В 1918 году джаз ещё находился в начале своего пути к мировому успеху, но быстро развивался в Новом Орлеане — южном портовом городе в штате Луизиана, в котором компактно жили потомки французов, афроамериканцы, евреи, креолы. Джаз был звучанием молодого поколения, готового к вечеринкам — и социальным переменам.
Летом 1918 года в Новом Орлеане начал орудовать таинственный маньяк, который выбивал двери домов топором, зарубал хозяев и исчезал, оставляя на месте преступления оружие. Газеты сообщали об убийствах во всех мрачных подробностях.
Первым приписываемым маньяку убийством стала ужасная смерть Джозефа и Кэтрин Маджио, погибших 22 мая 1918 года. Супруги были найдены в собственном доме с перерезанными горлами и пробитыми головами.
Пресловутый убийца с топором, которого прозвали Дровосеком, чаще всего нападал на итальянских иммигрантов. Его жертвами нередко становились семейные пары, что было довольно рискованно, ведь нападение сразу на двоих усложняло задачу и увеличивало шансы оставить нежелательных свидетелей.
Таинственный убийца терроризировал Новый Орлеан до 27 октября 1919 года, когда он совершил последнее зафиксированное нападение.
Но до этого он успел заставить весь город слушать джаз.
16 марта 1919 года новоорлеанская газета опубликовала письмо, якобы написанное рукой убийцы, который назвал себя «демоном из самого пекла ада». Читателей автор письма приветствовал вежливой, но двусмысленной фразой «Уважаемый смертный»:
«Вечером следующего вторника я собираюсь проследовать через Новый Орлеан. По своей бесконечной милости я сделаю вам, люди, небольшое предложение. Вот оно: я очень люблю джазовую музыку и клянусь всеми чертями преисподней, что будет пощажен каждый человек, в доме которого в то время, о котором я только что упомянул, полным ходом будет играть джаз-бэнд. Если у каждого найдётся джаз-бэнд, что ж, тем лучше для вас, ребята. Одно можно сказать наверняка: некоторые из ваших людей, которые не будут слушать джаз во вторник вечером (если таковые будут), получат топор».
В тот вторник музыкальный город был оживленнее, чем обычно. У тех, кто имел дома патефон, всю ночь громко играл джаз. Тот, у кого было пианино, стучал по клавишам. Клубы были переполнены, музыканты старались вовсю. Возможно, это был величайший вечер джаза в истории. А главное, в ту ночь действительно никто не погиб.
Позже в том же году Дровосек совершил ещё четыре нападения, одна жертва скончалась от ран. И после этого исчез. Из-за отсутствия отпечатков пальцев, подозреваемых или описаний убийцы дело так и не было раскрыто.
Историкам тоже не удалось выяснить личность Дровосека, но в одном они сходятся во мнении: убийца, вероятно, не писал письмо.
Историк Мириам Дэвис предполагает, что письмо в газету написал некто Джон Джозеф Давила — музыкант и композитор. Сразу после обнародования письма он опубликовал ноты под названием «Джаз таинственного топора (Не пугай меня, папа)» — и прилично на них заработал.
На обложке нот Давилы была карикатура, на которой семья в страхе играет джаз, чтобы спасти свои жизни. Это заставило исследователей заподозрить, что «письмо Дровосека» было всего лишь грамотно рассчитанным рекламным ходом.
- Кем же был Дровосек из Нового Орлеана? Из-за того, что его жертвами чаще всего были итальянские бакалейщики, возникло предположение о вмешательстве итальянской мафиозной организации «Чёрная рука». Возможно, жертвы задолжали мафии.
- Кроме того, Дровосек был довольно небрежным и непоследовательным для серийного убийцы, поэтому есть вероятность, что убийц было несколько. И каждый пытался выдать себя за Дровосека.
«Джазовый» эпизод истории загадочного маньяка послужил основой для нескольких литературных произведений, фильмов и подкастов. Немецкие металлисты Eisregen рассказали историю Дровосека в песне «Axtmann». А австралийская рок-группа Beasts of Bourbon назвала альбом 1984 года «Джаз Дровосека».
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!