Угадайте, где я работаю. Или: машиностроение – такое машиностроение.
Если, при первом взгляде на картинку, подумали, что в больничке, то, совершенно не верно. И хотя на фото действительно рентгеновские снимки, но на них не кости, а лопатки. Лопатки для паровых турбин. Точнее, бронированные кромки лопаток.
Паровые турбины
Основное назначение паровых турбин - преобразование энергии перегретого пара в энергию вращения. Лопатки бывают двух видов: направляющие и рабочие. Направляющие крепятся неподвижно внутри корпуса турбины. Они формируют потоки пара, поступающего из котла. Рабочие лопатки закреплены на валу, который приводят во вращение под воздействием давления пара. Обычно, турбина имеет форму конуса и лопатки идут рядами. Рад направляющих лопаток на корпусе чередует ряд рабочих лопаток на валу. Количество рядов, размер и геометрия лопаток зависят от типа турбины и ее мощности.
Зачем бронировать кромки
Во время работы турбины внутри творится сущий ад. Температура достигает 580 градусов Цельсия. Давление до 230 атмосфер. Не удивительно, что даже лопаткам, сделанным из жаропрочной стали, требуется усиление. И таким усилением служат пластины из мягкого металла (серебряный сплав), которые напаиваются на входную кромку лопатки.
Фото на память
Так зачем же делать рентгеновские снимки лопаток? На самом деле, напайка пластин это конечный этап производства лопаток. А разным видам неразрушающего контроля изделия подвергаются на всех этапах производства. Входной контроль заготовок ручным сканером, ЛЮМ контроль, магнитно-резонансный контроль, измерение готовых изделий на Контрольно Измерительной Машине и финальный рентген контроль. Плюс контроль ОТК линейных размеров. Так что за продукцию родного завода ни разу не стыдно!
Новая волна
Смотришь новости последних месяцев: там новый завод открыли, тут президент что-то запустил. И с одной стороны берет гордость за родную страну, а с другой… Сограждане, ну почему у нас не получается что-либо делать в мирное время? Почему, для того, чтобы что-то делать, нам нужен какой-то «жареный петух»? Но, мы (я имею в виду Россия) растем и развиваемся. Про свой завод могу сказать так. 4 года назад я полностью поменял свой жизненный расклад: из белого воротничка в офисе стал синим воротничком на заводе. С тех пор производство, на котором я тружусь выросло почти в 3 раза. И по количеству производимой продукции и по номенклатуре изделий.
P.S. Кстати, увидеть турбину вживую, в разрезе можно, например, в Москве, в парке Северное Тушино, рядом с экранопланом Орленок.