Найти тему
Захар Прилепин

СУРОВОЕ ВРЕМЯ. ЧЕСТНАЯ, НАРОДНАЯ, ВОИСТИНУ РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ

В продолжение вчерашнего тяжелого разговора – о войне, об ожидании в тылу, о правде и чести, о горе и надежде – подборка советской живописи на темы войны.

Сейчас тоже пишут (но мало) на военные темы. Но так – уже не пишут. Где-то будто даже разучились.

Вид ребёнка в разом обессилевших руках женщины на картине Лутфуллина – пронзает сердце.

Все работы в этой подборке заслуживают долгого разговора.

Виктор Пузырьков. «Киев в оккупации». 1942

(Характерно, что в «кадре» – храм, и он тоже оккупирован. И он тоже нуждается в освобождении.)
Виктор Пузырьков. «Киев в оккупации». 1942 (Характерно, что в «кадре» – храм, и он тоже оккупирован. И он тоже нуждается в освобождении.)
Виктор Киселёв. «Вернулся!» 1947

(Одеяло слева натурально из моего детства. Да и половик. Да и всё…)
Виктор Киселёв. «Вернулся!» 1947 (Одеяло слева натурально из моего детства. Да и половик. Да и всё…)
Николай Терпсихоров. «Письмо с фронта». 1947
Николай Терпсихоров. «Письмо с фронта». 1947
Юрий Непринцев. «Рассказ об отце». 1955
Юрий Непринцев. «Рассказ об отце». 1955
Юрий Кугач. «Лето 1941 года». 1959

(Этой прекрасной работой явно вдохновлялся Сергей Бондарчук, когда снимал «Они сражались за Родину».)
Юрий Кугач. «Лето 1941 года». 1959 (Этой прекрасной работой явно вдохновлялся Сергей Бондарчук, когда снимал «Они сражались за Родину».)
Борис Романычев. «Шел парнишке в ту пору восемнадцатый год». 1969
Борис Романычев. «Шел парнишке в ту пору восемнадцатый год». 1969
Иван Кучма. «Суровое время». 1973
Иван Кучма. «Суровое время». 1973
Ахмат Лутфуллин. «Прощание». 1973
Ахмат Лутфуллин. «Прощание». 1973
Владимир Рутштейн. «Солдаты». 1975
Владимир Рутштейн. «Солдаты». 1975
Пётр Фомин. «Солдатки». 1980 

(Сложно не заметить, что на картине крупнейшего советского художника – икона. Которой, если верить новейшему религиоведению, не могло быть ни в советской действительности, ни на картине маститого советского автора. И тем не менее – вот. Сильнейшая и мучительно горькая работа. Солдатки, заметьте, трёх поколений. То есть – «…идёт война народная», все ушли на фронт.)
Пётр Фомин. «Солдатки». 1980 (Сложно не заметить, что на картине крупнейшего советского художника – икона. Которой, если верить новейшему религиоведению, не могло быть ни в советской действительности, ни на картине маститого советского автора. И тем не менее – вот. Сильнейшая и мучительно горькая работа. Солдатки, заметьте, трёх поколений. То есть – «…идёт война народная», все ушли на фронт.)
 Вячеслав Жемерикин. «22 июня 1941 года». 1985

(Традиционно обратим внимание на храм, которого, если верить т/к «Спас», не могло быть в СССР ни в реальности, ни на картине. И тем не менее – вот он снова храм.)
Вячеслав Жемерикин. «22 июня 1941 года». 1985 (Традиционно обратим внимание на храм, которого, если верить т/к «Спас», не могло быть в СССР ни в реальности, ни на картине. И тем не менее – вот он снова храм.)
Евгений Щербинин. «Отец». 1993
Евгений Щербинин. «Отец». 1993
Борис Окороков. «Первый день мира». 1975
Борис Окороков. «Первый день мира». 1975

Да будет мир. После Победы.