Никогда не забуду
Чей-то мудрый совет:
Жди опасности всюду,
Где опасности нет.
В.Шефнер
Современный человек не может без лекарств. Условия жизни улучшаются, а человечество как болело, так и болеет, вот и производство лекарственных препаратов растет. Но почему?
Для это есть несколько причин: рост населения; ослабление действия естественного отбора; повышение социального и медицинского обеспечения; повышение продолжительности жизни.
Итак, человек не может жить без лекарств. Увы, все лекарства имеют побочные эффекты. Попробуем рассмотреть всё то, что побудило написать меня, что лекарства –это лезвие бритвы для людей.
Лекарства – это препараты, назначаемые врачом для лечения определённых болезней. Нет и не может быть таблеток от всего. Однако помимо этого, есть ещё другие причины. Первая из них та, что патогенные бактерии, уже научились бороться против изобретенных лекарств, вторая, как бы мы не пыжились, мы ещё не научились бороться с вирусами, эпидемия ковида показала, что наши лекарства против этого вируса мало эффективны, ну и третье – побочные эффекты.
Попробуем разобраться во всём. Подобно всем химическим веществам, лекарства преодолевают тканевые барьеры и попадают в кровь. С током крови лекарства попадают в печень, где происходит биотрансформация, в результате чего активность препарата уменьшается или усиливается. Нарушение или отклонение типа использования лекарства снижают их эффективность и даже более того, делают их опасными. Так некоторые пищевые продукты в сочетании с лекарственными препаратами ухудшают состояние больного. Например, если противогистаминный препарат запивать кофе или чаем возникают устойчивые бессонницы, иногда бред, а употребление ипразида и фтивазина одновременно с сыром, пивом, копчёной рыбой приводит к гипертоническому кризу.
Европейская медицина только-только начала учитывать генотип больного при лечении заболеваний, а ведь мы такие разные. По данным ВОЗ у 2,5% населения Земли повышен риск проявления токсичности лекарств в силу генетических особенностей. Например, у людей с недостаточностью глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы использование сульфаниламидов, других лекарств (до 40 препаратов) приводит к гемолизу эритроцитов, а так и до смерти два шага. В 2004 году Управление по контролю качества пищевых продуктов и медикаментов США одобрило препарат Bidil для терапии сердечной недостаточности у людей с черным цветом кожи. Препарат Bidil помогает 66% из них и абсолютно бесполезен для лечения того же недуга у светлокожих пациентов.
Многие препараты, в достаточной степени безвредные для взрослого организма, проявляли мощное тератогенное действие у некоторых новорожденных. К таким препаратам относятся димидрол, пипольфен, тавегил. Последний, кстати, при длительном применении взрослыми людьми приводит к развитию у них глухоты. Конечно, не у всех, потому что разные организмы обладают разной чувствительностью к лекарственным препаратам; (по-видимому, разные генотипы обладают в разной степени развитой системой репарации – это починка ДНК или починка разных клеток и органов). Некоторые антигистаминные препараты, принимаемые беременными матерями, вызывали развитие у человеческих эмбрионов полидактилии (попросту говоря, появлялись лишние пальцы), дефекты мышц сердца, гипоплазию легких и почек, а применение кортизона приводило или к выкидышам, или к развитию у плода расщепленного неба и редкого синдрома «руки прачки» - отторжение кожи рук. Использование метиленового синего в качестве антисептика вызывает у эмбрионов уродства головного отдела – аномалии черепа, глаз и челюстей
Даже витамины, например, витамин А при использовании беременными матерями в высоких дозах приводит к появлению уродств плода, а витамин РР в высоких дозах выступает как мутаген для плода.
Очень часто врачи используют гормоны для лечения ряда заболеваний, но происходит ли излечение? Ведь вмешиваясь в тонкую вязь гормонов, мы можем вызвать нарушения огромного количества молекулярных процессов. Но как сказал еще Гиппократ: «Медицина не излечивает, но облегчает и утешает».
Было доказано, что гормональный сдвиг в организме вызывает хромосомные аномалии у человека. Поэтому искусственное введение гормонов может сдвинуть равновесие в сторону роста спонтанного мутагенеза.
Удалось показать, что сами гормоны могут быть сильными мутагенами. Прогестерон, андростендиол, тироксин, эстрон способны вызвать изменение числа хромосом в клетках лимфоцитов млекопитающих, в том числе и человека. Кортизон и гидрокортизон вызывает как геномные мутации (автополиплоидии) в клетках печени млекопитающих, так и гетероплоидии в клетках костного мозга млекопитающих. Последствия для таких больных будут самыми печальными.
Однако, именно гормоны, такие как, адреналин, норадреналин, а также медиаторы ацетилхолин и серотонин, способны защищать организм от мутагенного действия рентгеновского облучения.
Даже использование растительных лекарственных препаратов может дать побочный эффект. Известно, что свойства, и в том числе мутагенность, лекарственных растений зависит от того, где собрано растение, в какую фазу жизненного цикла, в каком биотопе, и даже в какое время суток. Не зря все старинные справочники по лекарственным травам, очень четко оговаривали методы сбора растений. Особое внимание уделялось способам консервации растений – засушивание, использование сырых, приготовление отваров или настоек (спиртовых, масленых или водяных). Люди, не зная этих правил, наносят себе ужасный вред.
Вообще, история открытия мутагенных свойств лекарственных алкалоидов трагична и связана с выяснением причин роста злокачественных новообразований в определенных районах Азии и Африки.
Чрезвычайную опасность представляют собой лекарственные растения, собранные в промышленных зонах, так как под действием антропогенных загрязнителей растения способны накапливать в своих тканях сильные мутагены. Кроме того, они способны мутировать сами, при этом в организме растения синтезируются вещества, отнюдь небезопасные для людей.
Осталось добавить немногое: незнание физиологии человека привело к появлению псевдосоветов о травах, выводящих шлаки, накопленные организмом. Говорить так смешно и неумно, так как организм человека занимается этим постоянно, а вот использование трав, с которыми данная популяция людей никогда не сталкивалась, например, тибетских или южноамериканских, может резко повысить уровень мутирования в данной популяции людей.
Хочу отметить, что мутагенность и токсичность часто не связаны между собой, и нетоксичные вещества могут вызывать мутагенез.
Итак, лекарственные препараты, помимо позитивных эффектов, могут иметь и негативные, причем не только для тех, кто их использовал, но и для их потомков. Именно поэтому человек, применяя лекарства, идёт по лезвию бритвы.
Так что, лекарства лучше применять по необходимости, инструкции и назначению знающего специалиста.