты 1079 перед прибытием вертолёта. Она была установлена в прямой видимости на посадочную площадку и недалеко от неё. Место установки палатки они выбрали исходя из того, что снег там был очень плотный и достаточной толщины. Вбитые (вдавленные) в него лыжные палки в качестве штырей, крепко держались и привязанная к ним за растяжки палатка была устойчивой под сильным ветром.
Палатка на склоне - это своего рода лабаз. Ещё 31 января, когда Дятлов поднимался на перевал в разведку, он уже присматривал место, где можно поставить палатку, чтобы укрыть в ней все вещи. В дневнике он пишет: «... Наст, голые места. Об устройстве лабаза даже думать не приходиться.» Поэтому в поисках более глубокого и плотного наста для установки палатки они ушли на склон высоты 1079.
АВАРИЯ.
Не согласованность между экипажем и туристами во время посадки вертолёта в сложных погодных условиях привела к аварии. Так как был сильный ветер, то все опасались, что экипаж никого ждать не будет. Вертолёт ещё не успел приземлиться, а туристы уже кинулись к нему, стремясь в кротчайшее время осуществить посадку. При сильном ветре пилоты не могли ровно посадить машину, её сдувало и она вновь подпрыгивала. В этот момент прямо под ней оказались Золотарёв, Дубинина и Колмогорова. Остальные были на расстоянии. Когда вертолёт неожиданно резко развернуло, Тибо находился ближе всех к нему и получил удар в голову хвостовой опорой.
Почувствовав аварийную ситуацию, пилоты отказались от посадки. Они снова поднялись и улетели к себе на аэродром. Золотарёв, Дубинина, Тибо получили тяжёлые травмы, они были на грани жизни и смерти. Кстати, именно тогда и Колмогорова могла получить опоясывающую травму.
Все были уверены: вертолёт должен вернуться - лётчики видели, что произошло.
Вот как описывал посадку вертолёта на перевале в сильный ветер журналист Григорьев Г.К. в своём блокноте во время поисковой операции: "Мы смотрели на юг, откуда должен придти вертолет. Ветер над скалой гудел. Вертолетов должно придти два. Они должны привезти солдат на поиски погибших. Вот со стороны гряды скал как-то неожиданно показался вернее вынырнул вертолет. Он сел не сразу. Сделал несколько заходов. Его бросало на скалы, он поднимался выше и проходил над ними. Он заходил против ветра, который дул на скалы. Потом он на газу приземлился, колеса прыгали, ветер вертолет сдувал.ревел мотор и ветер. Из него быстро повыскакивали солдаты, один с трубой для печки, чтобы нарастить ее в палатке. Ветром и потоком воздуха от огромного винта солдата с трубой сбило с ног, труба запрыгала по камням. Затем мы нырнули в прыгающий вертолет, убрав подножку на лету и на лету захлопнули дверь. Второй вертолет делал несколько заходов, но сесть так и не смог."
Раненым был нужен покой и укрыть от ветра. Их занесли в установленную ранее на склоне палатку. После этого Кривонищенко, Дорошенко и Колеватов на лыжах ушли вниз готовить стоянку и разводить костёр. Место они старались выбрать такое, чтобы с него было видно и перевал и палатку.
Через некоторое время Золотарёв, Тибо и Дубинина от полученных травм умирают.
Вертолёт не вернулся. Уже наступил вечер, становилось темно. Времени снимать палатку не оставалось. Да и как снимать то, в ней же … Забрав тёплые вещи и одеяла, Колмогорова, Дятлов и Слободин спустились к костру у кедра и сообщили о смерти Золотарёва, Тибо и Дубининой остальным.
Не нужно забывать, что после аварии со смертельным исходом, они были на грани паники и последующие их действия могут не соответствовать здравому рассудку. Нервы сдают, взаимные обвинения в случившемся, доходит до рукоприкладства.
ОВРАГ.
После аварии у них не получилось быть одной командой. Они разделились. Дятлов и Слободин объединились вокруг Колмогоровой, помогая ей в этой трудной ситуации. Тем более, что при посадке вертолёта, она тоже получила травму. Вновь образовавшиеся группы между собой конфликтовали. Поэтому Дятлов, Колмогорова и Слободин ушли к оврагу, который находился в 50 метрах от кедра, где и организовали свою стоянку. Расчистили от снега в овраге площадку, нарубили жердей, соорудили настил, на котором втроём можно было разместиться. Обнявшись, укрылись одеялами. Так они согревались , спрятавшись от ветра. Эта группа, лучше пережила ночь, в отличии от Кривонищенко, Дорошенко и Колеватова.
Туристы стараются не делать стоянок на перевале, потому что там самый сильный ветер. Либо до перевала, либо за ним. Но именно на самом перевале случилась авария. Группа Дятлова была ограничена в своём перемещении наличием трёх травмированных товарищей, которые были нетранспортабельны. Потребовалось много усилий и времени, чтобы затащить их в установленную на склоне палатку. Вся надежда была на возвращение вертолёта. Всем находиться в палатке было невозможно и трое уходят вниз, в зону леса. Они должны были приготовить стоянку с костром и ужин.
Таким образом, палатка была установлена на склоне высоты не для ночлега. Её установили в качестве временного склада для вещей. А после аварии укрыли в ней травмированных товарищей.
Впоследствии, установленная на склоне палатка, выполняла три функции - маяк, склад и морг.
ЭКИПАЖ.
