Первый "Папамобиль" "Мерседес-Бенц"

Глава католической церкви Папа Римский, хоть и является наместником Бога на Земле, по сути - обыкновенный человек. И, как и все обычные люди, имеет право пользоваться автомобилем. Но для особого человека надобен и особый автомобиль. И каждая компания, производящая автомобили, мечтала и мечтает, чтобы автомобилем именно их марки пользовался понтифик. И если дело доходило до этого, то всегда Ватикану дарились специально построенные автомобили, которые получили общее название Папамобиль (итал. Papamobile).

Началось все в 1929 году, когда Папе Римскому Пию XI компания "Ситроен" подарила роскошный С6Е Lictoria. До этого автомобили попросту не были нужны, поскольку целых 59 лет папы не покидали пределов Ватикана.

И тут всполошились немцы. Как так? Какой-то "Ситроен" и возит задницу самого святого человека на Земле. И в июле Пий XI получил в дар от "Даймлер-Бенц АГ" автомобиль 460 "Нюрбург" (внутреннее обозначение W08).

Момент передачи "Мерседес-Бенц-460 Нюрбург" Папе Римскому Пию XI. От завода дарителем выступал Ханс Нибель, заменивший на посту главного конструктора автомобильного подразделения концерна самого Фердинанда Порше.
Момент передачи "Мерседес-Бенц-460 Нюрбург" Папе Римскому Пию XI. От завода дарителем выступал Ханс Нибель, заменивший на посту главного конструктора автомобильного подразделения концерна самого Фердинанда Порше.

Модель вышла на рынок в 1928 году и так и не стала хитом, хотя ее создал сам Фердинанд Порше. Автомобиль был создан в большой спешке, чтобы как можно скорее "догнать и перегнать" "Хорьх-8", который еще два года назад представил рядный 8-цилиндровый двигатель. "Мерседесу" не пристало отдавать лавры первого, поэтому для ускорения работ в конструкции первой собственной "восьмерки" никаких новинок не применялось. Но 4,6-литровый нижнеклапанный двигатель развивал только 80 л. с. и едва мог разгонять 2,15-тонный автомобиль до 100 км/ч. В процессе производства конструкция постоянно совершенствовалась, но автомобиль имел репутацию устаревшего. Последние выпущенные экземпляры ждали клиентов целых 6 лет - к этому времени уже производилось следующее поколение, более эффектное, хотя и окруженное мрачной славой лимузина нацистов.

"Мерседес-Бенц-460 Нюрбург" на Пьяцца-сан-Пьетро в Ватикане. На автомобиле номер SCV-4
"Мерседес-Бенц-460 Нюрбург" на Пьяцца-сан-Пьетро в Ватикане. На автомобиле номер SCV-4

Неудивительно, что именно "460 Нюрбург" было решено подарить Святому Престолу. Во-первых, можно было поднять престиж, во-вторых, избавиться хотя бы от одного экземпляра со склада. Но для начала надо было оснастить его кузовом. Об этом позаботился собственный кузовной завод, расположенный в Зиндельфингене, который ежедневно производил серийные кузова, но время от времени выполнял также индивидуальные заказы – такие как "папамобиль". Интерьер автомобиля отличался величественным троном и телеграфом для передачи команд шоферу (”медленно" , ”быстро”, "направо", "налево", "стоп", "развернись" и "домой"), однако внешне он выглядел вполне обычным. Он даже не имел бронирования, которое стало обязательным только после покушения на Иоанна Павла II. Как и все автомобили Ватиканского флота, автомобиль имел регистрационный знак с символами SCV – это единственный случай, когда несколько автомобилей в одном государстве и в одно и то же время законно несут одни и те же номерные знаки, и теоретически могут находиться на дороге в одно и то же время.

Скромное убранство салона
Скромное убранство салона
"Пульт дистанционного управления" водителем
"Пульт дистанционного управления" водителем

В 1930 году автомобиль был передан Пию XI инженером Хансом Нибелем, преемником Ф. Порше и создателем знаменитых SSK и гоночного W25. Интересно, что от завода до Рима автомобиль добирался своим ходом.Он прослужил в Ватикане целых 30 лет. Это был самый продолжительный период использования "папамобиля". Он же положил начало традиции использования Святым Престолом автомобилей "Мерседес-Бенц". В 1984 году он был отреставрирован и торжественно передан Иоанну Павлу II. Сегодня он выставлен в музее Ватикана.

"Нюрбург" вернулся в Ватикан в 1984 году.
"Нюрбург" вернулся в Ватикан в 1984 году.