Её называли «Снежной Королевой Норвегии», «Настурцией Севера» и «Белым лебедем». Она была едва ли не первым в истории подростком-звездой, чьи феноменальные таланты обсуждал весь мир. Соню боготворили. И она стала богиней.
🎬Белый лебедь (2018)
Sonja: The White Swan
Те, кто увлекается фигурным катанием или близок к спорту, наверняка знают, о ком пойдёт речь. Имя, которое стоит в одном ряду с Ириной Родниной, только Соня была первой в мире. Первой трёхкратной олимпийской чемпионкой в женском одиночном катании.
Соня Хени родилась в Христиании, нынешнем Осло, с золотой ложкой во рту. У отца был успешный бизнес, да к тому же на пару с женой они были богатыми наследниками. Родители прививали Соне и её старшему брату Лейфу любовь к спорту (лыжи, теннис, плавание, коньки), и как только у девочки появились первые успехи на льду, школа для неё закончилась. К её услугам был лучшие педагоги в удобное для спортсменки время. В числе учителей Сони была даже известная российская балерина Тамара Карсавина. Из Сони растили звезду и спортивную знаменитость. И вырастили. Был ли виноват папа в том, какой стала его дочь? Разумеется.
В возрасте всего девяти лет(!) она приняла участие во взрослом чемпионате Норвегии, а в одиннадцать стала восьмой на первых зимних Олимпийских играх в Шамони в 1924 году!
В 1927-м она одержала первую из десяти подряд побед (беспрецедентный случай в истории спорта) на чемпионате мира. В следующем году завоевала свою первую олимпийскую золотую медаль. Через четыре года еще одну (Олимпиады проводят раз в четыре года). Последним стало золото на Олимпиаде 1936 года в Гармиш-Партенкирхене, после чего Соня завершила спортивную карьеру.
В мире спорта Соня стала сенсацией.
В 24 года она была трехкратной олимпийской чемпионкой, десятикратной чемпионкой мира и шестикратной – Европы. Соня первой из фигуристок стала использовать на выступлениях короткую юбку и белые коньки, а также применять в танце хореографию. Новаторские приёмы Сони на льду, её гламурное поведение навсегда изменили спорт и фигурное катание. Она и правда была королевой льда. Яркая, очаровательная блондинка, перед которой весь мир.
Любимый папочка стал помогать Соне быть королевой и в других областях, раз уж с Олимпиадами покончено. Соня стала звездой ледовых шоу голливудского балета, поистине феерических и фантастических. Они были безумно популярны, а гастрольный тур расписан на годы вперед.
Одни только ледовые туры приносили по два миллиона долларов ежегодно. А еще были рекламные контракты – на коньки, драгоценности, дорогую одежду. Доходы Сони сделали её одной из самых богатых женщин в мире.
Но и этого оказалось мало. Она мечтала быть актрисой и покорять сердца с экранов. Хени снялась в пятнадцати фильмах, стала одной из наиболее высокооплачиваемых актрис своего времени, и наверняка многие из вас видели самый известный фильм с ее участием - «Серенада солнечной долины», признанный одной из лучших музыкальных картин в истории кинокомпании 20th Century Fox и всего жанра, и ставший одним из любимых фильмов… Гитлера.
Тема Гитлера в фильме о судьбе Хени мягко обошли стороной, лишь тонко намекнув на ужины и прочие дружеские посиделки (прямо как в случае с Лени Рифеншталь). Ибо Соня, как и Лени, была любимицей Адольфа. Она часто выступала в Германии, вращалась в кругах со сливками сливок и общение с Гитлером не было для неё чем-то диковинным. Йозеф Геббельс так и вовсе лично участвовал в продвижении в Германии её первого фильма «Одна на миллион».
Во время оккупации Норвегии нацистской Германией немцы увидели фотографию Гитлера с автографом, выставленную на пианино в доме Сони, и ни один из объектов собственности Хени не был конфискован или повреждён.
Правда, в начале войны Соня стала гражданкой США и как большинство актеров поддерживала свою новую родину в борьбе с врагом. При этом, очевидно, пыталась усидеть на двух стульях – отрыто ничего против фашизма не высказывала, за что подверглась критике в Норвегии и первое время после войны к ней относились, как к предательнице. А спустя десять лет она с триумфом вернулась в Норвегию с шоу «Праздник на льду».
На протяжении всего фильма Соня Хени показана как мерзкая, неприятная, зазнавшаяся королева, для которой другие люди просто не существует. Их можно беспардонно использовать пока нужны и выкинуть, если надоели. Чего стоит история с её ассистенткой Конни. Молодая девушка всю жизнь провела рядом с ней и её хотелками. Ни семьи, ни друзей, только звезда Соня. И что получила в итоге? Пинок под зад спустя двадцать лет собачьей службы.
Соня была невероятно близка с братом Лейфом, которому постоянно помогала деньгами. С этим же братом она разругалась так, что до конца жизни не помирилась и даже не виделась. Лейф уже после её смерти издал книгу, где называл сестру жадной до денег нимфоманкой и алкоголичкой. И в фильме это тоже есть. Соня вела распутный образ жизни, устраивала оргии и частенько попадала в скандальные колонки газет. Белому лебедю можно было всё.
Соня помимо многочисленных связей и романов несколько раз была замужем, создала собственное ледовое шоу, а не через импресарио, с кем работала много лет, разорилась, много пила, снова разбогатела. В конце жизни легенда фигурного катания в третий раз вышла замуж и вместе с супругом накопила большое собрание современного искусства, которое стало основой Центра искусств Хени-Унстад недалеко от Осло. Более ста полотен, среди которых работы Пабло Пикассо, Анри Матисса, Пауля Клее и других известных художников.
Собственно, Соня даже похоронена перед этим Центром искусств.
Каким получился фильм? Великолепным. Он отражает эпоху, раскрывает суть характеров. Рассказано и показано так, что оторваться сложно. В роли Сони - Ине Марие Вильман, вжилась в образ просто превосходно. Нужно было играть как молодую Соню, так и в возрасте - и ей это удалось. Мне не хватило в сюжете именно спортивной карьеры. Детство показано мельком, а фильм начинается с Олимпиады 1936 года, когда Соня карьеру завершает. Это не критичный минус, но минус, если речь идет о легендарной фигуристке.