1 февраля при попытке приземления на перевале экипаж вертолёта почувствовал что-то неладное, но на базе никому не сообщили о возможной аварии. Они доложили, что не смогли забрать Золотарёва из-за сильного ветра. Дождавшись хорошей погоды вертолёт снова был отправлен на перевал.
Уже при подлёте на склоне была замечена палатка. Они видели её и в прошлый раз, когда прилетали за Золотарёвым. Она была установлена на самом видном месте для обнаружения её с высоты — это был знак «SOS» для вертолёта. После посадки на площадку у останцев, они прошли к палатке, внутри которой обнаружили три замёрзших трупа.
Утром, когда стало светло Дятлов, Слободин, Колмогорова выбрались из оврага и прошли к кедру. Подойдя к потухшему костру обнаружили замёрзших Кривонищенко, Дорошенко и Колеватова.
Услышав шум прилетевшего вертолёта они, помогая друг другу, стали подниматься по склону на перевал. Прилетевшие на вертолёте люди их заметили и спустились к ним. Туристы рассказали всё, что произошло и где находятся остальные члены группы.
Экипажу стало понятно ... В прошлый раз, при посадке вертолёт кого-то из туристов сбил, раздавил (Дубинина, Золотарёв), кого-то зацепило лопастью по голове или хвостовой опорой (костыль) ударило при резком повороте вертолёта (черепно-мозговая травма Тибо-Бриньоля). Т.е. авария при посадке вертолёта с человеческими жертвами, не оказанная помощь, смерть туристов от замерзания, не доложено о происшествии командованию. Они поняли, что им светит тюрьма.
Туристы так же сообщили: "Экипаж видел, что произошло и всё равно улетели." Они не догадывались, что перед ними те самые пилоты.
Осознав всю тяжесть своего положения, экипаж вертолёта решил применить меры по естественной смерти от замерзания к оставшимся в живых туристам, спасая тем самым себя от возможного наказания. Крупное ЧП во время работы партийного съезда воспринималось, как политическая диверсия и экипаж знал, какому событию был посвящён поход. В то время таким вещам придавали большое значение.
У кедра была замечена фляжка с остатками спирта, которым туристы пытались разжечь костёр, в неё добавили метиловый спирт и разбавили водой. Именно из этой фляжки обессиленным туристам предлагали выпить, чтобы согреться. Находясь в шоковом состоянии Дятлов и Колмогорова делали всё о чём их просили. Однако Слободин отказался пить спирт и заставить его никак не могли. Его ударили тяжёлым предметом по голове (возможно камнем). В результате чего он потерял сознание.
Вряд ли туристы смогли много выпить разведённого метанола, 1-2 глотка каждый, не более. Но этого могло хватить для потери пространственной ориентации. Чтобы Дятлов и Колмогорова не смогли друг другу помочь, их развели в разные стороны по склону, подальше друг от друга и от Слободина.
В надежде отравление метанолом свалить на самих туристов, фляжку вернули на место, с которого она была взята. После этого, сообщив по рации на базу о том, что на склоне горы обнаружена палатка и трупы замёрзших туристов, они улетели. Время было позднее и в этот день вертолёты на перевал больше не посылали.
Зачем нужно было применять метанол? - Умертвить без применения физической силы. Нужна была стопроцентная уверенность в том, что на следующий день, когда сюда привезут командиров, эти выжившие туристы будут мертвы и никто ни о чём не расскажет. Раздумывать им было некогда.
Откуда взялся метанол? - В то время в антиобледенительных устройствах винта и передних стёкол кабины вертолёта применялась спирто-глицериновая жидкость. Спирт выдыхался, что вело к повышению вязкости смеси, поэтому лётчики вертолётов зимой возили с собой канистру спирта и по мере необходимости подливали его в расходный бак. Применялся этиловый спирт, который иногда лётно-технический персонал использовал не по назначению. В борьбе с пьянством по распоряжению командира части этиловый спирт заменили на метиловый. При этом с подчинённых взяли подписку, что они поставлены в известность, о том, что метанол – это яд.
Признаки отравления метанолом: резкая, внезапная головная боль; нехватка воздуха, боль в груди; слабость, вялость и недомогание; боль в области живота; нарушение зрения – размытие объектов, боязнь света, зрачки расширены.
Из-за малой дозы выпитого спирта явные признаки отравления метанолом на телах погибших не проявились и в последствии при осмотре не были обнаружены.
НЕОФИЦИАЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.
Прибывшие на место трагедии представители Уральского военного округа, военной прокуратуры и командование воинской части, откуда был вертолёт, приняли решение не теряя времени без лишнего шума на месте разбираться в причине гибели туристов. Они не хотели придавать широкой огласке столь значимое происшествие во время работы 21 съезда КПСС.
До даты окончания похода этой группы было ещё около десяти дней. Быстро разыскали манси, сопровождавших туристов до перевала. Они были первыми, на кого пало подозрение. От них узнали, что туристы решили прекратить поход и вернуться на вертолёте. Так же манси сообщили об оставленном для них схроне с продуктами.
Экипаж вертолёта, принимавший участие в эвакуации Золотарёва, тоже был в числе подозреваемых, т.к. они являлись последними, кто видел туристов живыми 1 февраля, к тому же, они имели при себе табельное оружие. Их временно отстранили от полётов.
Рядом с кедром установили армейскую палатку с печкой. На фото тех лет заметно, что под ним мало снега. Её поставили непосредственно над замёрзшими телами Кривонищенко, Дорошенко и Колеватова, лежащих у потухшего костра.
