В купе поезда было тихо: Антошка спал, а попутчики вышли еще на предыдущей станции. До Челябинска ехать еще часов пять. Ольга сидела на нижней полке, смотрела в темное, покрытое инеем окно, за которым мелькали темные тени. Примерно с такой же скоростью в голове у нее проносились события последних недель…
То, что у Влада на стороне отношения, она догадывалась давно, но как-то отмахивалась, гнала прочь эти мысли, ругая себя за излишнюю женскую подозрительность. Муж много работал - приходилось оплачивать съемную квартиру в Москве, которая по их региональным меркам стоила огромных денег. Влад был (тогда она в это верила) хорошим отцом, Антошка тянулся к нему. Да и к ней муж относился нормально. Нормально. Но это не значит с любовью.
Завеса мнимого благополучия растаяла в один обычный зимний вечер. Влад пришел с работы рано, да еще и с бутылкой вина. По его хмурому виду Ольга поняла, что вряд ли он собрался праздновать какое-то приятное событие. Он молча переоделся, прикрыл плотнее дверь в Антошкину комнату, где сын делал уроки, достал два бокала, откупорил бутылку и нервно заполнил бокалы. «Оля, мне нужно тебе кое-что сказать… Я...Мне... – Влад залпом осушил свой бокал. Нам нужно развестись.» А дальше все как в какой-то мелодраме, героиней которого ей выпало быть в реальной жизни. Влад говорил уверенно и даже как-то обыденно: видимо, несколько раз проговаривал этот текст про себя. Говорил, что с ним случилась любовь, что он не хотел, но «так получилось», что не хочет и не может больше сохранять семью, так как «у нас с Анечкой будет ребенок» и, скорее всего, «тебе придется вернуться к родителям в Копейск, ведь еще одну квартиру я снимать не смогу…»
…Ольга приняла все безропотно и без скандала. Оставаться в Москве она боялась: все 8 лет после рождения сына Ольга не работала, жила Антошкой, сбережений у нее не было, а Влад ясно дал понять, что платить сумму больше, чем официальные алименты, он не сможет. Ольга занялась предстоящим переездом к родителям в Челябинскую область: перебрала вещи, раздавая ненужные, открепилась от поликлиники, забрала документы из Антошкиной школы – и вот там, на пороге школы, Ольга впервые разрыдалась. Она вспомнила, как стремились они попасть в этот математический лицей, как готовились с Антошкой, как он быстро стал звездочкой во всей параллели первоклассников, щелкая задачи, которые и она, дочь ученого, не могла с лету решить. Да, говорят же, что талант передается через поколение. Видимо, в Антоне были дедовы гены – отец Ольги когда-то был уважаемым научным сотрудником челябинского НИИ, блестящим математиком, физиком и химиком, но сейчас вел жизнь простого пенсионера, коротавшего вечера за шахматами и кроссвордами. Мама еще работала – в краеведческом музее Копейска она проводила экскурсии. Теперь Ольге предстоял нелегкий разговор с родителями, да и вообще, новая жизнь: поиск работы, себя….
Первая же неделя у родителей заставила Ольгу вспомнить, что значит настоящая семья. Мама окружила Ольгу заботой, а отец с радостью занялся Антошкой. Дед и внук быстро нашли общий язык, и Ольга часто с улыбкой наблюдала, как они играют в шахматы, как дед театрально размахивает руками, делая вид, что очень сердится своему проигрышу, а Антошка хохочет и заново расставляет фигуры. Боль предательства Ольгу не отпускала, но хотя бы за Антона она была спокойна. Ребенок переживал переезд более-менее хорошо: видимо, впечатления от нового города, эмоции от общения с бабушкой и дедушкой, которых он почти не помнил и которые стремились наверстать упущенное общение с мальчиком, волнение перед новой школой - все это захватывало его и переключало мысли.
В новую школу в Копейске Антон пришел 1 февраля - она была , как говорят до сих пор, "по прописке". Старое, маленькое, некрасивое здание после московского лицея вызвало у мальчика недоумение. Он нервничал, но старался держаться бодро. Завуч завела его во 2Г класс, быстро представила: "Это Антон Воробьев. Он будет учиться с вами." И удалилась...
После уроков Ольга с тревогой высматривала сына возле школы. Дети выбегали из школы, тут же начинали кидаться снежками, толкаться и кататься на портфелях с небольшой горки прямо в школьном дворе. Антон вышел спокойный. "Мама, привет!" - тон у него был обычный, и Ольга выдохнула - значит, все прошло хорошо. По дороге домой Антон рассказывал, как прошел первый день в школе, как ему понравились уроки технологии, небольшой уютный класс с цветами на подоконнике, доска с мелом "как раньше" ( в лицее были интерактивные доски, меловые они видели только в старых фильмах), но не понравилась еда в столовой, ужасные, допотопные туалеты без дверей и страшно кричащая женщина на охране. Вечером за ужином Антон снова повторил весь рассказ бабушке и дедушке. Те с интересом слушали внука. Бабушка заварила облепиховый чай и поставила на стол яблочный пирог.
-Мама, а почему ты шлюха? - неожиданно спросил Антон. Ольга едва не выронила чашку, дед изменился в лице, а бабушка тяжело опустилась на стул и часто заморгала.
-Чтооо?
-Ну что это такое - "шлюха"? Сегодня один мальчик подошел ко мне знакомиться и сказал, что знает тебя, что ты шлюха. Это типа швея, да?
