К началу третьей декады марта 2024 года одна из главных новостей по проекту МС-21, освещавшихся в российских СМИ, касалась тестирования обновленного программного обеспечения системы FADEC двигателя ПД-14.
Сообщается, что с этой целью 12 и 14 марта 2024 года выполнялись испытательные полеты опытного МС-21 с бортовым номером 73051 в различных режимах.
Неназванный "собеседник" сайта Авиация России, имеющий со слов издания прямое отношение к испытаниям, сообщил, что "Тесты прошли в целом положительно".
Этот собеседник не уточнил, насколько велико это "целое", и что в него не вошло.
Что такое FADEC
Буквальная расшифровка аббревиатуры FADEC - "full authority digital engine control system", что в переводе на русский язык означает Электронно-цифровая система управления двигателем (ЭСУД) с полной ответственностью.
Это своеобразный аналог системы электронного управления двигателем современного автомобиля, назначение которого - автоматизированное управление всеми режимами двигателя с целью достижения его наивысшей эффективности, то есть получения максимума отдачи при минимально возможном расходе топлива.
Как сообщила пресс-служба ПАО "Яковлев", полеты проходили на высотах до 3000 метров (14 марта), и от 9750 до 12200 метров - 12-го.
Уточняется, что проводилось "определение высотно-скоростных характеристик двигателя ПД-14 после обновления программного обеспечения системы управления двигателем"
Слухи о перетяжелении
Результаты проведенных испытаний (точнее, сообщение об испытаниях) некоторые наблюдатели поспешили объявить фактом, полностью опровергающим упорно циркулирующие в российском сегменте сети слухи о перетяжелении планера импортозамещенного самолета МС-21.
В солидных российских изданиях, например в Коммерсанте, появилась информация о том, что планер МС-21 потяжелел на 6 тонн, в результате чего характеристики самолета стали, прямо скажем, никуда не годными.
В статье "Российские самолеты тяжелы на подъем" Коммерсант пишет:
"...флагман МС-21 стал тяжелее почти на 6 т, из-за чего дальность и высота его полета существенно сократились..."
Вторит маститому российскому изданию и газета Труд, тоже не являющаяся каким-нибудь захолустным желтым листком:
"...в нынешнем виде МС-21 по характеристикам сильно уступает тем, которые нам публично обещали: дальность полетов сокращена с 5 тысяч до 3,5 тысячи км, вместимость снизилась с 211 кресел до 135..."
Сам же Ростех ограничился аккуратными намеками на проблемы с весом планера. Так, иркутское издание Иркутск онлайн сообщает:
"...В Ростехе ... добавили, что пока не сформирован даже финальный облик МС-21, он появится во второй половине 2024 года. «В процессе замещения иностранных компонентов на отечественные меняются весовые характеристики МС-21», — отметили в госкорпорации..."
Настоящих опровержений же этой информации пока замечено не было, если не считать потоков пафосных ругательств по адресу неких "либералов" вроде этого опуса, в котором основную "аргументацию" по сути можно свести лишь к сакраментальному "А ты кто такой?!"
И вот, если в ходе испытаний системы FADEC двигателя ПД-14 самолет поднимался до высоты 12200 метров, то это по мнению некоторых наблюдателей и "экспертов" означает, что слухи о перетяжелении планера МС-21 не более чем слухи.
Но давайте обратим внимание вот на что.
Самолет с бортовым номером 73051
Вот "карточка борта"
В этой "карточке" мы видим, что самолет находится в эксплуатации с 28 мая 2017 (семнадцатого) года, то есть к настоящему моменту летает в качестве опытного экземпляра уже 6 лет и 9 месяцев.
Что это означает?
Это означает, что испытания проводились на "изначальном", не импортозамещенном самолете, во всяком случае на исходном планере.
То есть на нем и крылья из "импортного" углепластика, и всё остальное оборудование в большинстве своем тоже первоначальное.
Да и было бы странным, если бы испытания двигателя производились бы на самолете, нашпигованном и без того массой другого "сырого", не проверенного оборудования.
Другими словами, проведенное испытание никак не опровергает распространившиеся упорные слухи о перетяжелении планера импортозамещенного МС-21.
Будущее покажет, насколько под этими слухами имеется или нет какая-либо почва.
Мы же будем следить за развитием событий.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе.
Здесь читайте про китайскую космическую программу и планы освоения Луны.
Берегите себя и своих близких.
До встречи!