Палатка была с окошками. Для лучшей освещённости внутри палатки, мешавшие свету ветки дерева надрезали и обломили. В неё же заносили тела Золотарёва, Тибо-Бриньоля и Дубининой. Чтобы достать трупы из палатки на склоне, пришлось её вновь разрезать. Транспортировали их в мешках или санях.
В палатке под кедром оттаивали и снимали одежду. Осматривали тело - определяли степень и вид полученных травм, обыскивали, идентифицировали. Ожидали обнаружить ножевые и огнестрельные ранения. После осмотра тела Золотарёва, Дубининой и Тибо пришли к выводу - это была авария вертолёта. Кривонищенко, Дорошенко, Колеватов погибли от переохлаждения - уснули у потухшего костра. Там же лежала фляжка с остатками спирта, говорившая в пользу того, что они его пили. Ожоги у Кривонищенко получены от неостывших углей костра. Колмогоровой, Слободину и Дятлову провели внешний осмотр по месту, стало понятно - замёрзли на склоне, когда возвращались в палатку. У Слободина на голове была обнаружена травма.
Может возникнуть вопрос: "Почему при осмотре срезали одежду только у Кривонищенко и Дорошенко?"
- Их первыми стали осматривать. На тот момент была уверенность, что все тела будут увозиться в городской морг. Колеватова не раздевали, т.к у него на голове была обнаружена рана и причина смерти была понятна. Затем осматривали тела Золотарёва, Дубининой и Тибо-Бриньоля. Одежда на них уже оттаяла. Травмы у них были настолько значимы, что достаточно было только внешнего осмотра не снимая полностью одежды, чтобы всё понять. Сразу же по рации отправили предположение об аварии вертолёта. Из Москвы посоветовали: "Военных не впутывать." Поэтому при дальнейшем осмотре тел старались одежду не резать.
На допросе члены экипажа сообщили, что они ничего не заметили, т.к. при посадке был сильный ветер со снегом.
Чтобы скрыть участие военного вертолёта в этой трагедии и возможный конфликт между туристами, придумали план выхода из создавшегося положения.
ПОДГОТОВКА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ.
Если вывезти тела немедленно и обнародовать результаты следствия, то военным пришлось бы ответить на многие трудные вопросы. Поэтому всю славу по раскрытию этого происшествия решено было отдать официальной поисковой группе и гражданской прокуратуре.
Так как количество участников с пострадавшей стороны было заранее известно и все они оказались мертвы, то следует скрыть следы и запутать обстоятельство гибели туристов. Всё должно было выглядеть, как бытовой несчастный случай. Т.е. туристы не справились с суровыми условиями Северного Урала, выпив лишку спирта. Трупы с явно тяжёлыми травмами не вписывались в логику данной версии. Их решили спрятать глубоко под снегом в овраге. Была надежда на то, что их долго будут искать и травмы, обнаруженные у них по истечении времени внешне будут выглядеть не столь конкретными. Можно будет списать на тяжесть массы снега , которым они оказались завалены. Колеватов оказался в овраге вместе с Дубининой, Золотарёвым и Тибо-Бриньолем, т.к. у него имелись наружные признаки насильственной смерти, которые были приняты, как результат борьбы за жизнь между туристами. Тела Кривонищенко и Дорошенко, с которых при осмотре была срезана верхняя одежда, оставили под кедром. Трупы Дятлова, Слободина и Колмогоровой оставили там, где они были обнаружены.
Снятую при осмотре тел одежду обратно надели, при этом перепутав, что на ком было одето первоначально. Не было надето только то, что было срезано. Когда одежду снимали, в палатке была большая влажность, затем одежду выносили из палатки на мороз, где она задубела. Перед надеванием её пришлось вновь оттаивать на печке или у костра, в результате чего она могла в некоторых местах обгореть.
При осмотре места происшествия была обнаружена в овраге и вторая стоянка. Место этой стоянки было решено использовать для того, чтобы укрыть под снегом тела Золотарёва, Дубининой, Тибо-Бриньоля и Колеватова. Этим был скрыт факт конфликта между туристами, результатом которого была эта стоянка в овраге.
По окончании следственных действий военной прокуратурой палатку под кедром убрали, обрезки одежды, тряпки собрали и отнесли в овраг. Часть из них впоследствии была найдена на настиле - закапывая тела, солдаты отдыхали на нём. Тела, настил и следы были завалены снегом. Собрали одеяла, обувь, лыжи, раскиданные вещи и отнесли в палатку на склоне. Найденную фляжку из под спирта положили в палатку на видное место, нарезали корейку.
На установление причины происшествия и «обустройство» места трагедии понадобилось несколько дней.
Т.о., место происшествия было подготовлено для перевода дела в сферу деятельности гражданской прокуратуры.
ФЛЯЖКА.
Экипаж вертолёта, улетев с перевала, оставил троих выживших туристов в абсолютно беспомощном состоянии. Под давлением фактов, выявленных при первичном расследовании военной прокуратурой, члены экипажа аварийного вертолёта были вынуждены во всём сознаться. В том числе, что они напоили выживших туристов метиловым спиртом. Но к этому времени дело уже закрутилось и готовилась официальная поисковая операция. Да и погода не позволяла немедленно отправить вертолёт на перевал и к тому же могли оставить свежие следы рядом с палаткой. Поэтому Слобцова и Шаравина первыми вывели на палатку Дятлова, чтобы они уничтожили во фляжке остатки спирта. Этим спиртом действительно могли отравиться поисковики. К тому же наличие на месте происшествия метилового спирта - это прямой посыл к пилотам военного вертолёта. Он у них был с собой по службе.