За столом повисла тишина. Наконец, дед откашлялся и сказал:
-Антон, слушай, это был нехороший мальчик. Он хотел тебя обидеть, поэтому сказал это слово. На самом деле, он и сам вряд ли знает его значение, просто оно обидное и очень-очень плохое.
-А что оно означает? - Антон, не обращая внимания на замешательство взрослых, болтал ногами и уплетал пирог.
-Так, все, пора готовиться ко сну! - взяла инициативу в свои руки бабушка. - Дед, иди мой ванну-Антошка будет купаться, а ты, Антоша, помоги мне убрать со стола и расскажи лучше мне, не холодно ли у вас в классе...
После первой школьной недели Антон был по-прежнему спокоен и даже весел. Ольга заметила, что она совершенно не видит, когда сын делает уроки. "Мам, да какие уроки? Нам задают 3 примера, которые я на перемене делаю за минуту, да упражнение из двух предложений.... А однажды она услышала, как Антошка выругался матом. Не то, чтобы она падала в обморок от матерных слов, но услышать из уст интеллигентного сына грязное ругательство было крайне неприятно. Дальше, как снежный ком: Антон все больше зависал в телефоне, стал беспокойным, взрывным, совершенно перестал читать, ни шахматы, ни математика его больше не интересовали, уроки делал с боем...Когда Ольга побыла на первом собрании в конце четверти, она стала понимать корень их новых проблем.... Учительница - суетливая, нервозная женщина предпенсионного возраста, явно не горела своей работой. "Родители, вы должны поговорить со своими детьми - они совершенно попутали берега!" - Ольге показалось, что она ослышалась: "Попутали... берега???" Представить, что такое произносит их предыдущий классный руководитель было невозможно. Внутреннее напряжение росло. "Да, да, дорогие мои, - продолжала учительница, - Коробейников вчера поджег тетрадь прямо на столе, Леонов прыгал в грязных ботинках по всем партам, Буров принес нож в школу, Рощина оттаскала Иванцову за волосы - едва скальп не сняла, Дробузь матом послал учителя музыки, а Тарануха и Воронкин избили первоклассника - это события только одного школьного дня! Родители! Ваши дети во 2м классе, а по большинству из них уже плачет колония! У нас 6 двоечников в классе, 24 троечника, ни одного отличника из 35 учеников! На уроках творится ад! Даже те дети, которые может и хотели бы учиться, - учительница посмотрела прямо на Ольгу, - просто не могут этого делать: им не только не дают, но и высмеивают, обзывают и даже бьют!" Ольга побледнела. Сын действительно приходил несколько раз с синяками, в порванной одежде, но всегда уверенно говорил, что все это случилось на школьной дворовой горке. Учительница еще долго громко говорила, призывая родителей "выпороть детей, как сидоровых коз", трясла чьими-то грязными тетрадями с нечитаемыми буквами, говорила, что треть класса перевести бы в специальные школы, просила "ложить" детям в портфели сменную обувь каждый день, а не оставлять в школе, так как "воруют разные личности"... Родители сидели насупленные, молчали. Ольга слушала и не понимала, как ее сын мог оказаться в этих стенах, и как она вообще могла это допустить. Она винила себя и еще больше винила Влада - это из-за него они вынуждены приспосабливаться к новой реальности, которая лишила их привычных условий, ритма жизни и, Ольга осознала это на собрании, - блестящего будущего сына. ..
Домой она пришла задумчивая:
- Мама, папа, мы сделали ошибку, отправив Антона в эту школу, но что теперь делать - я не понимаю. Я не хочу, чтобы он там находился даже день, а у нас еще впереди целая четверть. Как быть?
- Оль, я давно тебе хотел сказать,что Антошке нужно в Москву. Не его это город, школа, вся эта среда... - папа вздохнул.
- Папа, ты же знаешь, что это сейчас нереально, не нужно мне душу рвать! - Ольгу начали захлестывать эмоции, которые она долго усиленно запихивала себе внутрь.
- Прости, Оль. - отец подошел к окну и минуты две молчал. - Знаешь что, дочь. А давай Антона дома будем учить? Мы справимся, я уверен. Хотя бы этот год закончим, а летом будет видно. Может и вернешься в Москву - кто знает...
- А что? - вмешалась в разговор мама. - Я буду заниматься с ним литературой, музыкой, мир изучать и не просто по учебнику - он в музее будет мне помогать! А папа, сама знаешь, какой у нас математик. Да и с Антоном они ладят. Давай попробуем?
Ольга посмотрела на родителей полными слез глазами:
-Мама... Папа... Вы у меня самые лучшие!
P.S. Антона перевели на семейное обучение. Так он проучился до 6го класса. За это время Ольга получила новую профессию графического дизайнера, встала на ноги. После 6го класса они вернулись в Москву, где Антон отлично сдал экзамены в одну из лучших физико-математических школ Москвы. В 9 классе он стал победителем Всероссийской олимпиады школьников по математике. Антон продолжает учёбу в школе. Дедушка с ним больше не занимается, но мальчик с благодарностью вспоминает эти годы. Каждое лето дедушка и бабушка приезжают к дочке и внуку в Москву, так как из-за разных сборов и лагерей Антон не может никуда надолго уехать. С отцом он не общается. Как сложилась его жизнь- они не знают.
Каналы с материалами (видео, шпаргалки, рилсы, книги): Для 1-2 классов Для 3-4 классов Для 5-6 классов Для 7-8 классов Для 9-11 классов Онлайн-уроки и ресурсы для учебы и аттестации Все про олимпиады и для олимпиадников Отзывы об онлайн-школах и платформах