28.02.2024.
2Цар.21:2 «Тогда царь призвал Гаваонитян и говорил с ними. Гаваонитяне были не из сынов Израилевых, но из остатков Аморреев; Израильтяне же дали им клятву, но Саул хотел истребить их по ревности своей о потомках Израиля и Иуды».
Во времена царствования Давида, Израиль постигло «стихийное бедствие». Три года, год за годом, голод истощал народ Божий. Поскольку ответственность за всё происходящее в стране несет тот, кто стоит во главе государства, Давид искал причину бедствия. Сам Давид не был повинен в случившемся. Давид, как человек духовный, искал и причину духовную:
- Что не так в отношениях Израиля с Богом?
- Для чего Господь попустил этот голод?
Давид вопросил Бога и получил ответ! Давид искал и нашел! Давид стучал и ему отворили!
Когда-то очень давно, несколько столетий назад, до описанных событий, израильтяне, в лице Иисуса Навина и его «правительства», дали клятву предкам гаваонитян, которые и поныне продолжали жить среди Божьего народа. Гаваонитяне получили гарантию об их не истреблении. Израиль дал им клятву, заключив с ними союз, соглашение.
Итак сотни лет назад предки израильтян и предки гаваонитян заключили между собой союз. Этот союз был заключен как бы «неправильно». Ибо гаваонитяне обманули израильтян. А израильтяне совершили ошибку не вопросив перед этим Господа: они «дали им клятву».
Но, спустя много времени, первый царь Израиля, Саул, решается исправить «историческую ошибку». С точки зрения человеческой морали Саул действовал абсолютно справедливо. Кроме того, Саул, Божий помазанник, предпринял этот шаг из патриотических соображений: «по ревности своей о потомках Израиля и Иуды». Вероятно, Саул рассудил, что из-за того, что предки совершили ошибку, не должны же теперь всю жизнь из-за этого терпеть неудобства их потомки. Они ведь ни в чем не повинны! Такова человеческая логика.
На первый взгляд она кажется справедливой. Но так кажется только тем, кто не знаком с Божественной логикой. Незнание же Божьих закономерностей чревато разрушительными последствиями. Ведь «незнание закона не освобождает от ответственности»! А это – один из основополагающих правовых принципов в обществе. Возможно, Саул не вникал как следует в закон, данный Богом Израилю. А закон гласит: «если кто …поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Числа 30:3). Но этот закон не является лишь «ритуальным». Он универсален. Давид, преемник Саула, – человек, который на себе испытал последствия нарушения этого положения закона, когда Израиля постиг голод, впоследствии написал о тех, кто может пребывать в жилище Господа, и обитать на святой горе Его: «тот, кто клянется хотя бы злому, и не изменяет» (Псалом 14:4). Христос, напоминая Своим ученикам об этом пункте из закона Моисея, не только не отменил его, напротив – ужесточил, как бы приравняв к клятве весомость каждого слова, выходящего из уст человека: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матфей 5:37).
Мы не знаем, что было бы с Израилем дальше, если бы Давид не взыскал Господа, когда наступил голод. Наверное ответ, который Давид получил от Господа, был неожиданным. Ведь Саула уже давно не было в живых, да и страдал при этом не только «кровожадный дом Саула», но вся страна! Однако, этот ответ был от Господа. Как только грех Саула был искуплен и покрыт, голод в стране прекратился.
Приближение человека к Богу – это, в том числе, процесс постижения человеком Божьих принципов, Божьих требований, Божьих закономерностей, которые действуют бесперебойно. Апостол Павел называет «нерассудительным» человека, который не познает волю Божью (Ефесянам 5:17). Это касается не только отдельного человека, но и церковной общины, общества, страны... Потому и не устает доброжелательно настроенный к нам Дух Святой, призывать всех нас: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иаков 4:8).