Что уж им там наговорили? (а сотрудники КГБ умели убеждать), но поручение они выполнили.
Из воспоминаний Слобцова и Шаравина следует: 26 февраля 1959 года при осмотре обнаруженной палатки, они нашли фляжку со спиртом, забрали и распили её на стоянке с членами своей группы. Это мародёрство, кто ж этим хвалится?
После того, как они увидели, в каком состоянии была палатка, им стало понятно, что случилась трагедия. В здравом уме их товарищи не могли порезать свою палатку. Слобцов и Шаравин решили прикрыть друзей из группы Дятлова. Стали рассказывать всем, что вот они такие бестолочи, не удержались и выпили найденный спирт. Да, они пили спирт, но только специально взятый с собой на поиски. Стоит признать, что эти поисковики клюнули на подстроенную ложную версию гибели туристов.
Но им могли и посоветовать так поступить, чтобы показать, что погибшие не пили спирт. На самом деле этот совет, т.е. всем рассказывать, что это они выпили найденный в палатке спирт, преследовал другую цель — наглядно доказать, что у погибших был не метиловый спирт, наличие которого сразу бы указало на пилотов вертолёта. С другой стороны, они нашли палатку, по внешнему виду которой было понятно, что она не жилая и вместо того, чтобы сразу вернуться на стоянку и доложить, они стали всё затаптывать и потрошить найденное. Похоже, они знали куда идти. Что они искали или подложили? Но факт - фляжку могли подменить или очистить от остатков спирта.
Они вылили содержимое найденной фляжки сразу, как взяли её в руки, тут же, рядом с палаткой, т.е. уничтожили вещественное доказательство. Впоследствии след на снегу от вылитого спирта был принят за след от мочи, оставленный одним из погибших туристов. Не зря проводник Пашин, который вёл их на перевал, не подошёл с ними к палатке — в свидетелях ему не положено было быть. Вечером того же дня с членами своей поисковой группы, они решили распить спирт, якобы принесённый из обнаруженной на склоне палатки. Кто-то произнёс тост: «За здоровье дятловцев!». На что Пашин возразил, чуть не проболтавшись: «Скорее надо пить «за упокой»…». Слобцов и Шаравин быстро заткнули ему рот, едва не дошло до драки.
Слобцов и Шаравин рассказывали, что когда подошли к палатке дятловцев на ней лежал фонарик. Когда Слобцов его включил - лампочка зажглась. Можно предположить, что фонарик он принёс с собой.
Документы, деньги, фотоаппараты, фонарики (всё скоропортящееся) военные следователи увезли в первую очередь ещё во время неофициального расследования. Дня через два поступает команда: «Вернуть всё на место». Всё было возвращено, кроме одного фонарика.
После того, как с помощью фонарика обыскали палатку, они забрали с собой этот фонарик, куртку, фотоаппарат, блокнот, какие-то бумаги и уже пустую фляжку. Её потом вернут, но уже вымытую. Позднее, когда пили у себя в палатке спирт из подменной фляжки Слобцов сболтнул при свидетелях, что фонарик при включении светился. Потом под протокол пришлось это подтверждать. Промашка вышла.
ВОЕННЫЕ.
После того, как 5 мая нашли в ручье трупы остальных четырёх туристов и 9 мая 1959 года провели судебно-медицинскую экспертизу, к военным лётчикам у следствия должны были возникнуть дополнительные вопросы.
Поисковиков обслуживал вертолёт МИ-4, пилот - ст.лейтенант, командир звена Потяженко В.В.. Его будущая жена в то время работала радисткой в Ивделе на аэродроме, возможно, она и принимала первое сообщение о погибших туристах. Это были бы самые важные свидетели, но по делу они не проходили. Вертолёт был направлен из Арамиля, что под Свердловском. С 1946 года там находилась отдельная смешанная авиационная эскадрилья округа, подчинялась непосредственно командующему округом. С 1957 года в штат части включено авиационное звено (три машины) вертолетов Ми-4.
Золотарёва с кернами должен был забрать вертолёт из этого подразделения.
Т.к. эта воинская часть была причастна к трагедии, МО обязало её принять активное участие в поисковой операции. Была оказана помощь средствами, техникой, людьми. Именно участие военных вертолётов не позволяло общественному мнению даже предположить, что они каким-то образом причастны к гибели туристов.
В 1959 году Уральским военным округом командовал генерал-полковник Лелюшенко Д.Д., депутат Верховного Совета СССР. Во время происшествия с группой Дятлова, он находился в Москве на 21 съезде КПСС. 8 мая 1959 года ему было присвоено воинское звание «генерал армии». 28 мая 1959 года уголовное дело о гибели туристов было прекращено. Ровно через год 26 мая 1960 года генерал армии Лелюшенко Д.Д. был назначен председателем ЦК ДОСААФ. Для боевого генерала — это явное понижение в должности. Так была поставлена последняя точка в деле о гибели туристов группы Дятлова.
