Невероятные традиции Спарты – голые занятия мальчиков и девочек. Роль женщины в государстве, и почему так просто было воевать мужчинам, заботами о доме и финансах которых заботились жёны. Рассказываю.
О суровых нравах города-государства Спарты наслышаны многие. И о серьёзном воспитании мужчин, как воинов и защитников, также написано и снято немало. Но знает ли кто-то о спартанских женщинах?
Мальчики с малых лет забирались жить в казарму, где их обучали военному делу, владению оружием. Они воспитывались в физическом плане и получали хорошее образование. Несмотря на то что девочки оставались жить в отчем доме, они также получали равнозначное образование, а также спортивный режим. Кстати говоря, занятия гимнастикой у мальчиков и девочек были совмещёнными. Кроме того, проводились они в обнажённом виде.
Девочки занимались метанием диска, бегом и борьбой, которые входили в обязательный курс обучения. Считалось, что у сильной женщины родится здоровый и крепкий малыш. Кроме того, подтянутой в физическом плане, ей будет легче рожать детей.
Именно эта роль женщины в Спарте считалась первоочередной. Они были освобождены от рутинной домашней работы. Считалось, что шитьё и ткачество удел илотов. Это порабощённый народ, который был выше классом, чем рабы, но ниже, чем сами спартанцы.
Кстати говоря, женщины-спартанки должны были уметь обращаться с оружием, чтобы суметь предотвратить возможную попытку восстания тех самых илотов, когда мужчины будут на войне.
Но эти сильные и свободные особы всё-таки занимались домашними делами. Они вели бизнес, управляли поместьем или фермой. Так как мужчины постоянно были в казарме или на войне, женщины без труда справлялись с поддержанием финансовой стабильности. Кроме того, девочки могли становиться наследницами поместий и ферм в отличие от афинянок, муж которых становился наследником, а жена лишь дополнением. У спартанок была свобода в участии в социальной и политической жизни государства. Они могли смело задавать вопросы мужчинам и вступать в дискуссии. Афинянки же не смели сказать даже слова в присутствии афинянина.
Если в Афинах девочку выдавали замуж в четырнадцать лет, то спартанки сначала получали образование, а после, уже в возрасте восемнадцати-двадцати лет, становились невестами. Им не давали большого приданого, чтобы сохранить целостность семейного богатства.
Правом выбора спутницы обладал мужчина, который должен был жениться не позднее тридцати лет. Обговорив свой выбор с родителями девушки, получив от неё согласие, жених увозил невесту к себе. Там служанки готовили её к брачной ночи. Невесте брили голову и оставляли ждать жениха в затемнённой комнате. Она к этому моменту была переодета в мужскую одежду. Ночью влюблённые встречались, у них были интимные отношения, после чего мужчина возвращался в казарму. Девушку же отправляли обратно в дом родителей. Жених встречался с ней ночами, они спали вместе и даже рожали детей, ещё не будучи женатыми.
Всё это время жених не видел свою избранницу при дневном свете. Считалось, что это помогало поддерживать страсть в отношениях молодых. А она, как известно, помогает в рождении большего количества детей. В этом был основной интерес государства.
Если у супругов долгое время не получалось зачать, жене предлагали попробовать какого-нибудь другого мужчину, чтобы понять, получатся ли дети от него. Это не считалось изменой. Спартанки слыли добродетельными и верными. И вовсе не потому, что хранили себя для одного. Просто по законам государства братья могли иметь одну жену или обмениваться ими. Пожилые спартиаты могли уступить свою супругу на одну или сколько понадобиться ночей сильному молодому мужчине, чтобы они воспроизвели крепкое потомство. В дальнейшем он усыновлял этого ребёнка.
Спартанки были похожи на амазонок: сильные, волевые, преданные своему государству. Они не могли простить своих сыновей, которые опозорились в битве и стойко переносили утрату своих детей и мужей после боя. Это внешне, что творилось у них внутри – загадка.
Спарта была могущественным и практически непобедимым городом-государством, что обеспечивалось не только отбором «крепких» детей и длительными тренировками воинов. Женщины, которые были защитницами земель, домов и порядка в городе, пока их мужья были далеко, позволяли своим супругам сосредоточенно заниматься искусством войны.