В то время в стране всем руководила коммунистическая партия. Отчего пошли на явный подлог в деле гибели группы Дятлова? Что могло её так напугать? Ну, произошла авария с вертолётом, погибли люди - к сожалению случается. Горы, ветер, мороз – всё объяснимо и понятно. Почему решили скрыть эту аварию? После окончания победоносной войны прошло 14 лет. Советская Армия (Красная Армия) и военные на пике славы - они заслуженные герои, их воспевают. Именно Советская Армия являлась опорой партии, сплачивала людей вокруг неё, позволяла удерживать власть. И вдруг среди советских военных оказываются люди (экипаж аварийного вертолёта), способные совершить против беззащитных туристов преступление и скрыть его. Мало того – среди этих преступников были коммунисты. В результате расследования в воинской части вскрылись многочисленные нарушения. К тому же ещё и неоднозначная смерть Колеватова. И ещё одно. Применять метанол в технических целях командир части мог только с разрешения вышестоящего командования. Знать такую правду советскому народу было нельзя.
__________________________________________________________________________________________
НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ:
1. Во время поисков пропавшей группы вертолёты осуществляли посадки у горы Отортен и на перевале около высоты 1079. Там были ровные, продуваемые от снега площадки, они лётчикам давно были известны. Маршрут у туристов был намечен так, чтобы он проходил через уже готовое место, где вертолёт сможет сесть.
2. После того, как палатку обнаружили поисковики, разобрали и увезли, оказались утеряны два больших куска, оторванных от неё. Как раз то место, где палатка прогорела и дыры были заштопаны. Они были "утеряны", чтобы скрыть факт повреждения палатки от пожара.
3. Из интервью пилота вертолёта Потяженко В.В. следует, что был вызван экипаж вертолёта из Литовской ССР, город Каунас.
Лётчиков не хватало, т.к. один экипаж был под следствием. И для минимизации огласки этого происшествия пригласили лётчиков из далёкой от Урала Литвы.
Возможно, вызванный из Каунаса экипаж, вернулся к себе в часть уже на вертолёте, на котором была совершена авария. Его угнали в Прибалтику, чтобы бортовой номер этой машины больше никогда не засветился в уральском регионе.
4. Из интервью пилота вертолёта Потяженко В.В., обслуживающего поисковиков следует, что в первый его вылет на перевал во время поисковой операции в вертолёте были две поисковые собаки в сопровождении кинологов. Он отметил странное поведение собак. По прилёту на перевал они не хотели выходить из машины, рычали. Когда кинологи вытащили их из вертолёта, они жались к ногам, поджали хвасты и уши.
Это говорит о том, что эти собаки раньше уже здесь были. Не всякая собака с лёгкостью переносит запах трупа и, возможно, метки, оставленные волками. И вот, их снова кинологи привезли на это место, к этим запахам. Т.е. кинологи с этими собаками ранее уже были на этом перевале в период неофициального расследования.
5. Из воспоминаний Неволина Е.С. - радиста Северной геологической экспедиции (рук. Сульман А.М.), принимавшего участие в поисках группы Дятлова следует, что 13 мая поиски закончились, прилетели вертолёты, всё погрузили. Вертолётчики захотели оленины, долетели до юрты Санбиндалова, поменяли спирт на оленину. Спирт измеряли ведром.
Этим примером Неволин намекает на обыденность обмена на спирт в то время. Он ещё раз всех пытался убедить, что вертолётчики брали с собой на борт только этиловый спирт, иначе они потравили бы всех манси. Точно так же Слобцов с Шаравиным убеждали всех, что во фляжке, найденной ими в палатке, был чистый этиловый спирт - "мы сами его пили".
Если Слобцов и Шаравин в действительности выполняли поручение госорганов, то ни в коем случае их нельзя обвинять. Они никого не обманули, они поступили, как законопослушные граждане своей страны.
6. Сульман Абрам Маркович (18.09.1904 г.р ) начальник Серовской и Северной геологоразведочных экспедиций Уральского геологического управления. Родился в пос. Альбрехтово Россонского района Витебской области (Белоруссия).
Гордо Лев Семёнович (1912г.р.) В 1959 году занимал должность председателя спортивного клуба УПИ. Родился в городе Берёза Брестской области (Белоруссия). В ВОВ участвовал в освобождении Белоруссии.
Золотарёв Семён Алексеевич (02.02.1921г.р.) инструктор турбазы. В ВОВ воевал в Белоруссии – Минск, Бобруйск, Гродно. Учился после войны с 1946-1950 в Минском институте физической культуры.
Всех их познакомила и объединила «Белоруссия» - кто-то родился там, кто-то воевал там в ВОВ.
7. «Перевал Дятлова» - это место, где до происшествия лётчики обменивали у манси оленину и меха за спирт, продукты и патроны.
8. Возможно, кернохранилище выполняло роль промежуточного склада, из которого, после доставки на перевал, уже вертолётом груз вывозили на «большую землю». Т.е. в кернохранилище могли хранится не только керны и трубы, там могло быть то, что при транспортировке не желательно было показывать посторонним людям (например: драгметаллы в том числе). Да и разрешение на проезд по территории зоны в этом случае уже не требовалось.
9. Наколки у Золотарёва. Возможно в прошлом году (1958) по пути в кернохранилеще, Золотарёв с группой геологов уже останавливался в этом посёлке и с тех пор был в дружеских отношениях с некоторыми рабочими. Поэтому в этот раз Золотарёва и сопровождающих его ребят приняли тепло, как своих. Со студентами пели песни и обменивались текстами, благо был выходной день в честь съезда. В другой комнате Золотарёв с рабочими играл в карты. Он угощал их привезённым с собой спиртом. Наличных денег у рабочих не было, в магазине покупали под запись. Проигравшему в карты писали химическим карандашом на коже первую букву имени выигравшего у него игрока (типа - наколка). Проигравшему Золотарёву оставили память о встрече в виде таких надписей. Домой вернётся - в бане смоет. Ради хорошего отношения между рабочими и группой, сопровождавших его туристов, Золотарёв не противился.
Известно (из интервью А.Виноградов), что у Огнева была страсть - игра на деньги в карты (преферанс и двадцать одно). Так или иначе - это рабочие могли в шутливой форме за проигрыш в карты расписали ему руки.
10. Ортюков Г.С. - начальник учебной части военной кафедры УПИ, преподавал тактику. В поисковой операции - это был человек маршала Жукова Г.К., который к тому времени уже был уволен из рядов Вооружённых сил (27 февраля 1958 года). Под руководством Ортюкова 5 мая поисковики нашли тела остальных четверых туристов. Он очень спешил. Он надеялся на то, что заключение о осмотре найденных в ручье тел будет составлено до 8 мая и, что в нём будут отражены соответствующие выводы об аварии вертолёта. Не получилось.
11. После того, как экипаж сознался, что они напоили туристов метанолом, следствием было решено не упоминать в деле то, что погибшие туристы пили спирт. Результаты гистологии были утеряны.
12. В настоящее время судмедэксперт Э.Туманов в одном из интервью (в вагоне поезда) допустил, что травмы у Дубининой были такие, словно её переехал колесом вертолёт.
13. Друзья свели в одну команду Колмогорову и Дорошенко в надежде, что у них возобновятся отношения. «Благими намерениями вымощена дорога …». Их личностные отношения в походе стали триггером цепочки событий, приведших к трагическому финалу группы. Начиная с ненужного подарка в виде варежек, которые Зина, совсем не оберегая, бросила сушиться на печку и забыла их там, заканчивая враждебным отношением Дорошенко к Дятлову и Слободину за то, что они уговорили его и Зину идти в этот поход.
14. Дятлов, Слободин и Колмогорова возвращались не к палатке, они поднимались по склону на перевал, к только что прилетевшему вертолёту.
15. Полностью можно согласиться с высказыванием прокурора Иванова Л.Н., он в то время занимался расследованием этого дела: «Когда с НЛО, т.е. неопознанными летающими объектами, связывают обязательно инопланетян, я с этим не согласен. НЛО надо расшифровывать как «неопознанные летающие объекты» и только так.» И действительно, не проходящий по делу вертолёт - это и есть НЛО.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Ростовская группа (гипотеза).
Группа туристов под руководством И.Фоменко - студенты пединститута из Ростова-на-Дону, в январе-феврале 1959 года собрались идти по Северному Уралу в лыжный поход 3 категории сложности (самой высокой). Без проработки маршрута и хорошей карты. Именно в московских кабинетах, куда Фоменко поехал выбивать рюкзаки перед походом на Северный Урал, видя пронырливость этого студента, его «замкнули» на Золотарёва. Ему пообещали, что в Свердловске есть инструктор-проводник, он их проведёт по маршруту и всё покажет.
Вряд ли Золотарёв хотел посвящать студентов УПИ в свои дела с геологами. У него была договорённость с Фоменко и его группой из Ростова. Золотарёв должен был идти с этой группой в качестве инструктора-проводника. Поэтому и карты этим туристам были не нужны, вся надежда была на Золотарёва.
Чтобы Золотарёву не пришлось возвращаться из 2-го Северного с ценным грузом в одиночку и не попасться посторонним людям на глаза, его должны были забрать вертолётом с перевала. У него было ограничение по времени. 1 февраля, воскресенье - это был последний день, когда вертолёт его мог забрать, т.к. 5 февраля заканчивался съезд и из Москвы у военных лётчиков возвращалось начальство.
Почти целый месяц перед этим походом Золотарёв жил в квартире Согриных в Свердловске. У них была телефонная точка - в ходе подготовки к походу Золотарёва обеспечили оперативной связью. Образно говоря, он был на низком старте. Он должен быть готовым и полностью свободен, чтобы в период с 27 января по 5 февраля успеть воспользоваться вертолётом, который бы забрал его с перевала. Золотарёв ждал приезда в Свердловск к назначенному дню группу Фоменко из Ростова, с которой он собирался идти в поход. Группа Дятлова была запасным вариантом. С.Согрин и его отец должны были быть в курсе планов Золотарёва, т.к. ему они предоставили свою жилплощадь для временного проживания в ожидании ростовчан.
Ростовские туристы опаздывали к заранее намеченному дню приезда в Свердловск. О чём Фоменко по телефону предупредил Золотарёва. Золотарёв спешно договаривается с Дятловым идти с его группой. Дятлов согласился взять в поход не известного ему и членам его команды человека. Многодневный сложный поход зимой по горам и лесам, с ночёвками в одной палатке. Золотарёв тоже должен был дежурить, т.е. охранять покой пока все спят. Доверить свою жизнь чужому, не проверенному человеку, пускай даже и туристу походнику? За Золотарёва должны были поручиться люди, которым Дятлов безмерно доверял. Такие, как Л.Гордо и С.Согрин.
Приехав в Свердловск, ростовская группа поспешила вслед за группой Дятлова, с которой 23 января ушёл Золотарёв. Примерно 26 января ростовская группа уезжает из Свердловска до Вижая. Но далеко ростовчане уйти не смогли, т.к. у них не было ни точных карт, ни точного маршрута группы Дятлова. Они только дошли до юрты Бахтияровых. Затем вернулись в Свердловск и там стали ждать возвращения Золотарёва из похода. А то, что Фоменко рассказывал в интервью М.Пискарёвой, как они зимой в неизвестной местности без карт, без проводника, по одному лишь наитию прошли через горы и ушли в Пермскую область - это не серьёзно. Да и подтвердить его рассказ о походе уже было некому.
В первых числах февраля органам КГБ стало известно о гибели группы Дятлова. В районе перевала военными были установлены палатки, туда никого не допускали. Была изучена информация о маршрутах всех туристических групп, которые в это время должны проходить в этом районе. Не был известен только маршрут ростовской группы. Через турклуб УПИ всё-таки выяснили их маршрут. От манси становится известно, что эта группа сошла с намеченного маршрута и, что они собирались вернуться в Свердловск. На ростовскую группу падает подозрение в убийстве членов группы Дятлова. Сотрудники КГБ узнают адрес в Свердловске, где останавливались ростовчане. У Зины Селезнёвой - участницы этой группы, были родственники в Свердловске. Там их и нашли. В результате допроса они показали, что с группой Дятлова не встречались, руководитель приболел, решили вернуться в Свердловск. Сотрудники КГБ были вынуждены сообщить им, что девять человек группы Дятлова погибли. Т.о. ростовчане узнали о трагедии ещё до начала официальной поисковой операции. После выяснения их непричастности к гибели дятловцев, с них была взята самая строгая подписка о неразглашении. Для них была выстроена легенда прикрытия, т.е., что они якобы успешно прошли весь маршрут со всеми отметками в маршрутном листе. Из Свердловска поездом их отправили через Москву в Ростов-на-Дону. Всю дорогу их сопровождал сотрудник КГБ. Вернулись в Ростов-на-Дону почти через 1,5 месяца как ушли в поход. Впоследствии Фоменко из принципа отказывается официально оформить звание «Мастер спорта СССР». Это показывает, что заявленный маршрут его группа не проходила.
Майя Пискарёва в интервью спрашивает у И.Фоменко: «У Вас лично есть какие-то мысли по поводу гибели группы Игоря Дятлова?» Он отвечает: «Я никогда не считал и не считаю, что нам повезло. Просто так карты легли. Могли лечь и по-другому. Тогда бы Дятлова искали, чтобы обо мне узнать хоть что-нибудь.»
Здесь И.Фоменко чуть не проговорился, ведь это он и его группа должны были идти вместе с Золотарёвым.
Туристы Золотарёву нужны были только для того, чтобы под их прикрытием добраться до кернохранилища, а затем дойти до перевала, где его должен был забрать вертолёт.
Сульман, Гордо, Золотарёв, Фоменко - имели к туризму, прежде всего, материальный интерес, в отличии от романтиков турпоходов Дятлова и его друзей по турклубу УПИ.
_____________________________________________________________________________________
Рассказ И.Фоменко для Майи Пискарёвой о зимнем походе 1959 года. - https://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/fomenko.shtml
Статья Аники Апрельской - https://dzen.ru/a/ZE48s7_h1yYEhcVq
________________________________________________________________________________________
Немного о Юдине.
МВД СССР осуществляло работу по борьбе с хищениями драгоценных металлов на предприятиях золотодобывающей промышленности. На Спецуправление МВД СССР был возложен контроль за геологоразведочными работами. Территория, где находился посёлок 2 Северный была под контролем спецслужб МВД. Ими было отмечено непонятное движение геологов вокруг этого нежилого посёлка. Был проведён обыск кернохранилища, ничего обнаружено не было.
Уже на вокзале в Серове с группой Дятлова начинает плотно работать милиция - не впустили в помещение вокзала, задерживают Кривонищенко, в поезде от Серова до Ивделя снова вмешательство милиции (какой-то молодой пассажир требовал с них поллитру). Прощупывали Золотарёва - странную «тёмную лошадку». Золотарёв это понял и решил не возвращаться из 2 Северного сопровождающим конной повозки, а вместо себя отправил Юдина. Золотарёва они ждали на обратном пути из 2 Северного, чтобы задержать его с поличным. Но вместо него вернулся вдруг заболевший Юдин. Золотарёв же с грузом ушёл на перевал. Ещё в посёлке 41 Квартал Золотарёв сообщил рабочим, что геологам нужны трубы, он идёт до 2 Северного, загрузит трубы и с возчиком вернётся обратно.
Геологи не решились бы в одиночку доставить груз из посёлка в город. Им нужна была надёжная крыша и помощь. Они через третьих лиц предложили Кириленко А.П. ( первый секретарь Свердловского обкома КПСС) подарок. И уже он попросил Лелюшенко, оказать помощь геологам. Чтобы никоим образом даже тень не пала ни на Кириленко, ни на Лелюшенко, доставку груза решено было осуществить, когда они будут отсутствовать в Свердловске - в период работы 21 съезда КПСС.
Впоследствии Кириленко и его окружение опасались, что Юдин многое знает о мисси Золотарёва и может проболтаться. Им не было известно видел ли он то, что забрал Золотарёв из кернохранилища. Юдина пригласили на аудиенцию к самому Кириленко. Толком ни о чём с ним не говорили, но этим приглашением ему дали понять: «Вот каких людей ты можешь подставить … Даже не думай!» После чего Юдин попытался оправдаться перед следователем Ивановым, что если бы он продолжил поход вместе со всеми, то этого бы не случилось. На что тот ему сказал: «Однозначно, ты был бы десятым». Юдин всё хорошо понял и старался лишнее не болтать.
И ведь действительно, если бы Юдин из 2 Северного пошёл с группой дальше по маршруту, то сопровождающим повозки с трубами до 41 Квартала был бы Золотарёв и военные не стали бы посылать вертолёт на перевал. Здесь нужно отметить, что Юдин не сказал следователю Иванову: «Если бы я не заболел, то этого бы не случилось.» Это ставит под сомнение его заболевание в этом походе.
Где он жил и работал после учёбы в УПИ? Город на севере Пермской области, окружённый зонами - Соликамск. Это была ссылка. Может сам спрятался от всех, а может и сослали подальше от любопытных.
Многие фигуранты этой истории постарались в ближайшие годы покинуть место работы и проживания, где им пришлось соприкоснуться с этой трагедией: Кириленко, Лелюшенко, следователь Иванов, вертолётчик Потяженко, Фоменко, родители Кривонищенко, некоторые бывшие студенты УПИ, …
Если бы эта операция по доставке груза прошла тихо и незаметно, то протекция от Кириленко А.П. организаторам и участникам похода была бы обеспечена.
Одна из многочисленных тайн вокруг событий на перевале Дятлова связана с гибeлью пилота 123 авиаотряда Уральского ТУ ГВФ Геннадия Патрушева.
В то время любая инициатива в обход государства не поддерживалась и наказывалась. Если бы узнали, его бы отстранили от полётов и уволили с этой работы. И это, как минимум. Поэтому трудно поверить в самостоятельное расследование Г.Патрушева. Но если поиски, проводимые Патрушевым принять за реальность, то его инициатива должна была кем-то поддержана. Например, его могли попросить о помощи люди из МВД, т.к. территория над которой он летал по работе была им подведомственна. Ему даже могли оплачивать эту помощь, как внештатному агенту.
В МВД стало известно, что военный вертолёт в окрестностях горы Отортен потерпел аварию, но военные это нигде не признавали. Неофициально с помощью лётчика Патрушева люди из МВД могли попытаться найти место аварии, а может и сам аварийный вертолёт.
Это было время, когда проходила реорганизация НКВД в МВД, МГБ, КГБ и затем дальнейшее становление новых структур. Силовики между собой конкурировали по многим аспектам и самое главное - за выделяемый для них бюджет. И в этой борьбе могли и шпионить и подставить друг друга. Как результат, в 1960 году МВД СССР было ликвидировано.
__________________________________________________________________________________________
Есть версии участия в гибели группы Дятлова спецслужбы МВД.
- Отряд спецназа МВД, у которого был приказ задержать Золотарёва мог догнать группу у перевала. При попытке задержания Золотарёв погиб, а члены группы, как свидетели, были ликвидированы.
- В том районе летали и вертолёты гражданской авиации. Узнав об аварии военного вертолёта, спецназ МВД в погоне за Золотарёвым на гражданском вертолёте могли первыми прибыть на перевал.
Я думаю - это очень жёсткие (жестокие) версии абсолютно не реальны.
_______________________________________________________________________________________
Во время ВОВ немецкая дивизия Эдельвейс, состоящая из подготовленных альпинистов, показала высокую эффективность в горах Кавказа.
= 1-я горнопехотная дивизия (нем. 1. Gebirgs-Division) — тактическое соединение вооружённых сил нацистской Германии (вермахта). Дивизия являлась элитным ударным соединением вермахта. Горные пехотинцы были обучены передвижению в горах на лыжах, скалолазанию, длительным маршам и выживанию в суровых условиях. =
После окончания войны в СССР стал активно развиваться туризм и в частности альпинизм. Стране нужны были спецподразделения для службы на границе в горных районах - Хибины, Кавказ, Памир, Тянь-Шань, Алтай. Турклубы при ВУЗах стали кузницей специалистов для таких подразделений. Пограничные войска структурно входили в КГБ СССР и являлись составной частью ВС СССР. Возможно Золотарёв был в штате КГБ и выполнял разовые поручения на Кавказе, Алтае и последнее на Урале с группой турклуба УПИ.
Во время выполнения последнего задания произошла нештатная ситуация - авария вертолёта на перевале в горах Урала. Золотарёв и два туриста погибли. Остальные члены группы (6 человек) умерли от замерзания, дожидаясь помощи. Все обстоятельства этого происшествия военными следователями были раскрыты в течении недели после случившегося.
Чтобы скрыть от общественности участие в этой трагедии представителей ВС и КГБ придумали версию «стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии». Это было не так уж и далеко от истины для тех шестерых, погибших от замерзания. Под это заключение предварительно была произведена некоторая инсценировка места происшествия. Затем дело передали гражданской прокуратуре, которая под руководством прокурора Иванова его благополучно закрыла. Иванов привлёк в помощники членов турклуба, которые так или иначе были в курсе о цели Золотарёва в этом походе - Масленников, Аксельрод, Согрин, Биенко. А для тех, кто не хотел верить официальному заключению, в СМИ стали активно множиться версии про шпионов, НЛО, йети, шары, лавины, ракеты и манси.